Статья: Организация взаимодействия учителя и специалистов сопровождения по организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»
статья
В общую коррекционную работу специалисты сопровождения включают совместное сотрудничество с педагогами в различных формах. Содержание коррекционно-педагогической работы выстраивается на основе комплексного подхода, взаимодействие учителя с другими специалистами и воспитателями, реализующими АООП НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия учителя и специалистов сопровождения по организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области.
Учитель дефектолог Ходор Н.Б.
2021 год.
Дети с ОВЗ обучающиеся в нашем учреждении все разные: это обучающиеся с РАС, с УО (интеллектуальными нарушениями), НОДА, ЗПР, ТМНР, ТНР, у каждого ребенка своя проблема в развитии и решается она разными специалистами, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь дефектолога, психолога, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы. В нашем учреждении созданы все условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги. Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования. Учитель-дефектолог, психолог, логопед, воспитатель сопровождает учащихся с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности, обусловленные выраженностью основного нарушения и препятствующие благоприятному течению процессов адаптации и обучения.
Мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе показало, что вновь прибывшие обучающиеся имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Всего было исследовано три первых класса, общий состав 32 человека. Организация деятельности учителя и учителя-дефектолога, учителя – логопеда, психолога, воспитателей представляет собой целостную систему работы с детьми ОВЗ, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса. В системе работы предусматривается три основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика:
- Координационная и коррекционная деятельность специалистов сопровождения.
- Взаимодействие учителя со специалистами и педагогами.
- Активное сотрудничество с родителями обучающихся.
Коррекционную работу в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» учителя, специалисты условно делят на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
В общую коррекционную работу специалисты сопровождения включают совместное сотрудничество с педагогами в различных формах. Содержание коррекционно-педагогической работы выстраивается на основе комплексного подхода, взаимодействие учителя с другими специалистами и воспитателями, реализующими АООП НОО. Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Специалисты сопровождения не только проводят коррекционные занятия, но и осуществляют целостное коррекционно-педагогическое сопровождение в форме обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Например, в 1 классе есть ребенок, с полностью отсутствующим вербальным компонентом коммуникации. Учитель испытывает затруднения в обучении, так как в классе 6 детей с РАС. Особые образовательные потребности этого ребенка не могут быть удовлетворены в полной мере, так как усвоение АООП в конкретном случае может осуществляться с применением индивидуального обучения, творческого подхода для развития именно тех способностей, которыми обладает ребенок.
С детьми ОВЗ в течение года специалисты проводят коррекционную работу по блокам:
- Сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно – временных представлений;
- умственное развитие;
- нормализация деятельности школьника;
- коррекция недостатков письменной и устной речи.
Специалисты сопровождения практически на всех уроках и занятиях находятся в постоянной взаимосвязи с учителем. Поскольку, например, на уроках окружающего мира, отрабатываются коррекционные задачи на формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. Основной формой коррекционно-развивающей работы специалистов являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия со специалистами не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока. Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для укрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.
Основная задача специалистов нашего ОУ состоит в том, чтобы помочь учителю умело и грамотно спланировать и организовать работу с ребенком ОВЗ. С этой целью специалисты систематически консультируют учителей по применению образовательных технологий в специальном образовании. Также взаимное посещение уроков положительно влияет на обмен опытом работы учителя и специалистов. Педагоги проводят совместные уроки, учитель и специалист сопровождения, что позволяет адаптировать программный материал и создать ребенку «ситуацию успеха».
Совместная работа учителя – дефектолога и учителя – эффективна, т.к. она ориентирована на индивидуальность ребенка. На уроках учитель дефектолог и учитель заинтересовывают ребенка учебным материалом. Учитель дефектолог на своих занятиях на основе полученных знаний на уроке, развивает память, мышление, речь учащихся. Для преподавателей учитель-дефектолог, психолог организовывает: консультации, круглые столы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, посещение коррекционных занятий.
Все педагоги на своих уроках тесно взаимодействуют со специалистами сопровождения. Проводятся совместные коллективные занятия с воспитателем для сплочения детского коллектива. Разнообразные занятия с дефектологом способствуют лучшему усвоению программного материала, занятия с логопедом помогают качественному усвоению знаний на уроках. Когда учитель испытывает затруднения в обучении ребенка, психолог применяет индивидуальное обучение, он реализует у ребенка именно те способности, которыми он лучше всех обладает. На своих занятиях педагог психолог отслеживает динамику развития наглядно-образного мышления, развивает коммуникативные навыки, способствует укреплению физического, психологического и социального здоровья, содействует формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Очень эффективно помогает таким деткам психологическая разгрузка в сенсорной комнате, где широко используются разные виды тренингов, обучающиеся занимаются песочной терапией, что благотворно сказывается на развитие моторики рук.
На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я». Основная цель данных занятий — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям. Актуальность занятий состоит в том, что сокращается адаптационный период к изменяющимся условиям среды у детей с вышеперечисленными особенностями психического состояния. Занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка, профилактике отклоняющегося поведения.
Цель деятельности специалиста сопровождения заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Работу с учителем специалист выстраивает на основе учебного материала. Изначально обсуждается тема, вызвавшая затруднения при изучении учебного материала, затем проводятся занятия на развитие по данным темам.
На таких совместных уроках, занятиях дети активно работают, проявляют интерес к заданиям, хорошо закрепляется новый материал. Задачи урока полностью выполняются.
Таким образом, тесное взаимодействие учителя со специалистами сопровождения дают положительную динамику в усвоении учебного материала и общем развитии ребенка с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника
Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...
Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентирован...
Методические рекомендации учителю начальных классов "Современные формы организации взаимодействия семьи и школы"
Дорогие коллеги!Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучить! Это значит, что Вы хотите провести занятие внеурочной деятельности в современной форме.Профессия Учителя - самая благородная проф...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....
Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...