Серия конспектов, направленная на детей с нарушением речи.
план-конспект

Федоренко Татьяна Николаевна

Данный материал поможет при работе с детьми ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Звездочки» на тему: «Наша Страна».

Возрастная группа: подготовительная к школе возрастная группа.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательной направленности (областей):

социально-коммуникативное, познавательное.

Форма занятия: подгрупповая.

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Коррекционно – образовательные:

-активизация словаря, расширение представлений детей о территории России, народах её населяющих,

-совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа множественного числа, -согласование прилагательного российский с существительными в роде и числе),

-упражнять детей в подборе синонимов и антонимов.

Коррекционно - развивающие задачи: 

-развитие связной речи (закрепление умения строить распространённые предложения), зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Коррекционно- воспитательные задачи:

-воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свою страну и свой народ.

Оборудование: фланелеграф, карточки с буквами для фланелеграфа, резиновый мяч, массажный мяч.

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о родине.

Ход: (Дети заходят в группу)

1.Орг. момент.

- Ребята, давайте разгадаем ребус

- Какое слово зашифровано в ребусе?

Дети: наша Страна.

- Как вы догадались?

 (Один воспитанник выкладывает это слово из букв на фланелеграфе).

2. На доске географическая карта России.

Воспитатель: Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. Часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. В ней много городов, поселков, деревень, рек…

3. Дидактическая игра: «Один – много»

- Давайте поиграем в игру, встаньте около стульев, я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете называть много предметов.

Город – много городов (поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес…)

4. На доске  – российский флаг и российский герб, звучит гимн России.

Воспитатель: Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел, одна его голова смотрит на восток, а другая – на запад.

5. Пальчиковая гимнастика «Семья»

Живут в России разные (Энергично сжимать и разжимать кулачки)

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву, (соединить большой и указательный пальцы правой руки)

Другим – родной простор. (соединить большой и средний)

У каждого народа (соединить большой и безымянный)

язык свой и наряд (соединить большой и мизинец)

Один черкеску носит, (соединить большой и указательный пальцы левой руки)

Другой надел халат.( соединить большой и средний)

Одни – рыбак с рожденья, (соединить большой и безымянный)

Другой – оленевод (соединить большой и мизинец)

Одни кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой)

Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.)

Другим – милей весна, (Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия( «Домик».)

У нас у всех одна. (Берутся за руки.)

6. На доске – Представители разных народов в национальных костюмах.

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду, разная культура, обычаи, праздники, даже любимая еда у них может быть разной.Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой).

- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете? (татары, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)

- Как называют всех граждан России? (Россияне)

- Какой главный документ есть у каждого Россиянина? (паспорт)

- Ребята, пройдите на середину, встаньте в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Слова – друзья». Передавайте по кругу  мяч и подбирайте слова, которые подходят по смыслу.

Воин, солдат, защитник, боец.

Родина, отчизна, отечество.

Смелый, храбрый, отважный.

- А теперь поиграем в игру «Скажи слово обратное». Передавайте массажный мяч в другую сторону, я вам буду называть слова, а вы подбирайте слова с противоположным значением.

Смелый – трусливый

Горе- радость

Друг – враг

Большой – маленький

7. Физминутка

11. Развитие связной речи. Составление предложений.

Учитель – логопед: Давайте составим небольшой рассказ о нашей стране. Вспоминайте, о чём мы говорили и пусть каждый придумает по одному предложению о России.

(Ответы детей)

Наша страна очень большая.

У нашей Родины России есть свой флаг, гимн и герб.

В России много рек, лесов и гор.

В нашей стране живёт много разных народов.

Мы любим нашу Родину.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Звездочки» на тему: «Малая родина».

Возрастная группа: подготовительная к школе возрастная группа.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательной направленности (областей):

социально-коммуникативное, познавательное.

Форма занятия: подгрупповая.

Цель: закрепить речевые умения у детей по лексической теме: «Малая родина», через составление рассказов по картинкам через коммуникативную деятельность.

Задачи:

1.коррекционно—образовательные: формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях, активизировать словарный запас по данной теме, употреблять прилагательные в сравнительной степени, совершенствовать употребление существительных в род. п., совершенствовать умение составлять слово из букв по типу –СГС- , выполнять его звуковой анализ, закреплять  умение составлять предложения, небольшой рассказ о городских объектах, упражнять в произношении поставленных звуков.

2.коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, речевое дыхание,  память, мышление, воображение.

3.коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к внешнему миру, гордость и уважение к родному городу.

Оборудование: волшебный сундучок, конверты с заданиями,

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические

Наглядные средства обучения: демонстрационный материал: картинки с изображением достопримечательностей города, кассы букв, фишки для звукового анализа слова.

Раздаточный материал: картинки с изображением городских объектов, кассы букв, фишки для звукового анализа слова.

Словарная работа: Зеленогорск, город, горожане, клумба, тротуар, здание, аптека, магазин, школа, вокзал, банк, ателье, парикмахерская, парк, кинотеатр, больница, детский сад, кафе, почта, улица, дом, дерево, дорога, здание, фонарь, автобус, магазин, школа, лавочка, остановка, ребёнок ,дети, машина, светофор, тротуар, парк; выше, длиннее, старее, тише, чище, веселее, ниже, добрее, глубже, прочнее, шире, короче, светлее, уже, быстрее; жить, строить, любить, гулять, смотреть, помнить.

Предварительная работа педагога:

разработка конспекта, подбор оптимальных методов и приёмов, разучивание с детьми текста и движений физкультминутки, изучение темы «Наш город», просмотр фильмов, презентаций, альбомов о нашем городе.

Структура занятия:

Вводная часть.

- Ребята доброе утро. Посмотрите, тут волшебный сундучок и что-то на нём написано. Попробуем прочитать: Зеленогорск. Что такое Зеленогорск?

Дети: Это название нашего города.

-Правильно. « Волшебный сундучок» - это очень увлекательная игра про наш город. В сундучке есть конверты с заданиями. Мы будем по очереди выполнять эти задания. Отвечать надо громко, внятно, проговаривая все звуки. Если всё выполним правильно, то нас ждёт приз-посылка. Ну, что, поиграем?

 II. Основная часть:

1.Игра «Что есть  в нашем городе?».

-Давайте откроем первый конверт. И тут вопрос: назовите, чего много в нашем городе. Кто ответил, проходите на свои места.

Дети: улица – улиц, дом – домов, дерево – деревьев, дорога – дорог, цветок – цветов, здание – зданий, фонарь – фонарей, автобус – автобусов, магазин – магазинов, школа – школ, лавочка – лавочек, остановка – остановок, ребёнок – дети, машина – машин, светофор – светофоров.

- Выполнили первое задание.

2.Игра «Чем занимаются?».

- Открываем следующий конверт. В нашем городе много разных зданий. Расскажите, для чего они нужны. Подсказки-картинки вы найдёте у себя на столах (аптека, магазин, школа, вокзал, банк, ателье, парикмахерская, парк, кинотеатр, больница, детский сад, кафе, почта)

Дети: В школе дети учатся писать и читать. В магазине люди покупают продукты. В кинотеатре горожане смотрят кино и мультфильмы.

- Отлично.

3.Игра «Слова наоборот».

- Читаем следующее задание. Давайте поиграем в игру.

Деревья высокие, а есть ещё (выше).

Проспект длинный, а есть ещё (длиннее).

Дом старый, а есть ещё (старее).

Парк тихий, а  есть ещё (тише).

Сквер чистый, а есть ещё (чище).

Дети весёлые, а есть ещё (веселее).

Горожане добрые, а есть ещё (добрее).

Лавочка низкая, а  есть ещё (ниже).

Река глубокая, а есть ещё (глубже).

Качели прочные, а есть ещё (прочнее).

Дорога широкая, а есть ещё (шире).

Клумба короткая, а есть (короче).

Здание светлое, а есть ещё (светлее).

Тротуар узкий, а есть ещё (уже).

Трамвай быстрый, а есть ещё (быстрее).

-  Молодцы. И с этим заданием вы справились.

4.Физкультминутка «Самолет».

- А вот конверт со смайликом. Значит, нам пора сделать разминку.

Мы хотим на самолёте полететь. ( Хлопки в ладоши на каждое слово)

И на город свой в полёте посмотреть. ( Повороты вправо-влево, правую ладонь ко лбу).

Приготовили к полёту (руки на пояс)

Все пилоты самолёты ( т-т-т). (хлопки ладонями о колени)

Разогрели мы мотор (д-д-д). ( топать ногами)

И отправились в дозор (р-р-р). ( вращательное движение руками)

Вот взлетели (л-л-л), полетели (р-р-р). (руки в стороны)

Город весь мы облетели (л-л-л).

И садимся на посадку. (присесть)

Вот и сделали зарядку.( встать)

- Отдохнули? Садитесь на свои места.

5. Игра «Интересные буквы».

Вот новое задание. Составьте из букв слово -ДыМ-. Сделайте его звуковой анализ.

- Какое слово вы составили?

Дети: дым.

- Сколько в нём слогов?

Дети: один (прохлопывают).

- Сколько в нём звуков?

Дети: три.

- Назовите их.

Дети: д,ы,м.

-  Расскажите про звук –д-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

-  Расскажите про звук –ы-.

Дети: Он гласный, поётся.

- Расскажите про звук –м-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

- Всё верно. Наведите на столе порядок. Спрячьте буквы в свои домики.

6. Игра «Важные памятники города».

- В этом конверте такое задание: расскажите о достопримечательностях нашего города. Педагог выставляет на доску картинки с изображением достопримечательностей. Дети составляют небольшие рассказы по плану: 1.Как называется достопримечательность. 2. Почему, в честь кого дано такое название. 3.Как горожане проводят время в этом месте.

Заключительная часть.(1 мин):

- Ребята, вот и закончилась наша игра. Все задания мы выполнили. И  получаем посылку с угощениями. Что интересного вам запомнилось на занятии? Кому вы сможете это рассказать? Особенно старались … Хорошо поработали …

Итог: рефлексия.

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Звездочки» на тему: «Моя семья».

Возрастная группа: подготовительная к школе возрастная группа.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательной направленности (областей):

социально-коммуникативное, познавательное.

Форма занятия: подгрупповая.

Цели: выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;

 Задачи:

1.коррекционно—образовательные: формировать представление детей о понятии «Семья», ее значении, активизировать словарный запас по данной теме, употреблять прилагательные в сравнительной степени, совершенствовать употребление существительных в род. п., выполнять его звуковой анализ, закреплять  умение составлять предложения, небольшой рассказ о семье, упражнять в произношении поставленных звуков.

2.коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, речевое дыхание,  память, мышление, воображение.

3.коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к внешнему миру, гордость и уважение к родному городу.

Примерный словарь: семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая.

Оборудование: костюмы героев, декорации деревни, мячи, сюжетная картинка Семья , костюм Федотки, костюм бабушки, магнитофон, песня «Семья».

Ход занятия:

- Ребята, я приглашаю Вас в сказку. Добро пожаловать!!! (звучит музыка, открывается занавес, перед избушкой происходит действие)

  1. Орг.момент.

(Под текст  дети выходят из кулис в костюмах героев сказки выполняя движения)

Дед: если б не моя семья, один не справился бы я.

- как вы думаете, про что наша сказка сегодня?

Дети: про семью!

- Какая семья в сказке?

Дети: крепкая, дружная.

2.Назови ласково:

Как назовём ласково деда?тДед-дедуля, дедулечка, дедуленька.

Бабка-бабуля, бабулечка, бабуленька. Дочь-дочура, доченька, доча, дочурочка. Внучка-внученька

3.Назовите обратное слово (антонимы) с мячами.

Мама худая, а бабушка (полная, толстая)

Папа высокий, а дедушка (низкий)

Внучка молодая, а бабушка (старая, пожилая)

4. Игра с мячами.

-  А в каких семьях вы живёте? (дети отвечают на вопросы).

- кто назовёт имя отчество мамы,

-кто самый старший в семье,

-кто папа для мамы,

-кем являются друг другу бабушка и дедушка,

-кем ты являешься своему дедушке и бабушке,

-назовите своё имя отчество,

-назовите имя родной сестры, родного брата.

Передаём мяч по кругу:

Как можно сказать про маму, про папу, про бабушку, про дедушку, про сестрёнку

Ласковая, добрая, нежная, красивая, нежная, слабая?

Сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый

Старенькая, добрая, внимательная

Мудрый, умный, трудолюбивый

Послушная, заботливая

5.Пальчиковая гимнастика «Семья и я –лучшие друзья».

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Всех могу пересчитать:

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

6. Игра «Бабуля».

- Здравствуйте ребятки-внучатки, а не поиграть ли нам

Педагог вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.

У бабули  у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей

Закрыть брови указательным и средним пальцами.

С такими ушами,

Развести руки в стороны.

С такими глазами,

Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.

С такой головой

Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.

С такой бородой

Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,

На неё глядели

Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.

Делали вот так.

Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.

Берут зеркала и садятся на подушки.

7.Артикуляционная гимнастика Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну , то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала : »БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

9.(звучит музыка, потемнело, внуки увидели свет в доме, решили постучаться в дверь. Стук. Смотрят, что происходит в окне.)

Беседа по серии картинок.

Вечер. Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

Проводится беседа: «Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? Какой Ванечка? Кто Ванечка Наташе? А маме? Где Наташа делает уроки? Что делает Наташа? Как зовут кота? С чем играет кот? Что может делать мама, малыш, школьница Наташа, кот Бегемот?».

10.Итог:пора нам из сказки в группу возвращаться.

- раз, два, три повернитесь и в группе появитесь. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе....

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Организация логопедических занятий с неуспевающими учащимися в начальных классах. (дети с нарушением речи )

Организация  логопедических  занятийс  неуспевающими  учащимися в  начальных классах....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...