Звук и буква ш
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем
изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы
скажете мне в конце урока.
А сейчас я попрошу взять вас наши пружинки и поочерёдно надевать их на каждый пальчик как обычно вместе со мной. Сначала на правую ручку.
Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо все будет хорошо.
А теперь на левую. Можно повторять чистоговорку вместе со мной.
Кладем колечки.
- Как шипят змеи (ш-ш-ш)
- Как шипит гусь (ш-ш-ш)
- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком ш и буквой ш, его обозначающей.
- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-
отгадках?
- Смешарик слушает как вы работаете.
1. Сегодня всё ликует
В руках у детворы!
От радости танцуют
Воздушные ... . (шары)
2. И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша как солнышко
Кто же это?... . (Золушка)
3. Кот живет у нас на крыше,
А в подвале живут… . (мыши)
4. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
5. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … . (машина)
6. Если ты его заточишь,
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это … . (карандаш)
- Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны.
- Произнесите слово шишки. Назовите первый звук. ([ш])
- Какой это звук? (Согласный)
- Почему так считаете? (При произношении воздух встречает преграду)
- Закройте уши. Произнесите звук и подумайте, звонкий он или глухой? (Глухой)
- Почему так думаете? (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона)
Какой парный звонкий звук у звука Ш? (Звук[ж])
- Произнесите звук Ш. Скажите, он твердый или мягкий? (Он твердый)
- Дайте характеристику новому звуку. (Звук [ш] согласный, глухой, твердый)
- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет вы сможете открыть сами.
- Найдите слова, где новый звук будет мягким. (Таких слов нет)
- Значит, звук [ш] всегда твердый.
- А сейчас я предлагаю вам найти на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].
(шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)
А кто знает какой же буквой обозначается на письме наш звук? Буква называетсч ША.
Давайте немного пофантазируем. На что же похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать е и ё.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
- А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого- вы сейчас сами отгадаете.
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
- А теперь послушайте внимательно. Сейчас мы с вами вместе составим звуковую схему к слову школа.
- Кто желает составить звуковую схему к этому слову? Выходи к доске.
- Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Докажи. (Проверяет при помощи хлопков.)
- На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.) Как ты это понял? Позови это слово. (шкОла.)
- Произнеси первый слог. (первый слог Шко.)
- Хорошо, назови первый звук в этом слоге. ([ш]) Какой он? (Согласный твердый.) Молодец, каким цветом мы его обозначим? (Синим.)
- Прикрепи карточку первого звука первого слога на доску.
- Хорошо, назови второй звук в первом слоге. ([к]) Какой это звук? (Это согласный твёрдый звук.)
- Назови третий звук в первом слоге. ([о]) Какой это звук? (Это гласный ударный звук)
- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [к] и [о]? (Слог-слияние) Молодец. Какими двумя цветами мы обозначим слог- слияние? (Синим и красным.)
- Хорошо, прикрепляй слог- слияние на доску.
- Теперь прочитай мне второй слог. (ЛА)
- Назови мне первый звук слога ЛА. ([л]) Какой он? (Согласный твердый.)
- Молодец, назови второй звук? (Звук [а]) Какой он? (Это гласный безударный звук.)
- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [л] и гласный звук [а] ? (Да, они образуют слог- слияние.) Какими цветами мы обозначим этот слог? (Синим и красным.)
- Прикрепляй слог- слияние, используя синий и красный цвета.
- В каком месте мы разделим нашу звуковую схему вертикальной чертой? (После первого слога ШКО.) Молодец!
- Ребята, обратите внимание на доску и проверьте, правильно ли вы записали.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Звездопад». На облаке нарисована буква ш, к ней подлетают звезды с гласными буквами, получаются слоги, которые мы с вами будем хором читать.
А теперь предлагаю прочитать слоги в учебнике.
Давайте прочитаем слова написанные жирным шрифтом.
- Прочитаем их. (Вместе читаем)
- Чем отличаются эти слова? (Они отличаются числом)
- Прочитаем второй столбик выделенных слов. (Читаем вместе)
- Назовите четвероногое животное. (Кошка)
- Где в слове кошка слышится звук ш? (В середине)
- Придумайте кличку кошке с буквой ш. (Пушинка, Крошка)
- Умнички.
- Прочитаем третий столбик. (Читаем вместе)
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)
Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и. У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. (Читаю рассказ)
- О каком времени года упоминается в рассказе? (Об осени)
- Прочитайте это предложение. (Читают первое предложение)
- Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Рябина была красная, спелая)
- Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком)
- Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисти рук)
- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные слова)
- Молодцы.
- А сейчас мы будем читать рассказ по одному предложению. Будьте внимательны. Когда услышите слова с новой буквой, хлопайте в ладоши. Начинаем читать. (Читают текст по одному предложению)
- Ребята, придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш]. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа)
А в каких словах нам встретилось наше правило?
Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и. У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и.
- Возьмите карточку с раскраской. Я буду читать утверждения. Если утверждение правильное, то вы закрашиваете синим цветом сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. +
2. ь обозначает гласный звук. –
3. Звук [ш] – всегда твердый. +
4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –
5. Звук [ш] – глухой. +
6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –
7. В слове кошка нет звука [ш]. –
8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +
9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +
10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)
- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета)? (Потому что звук [ш] всегда твердый).
- Умнички.
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...