Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
статья

Рудой Екатерина Викторовна

Рудой Е.В., учитель-логопед

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

• организация комплексной диагностики нарушений письма;

• организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

• вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vzaimodeystvie.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Рудой Е.В., учитель-логопед

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

• организация комплексной диагностики нарушений письма;

• организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

• вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов,позволил выделить и основные формы сотрудничества:

• участие в работе ПМПк школы;

• совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

• интегрированные уроки учителя и логопеда;

• консультации;

• участие в педсоветах;

• совместное проведение родительских собраний;

• открытые занятия учителя-логопеда;

• участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

• разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 6 - 8.

2.  Бунина взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.

3.  Вавилкина Г.М. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...