Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса
статья по логопедии на тему
Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akimkina_statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с нарушением речи в условиях
современного образовательного процесса
Акимкина Ирина Юрьевна, учитель-логопед
г.Белгород
Российская модель современного образования базируется на позициях
Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.
В настоящее время контингент обучающихся общеобразовательной школы достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно в начальной школе. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.[1]
За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи –IIIуровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.[2]
В нашем учреждении за последние четыре года также наблюдается увеличение количества детей, поступающих в первый класс с речевыми нарушениями, о чём свидетельствует представленная таблица.
Учебный год | Кол-во обследованных детей | Количество зачисленных в логопедические группы | Кол-во первоклассников с речевыми нарушениями |
2009-2010 | 503 | 59– 12 % | 27– 4 % |
2010-2011 | 513 | 62 – 12 % | 33– 5 % |
2011-2012 | 500 | 60– 12 % | 36– 6 % |
2012-2013 | 500 | 61- | 37- |
В начале учебного года все обучающиеся начальной школы проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы.С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающихлогопедических занятий по группам и индивидуально.
Но решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутриличностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемостидетей.
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории младших школьников.
В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система педагогического сопровождения школьников с нарушением речи в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются основные логопедические задачи:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся. [3]
Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.
Одним из ведущих направленийв работе учителя - логопеда является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы.Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка.
Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями. Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их наразличных этапах уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.
Учреждение работает в режиме школы полного дня, где дети могут находиться до 18 часов. Продленный день – неизмеримый потенциал развивающего и воспитательного воздействия на ребенка. Появилась возможность педагогического сопровождения данной категории детей во внеурочной деятельности. Важным направлением в работе является сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы продленного дня. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда);
- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития во внеурочной деятельности;
- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.
Воспитателем группы продленного дня применяются методы педагогического сопровождения младших школьников с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, специфика которых негативно отражается на процессе адаптации данной категории детей.
Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы продленного дня: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности. Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.
Воспитатель ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время таким детям предлагаются индивидуальные карточки по развитию речи и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы продленного дня дети посещают театральный кружок. Театральные занятия поддерживают речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.
Ежедневно в ГПД проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. [4] На таких внеклассных мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука», «День Матери», дети с речевыми нарушениями становятся активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение:контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.
Практические результаты подобной совместной работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем учреждении из 33 первоклассников, зачисленных в логопедические группы в 2010-2011 учебном году, у 80% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.
Мы считаем, что в ходе такого педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.
Список литературы
1. Грачева И.А.,МаландинаС.С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010.-№4.- с. 58-65
2. Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед.- 2010.-№3.- с. 105-109
3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:Творческий центр «Сфера», 2005
4.Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.- Волгоград, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...
Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.
Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...
Образовательная среда школы для детей с нарушением зрения: традиции и современность
В материале отражены основные направления организации образовательной среды для детей с нарушением зрения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...
«Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОСООО».
Аннотация: современные педагогические технологии являются необходимым условием эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО. Они направлены на развитие личности ученика, переход ...