Занятие по курсу РКД "Нормы и правила общения. Учимся вежливости и внимательности друг к другу"
план-конспект занятия (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект занятия для учащихся 1 класса по курсу РКД (программа  4.1) На занятии дети учатся внимательному и корректному общению между собой, делятся информацией о себе. своих вкусах и предпочтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rkd-1kl-uchimsya_vezhl_i_vnim.drug_k_drugu.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию коммуникативной деятельности в 1 классе (программа 4.1)

Тема: Нормы и правила общения. Учимся вежливости и внимательности  друг  к  другу.

Цель: Обучение детей различию индивидуальных особенностей детей в классе; определению своих  вкусов в еде, предпочтений по отношению к животным, играм, занятиям; уважительному отношению к вкусам и предпочтениям других ребят.

Задачи:

1.Знакомить школьников с правилами работы в группе.

2. Обучать первоклассников  высказывать свое мнение о собственных вкусах и предпочтениях.

3. Обучать первоклассников внимательному обращению с другими ребятами через игровые упражнения в парах, в малых группах.

4.Воспитывать доброжелательное отношение к мнению других ребят в классе.

Ход занятия

Учитель-дефектолог: Здравствуйте ребята! Давайте послушаем стихотворение:

Посмотри на эти лица!

С кем ты хочешь подружиться?

Это  Мирочка –дружок,

Это Саша – огонек,

Это Танечка –подружка,

Это Варя –хохотушка,

Вот Ариночка – краса,

Есения –длинная коса,

Мишенька- смекалочка,

Ваня –выручалочка. («Что тебе нравится?» О.Князева, Р.Стеркина)

Давайте подумаем, почему каждого из этих ребят так необычно называют? Например, Варю –хохотушкой, Ванечку- выручалочкой?! (Ответы детей.)

Итак, каждый из нас не только похож на другого, а еще и отличается от всех. Каждый имеет что-то свое, особенное. Давайте, познакомимся с этим.

Игра «Клубочек»

Учитель-дефектолог: Сейчас я буду передавать вам мягкий клубочек, а вы по очереди будете называть свою самую любимую игрушку. Конечно же эта игрушка будет ни на чью не похожа. (Школьники выполняют задание).

Игра « Я люблю»

А теперь мы поиграем так, я бросаю каждому из вас мячик. Вы будете называть то, что вам больше всего нравится из еды. (Педагог достает бумажную тарелочку и картинки с изображением различных продуктов , фруктов, ягод и т.п. Ребята выбирают по очереди то изображение, которое им больше всего по вкусу, картинка помещается на тарелочке.)

Учитель-дефектолог: Итак, одни любят сладкое, другие любят фрукты и ягоды, а третьи ни за что не променяют сладкое на  мясную котлетку, приготовленную мамой.

  Ребята, мы любим не только разную еду, а и одеты по – разному.

Упражнение « Дотронься до….»

Дети встают свободно вокруг педагога. Как только он произносит такие слова, например: «Дотронься до того, на ком надета желтая футболка», дети должны внимательно оглядеться и найти такого ученика, дотронуться до него ладошкой.

Педагог уточняет правило общения во время упражнения: В  группе  мы никого и никогда  не толкаем, дотрагиваемся тихонечко, аккуратно и ласково до руки или спины ребенка, можно погладить  его  по голове. Силу при тактильном общении не применяем. Это - дружественное общение! (Дети выполняют задание).

Игра « Я умею»

Учитель-дефектолог: На одну минутку закройте глаза и вспомните то, что вы очень хорошо умеете делать, например: рисовать, надевать рубашку, петь, плавать, поливать цветы …. Откройте глаза. По очереди  по кругу, каждый из вас будет называть и показывать какое-нибудь свое умение,  например : «быстро бегать», «забивать гвозди», «выращивать цветы» и т.п. Вам нужно внимательно слушать друг друга, не повторяться, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает то, кто остается в круге до конца игры (под музыку). (После окончания игры можно вспомнить те сферы деятельности, которые будут забыты ребятами).

Упражнение «Что не так ?»

Учитель-дефектолог: А сейчас предлагаю разделиться на две команды-мальчиков и девочек. Наши мальчики будут отгадывать. Сейчас они внимательно посмотрят на всех девочек и запомнят как они выглядят. Потом отвернутся. А мы с девочками договоримся о каких-то изменениях в деталях одежды и прически (спущенная на глаза челка, небрежно убранные волосы,, развязанный бант, расстегнутая обувь и т.п.) (Девочки предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их  внешности. Затем команды меняются местами) После игры педагог делает вывод, насколько ребята были внимательны к изменениям во внешности. Педагог и дети обсуждают правило: Если что-то происходит не так во внешности другого человека, мы можем сказать ему по-дружески: « Поправь , пожалуйста,  челку», «Застегни, пожалуйста, рубашку». «Расчеши, пожалуйста, волосы» и т.п. Смеяться над другим человеком в лицо или за его спиной - некрасиво и невежливо.

Упражнение «Кто это?»

Учитель-дефектолог: Я выбираю одного из вас, только не называю его по имени, и начну рассказывать о нем, что-нибудь интересное, необычное. Например, то, что я знала о нем раньше или узнала сегодня. Например: это девочка, она очень любит рисовать, есть мороженное, любимая игрушка- медвежонок; у нее светлые волосы, большие голубые глаза, сейчас на ней надето красное платье с белым воротником. Догадались, кто это? (Ребята отгадывают  ребенка по описанию педагога).

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все верно отгадали. Теперь пусть каждый по очереди подойдет ко мне и на ушко скажет, о ком он хочет загадать детям загадку-описание. Я помогу еще что-нибудь подсказать об этом ребенке. (Необходимо проследить, чтобы  загадали загадки о каждом ребенке на  групповом занятии).

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами, еще ближе познакомились друг с другом. Узнали, что между нами есть различия в предпочтениях еды, игрушек, занятий. А так же есть много общего: мы  любим   играть  и общаться,  притом очень вежливо и внимательно по отношению друг  к другу. Занятие окончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как эмоционально настроить детей на общение друг с другом

Часто, прежде чем начать объяснение нового материала, требуется настроить детей на более раскрепощенное общение с учителем и друг с другом. Данные приемы помогут наладить контакт....

«Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»

На классном часе обощаются знания детей об основных правах ребёнка, разграничиваются понятия «права» и «обязанности», показано единство прав и обязанностей, воспитывается уважение к высказыв...

Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"

Классный час "Развитие навыков общения. Учимся вежливости"...