Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
материал по логопедии

Лешкова Наталья Владимировна

Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегрированной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  АДАПТИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ   ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР (в т.ч. с РАС).

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, тем более педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.

Успешная работа в преодоление нарушений формирования и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с  обучающимися с ТМНР (в.т.ч. РАС), перед коллективом ставятся следующие задачи:

  • создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив  школы – интерната;
  • повышение профессионального уровня всех специалистов;
  • организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающегося;
  • разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики обучающегося (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми, индивидуальные планы развития).

Таким образом, вокруг обучающихся совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство (адаптированное пространство), и определенная предметно-развивающая среда.

Только такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах психолого-педагогического сопровождения.

 Следует помнить, что целью междисциплинарного взаимодействия будет поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения образовательного процесса.

Можно выделить следующие общие принципы деятельности такой междисциплинарной команды  сопровождения:

  • принцип адекватности содержания и форм сопровождения целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС);
  • принцип непрерывности и комплексности процесса сопровождения  обучающихся с ОВЗ в рамках смешанного образовательного процесса;
  • принцип  индивидуализированности и направленности сопровождения на дифференцированный подход к обучающимся с ТМНР (в т.ч. с РАС) в соответствии с видом нарушений их здоровья, учета индивидуальных особенностей и характеристик реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ;
  •  принцип скоординированности  действий специалистов сопровождения, административного и преподавательского состава  профессиональной образовательной организации;
  • принцип  опоры на инклюзивный (смешанный) коллектив обучающихся, создание единой  психологически комфортной образовательной среды;
  • принцип защиты прав и интересов инвалидов и лиц с ОВЗ, учета мнения их родителей (законных представителей), помощи семье.

Рассмотрим основные аспекты такой командной работы.

1 аспект: Создание единой образовательной траектории.

Условия успешного решения:

  • Знание этапов и закономерностей нормативного развития на каждом из этапов;
  • Понимание психологических и педагогических задач каждого возраста;
  • Учет специфики психического развития детей с ТМНР (в т.ч. РАС), с опорой на понимание механизмов и причин этих особенностей;
  • Знание клинических проявлений того или иного варианта развития и возможностей медикаментозной помощи;
  • Учет образовательных задач, внутри каждой ступени образования;
  • Знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе на различных возрастных этапах.

2 аспект: Последовательное «погружение» образовательного учреждения в формирование  единого коррекционно-образовательного пространства (адаптированное пространство).

Успешность междисциплинарного сопровождения организационных «шагов» в этом направлении будет определяться:

  • Проведением различного рода тренингов, в том числе, и тренингов командообразования;
  • Проведением групповых дискуссий;
  • Проведением  тематических семинаров;
  • Работой в профессиональных «мастерских»;
  • Работой в группах взаимной поддержки;
  • Проведением индивидуальных консультаций;
  • Анализом случаев.

3  аспект: Содержание процесса образования.

Успешность действий междисциплинарного сопровождения в этом аспекте будет определяться:

  • Созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержательное поле»  обучающей среды;
  • Разработкой оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенку;
  • Разумной модификацией образовательных программ, построением адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала;
  • Методической поддержкой и повышением квалификации педагогов, других специалистов для деятельности в условиях единой междисциплинарной команды.

В междисциплинарную команду сопровождения включены следующие специалисты:  руководитель проектной деятельности по УВР,  тьютор, педагог-психолог (специалист по поведению), учитель начальных классов, учитель-логопед (специалист по коммуникации), музыкальный работник,  учитель ИЗО,  учитель АФК, учитель  труда.

Деятельность каждого специалиста имеет общую направленность и основана на единых принципах, но отличается своими целями, задачами, направлениями и методами деятельности и взаимодействий. Конкретизируем каждое из  направлений деятельности.

Взаимодействие руководителя по УВР и учителем-логопедом является важным  звеном для создания, обеспечения, развития, формирование и совершенствования  коррекционно-развивающего пространства для обучающихся с ТМНР (в  т.ч. с РАС). Руководителя по УВР является главным куратором, контролером, руководителем по реализации и осуществлению данного проекта. Распределение зон влияния и ответственности между специалистами, проработка и реализация учебных моментов, контроль за осуществлением поставленных учебных, воспитательных, коммуникативных задач,  решение возникающих вопросов в процессе осуществления проектной деятельности УВР, взаимодействие с родителями обучающихся – является малой толикой руководителя по УВР по созданию грамотной и эффективной коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС)

Тьютор – это  специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) в образовательную и социальную среду. Тьютор работает с обучающимися обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации обучающегося в освоении ими ресурсов социальной среды для образовательного, личностного развития. Тьютор содействует  в решении актуальных для обучающегося  жизненных задач, развитию  компетентностей по рефлексии социального и образовательного опыта, самоопределению, самоорганизации, самообразованию и самореализации в  социокультурной  среде. Деятельность тьютора направлена на достижение уровня подготовки обучающегося, согласно ФГОС, направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных  с индивидуальными особенностями обучающегося.

Тьютор осуществляет  взаимодействие с  учителем, узкими специалистами, родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных процессов обучающихся, совместному составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, анализу и обсуждению успехов и сложностей по усвоению обучающихся программ, создание единой  психологически комфортной образовательной среды.

Т.к. тьютр является главным организатором свободного времени обучающихся (перемены, минуты отдыха, динамические паузы) взаимодействие специалиста по коммуникации и тьютора очень значимо и важно. Для  развития, формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений через систему альтернативных коммуникаций (альбомов ПЕКС, КД) это «свободное время» является прекрасным и уникальным для решения таких важных задач как –активация использования систем АК. В таких условиях происходит  основная отработка взаимодействия обучающийся – взрослый, обучающийся - обучающийся  через АК  - максимальное количество искусственно созданных ситуаций для активации и развития коммуникативных навыков и умений (просьбы, помощь и т.п.) с разными людьми, в разных ситуациях. Специалист по коммуникации является главным координатором и направляющим по правильности использования и выстраивания общения с помощью АК систем (правильная формулировка фразы с помощью АК, последовательность этапов и подэтапов в системе ПЕКС и т.п.) Впоследствии тьютр и специалист по коммуникации обговаривают спорные, сомнительные или проблемные моменты коммуникации. Создается совместный дальнейший  план коррекции действий по правильности использовании систем АК.

Взаимодействие учителя начальных классов и специалиста по коммуникации важно и неоспоримо для достижения совместных целей и задач по созданию общего коммуникативного пространства для обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) через систему альтернативных коммуникаций.  Для более эффективной работы с системами  дополнительных коммуникаций (ПЕКС, КД) важно не прерывать данный процесс   формирования и совершенствования использования  в учебной среде. Поэтому специалист по коммуникации через наблюдение на занятиях отслеживает грамотность проведения процессов общения  с использованием АК, количество взаимодействий на учебном занятии (оно должно быть максимально – все просьбы, желания обучающегося  создаются только через АК). По окончанию урока специалисты обговаривают возникшие проблемные момент на занятиях (причины, предшествующие факторы и т.п.),  моменты грамотного обмена, выработке определенных стратегий (если это необходимо) по совершенствованию применения АК,  проведение работы над ошибками.

При создании грамотного и эффективного коммуникативного пространства очень важной взаимосвязью и взаимодействием является сотрудничество учителя-психолога (специалиста по поведению) и учителем-логопедом (специалистом по коммуникации). Данный союз важен и эффективен, т.к. происходит анализ, проведение совместной работой над ошибками, выработке общих стратегий, выявление и исправление ошибок при проявлениях поведений, усвоения учебного материала обучающимися и т.п. Такая совместная деятельность охватывает максимальное обучающее пространство с разных сторон формирования способностей, навыков и умений обучающихся учитывая и психологические и речевые особенности развития. Эффективным направлением по формированию, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков и умений через систему АК является проведение совместных занятий учителя-психолога и учителя-логопеда. На данных занятиях решается много учебных, а также жизненноважных  задач для обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) –социализация и выработка коммуникативных навыков и умений через АК с использованием игровых моментов, максимально  приближенных к жизненным ситуациям («Путешествие в деревню», «Магазин», «Прогулка по лесу» и т.п.) Такой вид сотрудничества придает коррекционно-развивающему процессу разнообразие в видах преподнесения учебного материала обучающимся, помогая решать наиболее острые проблемы детей с ТМНР – процессы социализации и коммуникации.

Взаимодействие учителя-логопеда (специалиста по коммуникациям) с учителем по АФК многогранна. Т.к. именно адаптивная физкультура является для многих обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС)  мощным поощрением (огромный выбор тренажеров в зале АФК с эффектами кружения, качания выполняют компенсаторную функцию по недостаткам развития и формирования проприорецептивных  ощущений).  На занятиях по АФК создается многочисленное число искусственно созданных ситуаций по выработке и развитию коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС)  грамотно оформленных с использованием систем АК общения.

Совместный анализ проведенных занятий позволяет специалистам - учителю-логопеду и учителю АО АФК -   мобильно решать проблемные ситуации на занятиях,  грамотно исправлять ошибки и недостатки при создании учебных ситуаций общения, проблемного поведения, что в дальнейшем позволяет прописывать коррекционно-развивающие программы с учетом особенностей каждого обучающегося с ТМНР  (в т.ч. с РАС).

Взаимодействие учителя-логопеда и учителей труда (столярная мастерская, мастерская по швейному делу, мастерская по домоводству) позволяет создать уникальное коррекционно-развивающее пространство   по практическому значению, творческому разнообразию.  Данное взаимодействие включает в свою деятельность и обучающихся по 1 варианту старшего звена (7, 8, 9, 10, 11 классы), что придает  практическо-действенное значение учебному процессу.

Учитель швейного дела с обучающимися девочками старшего звена участвуют в создании  коррекционно-развивающего пространства для обучающегося с ТМНР (РАС), например, пошив фартуков для правильного оформления процесса дежурства в столовой, пошив ремней для индивидуальных «Коммуникативных досок», утяжеляющих жилеток и т.п.

Учитель труда с бригадой юношей (обучающихся по 1 варианту обучения) в столярной мастерской  создают уникальные пособия из экологически чистого материала – дерева.  Взаимодействие учителя труда с учителем-логопедом многогранно, разнообразно и практично. Логопед обеспечивает  идеями по созданию развивающих пособий, дидактического материала. Учитель труда обеспечивает  проработку и создание проектов, чертежей по созданию обозначенных пособий, а далее обеспечивает весь процесс по созданию учебного материала (контроль, реализацию, безопасность, практичность и т.п.)

Благодаря такому взаимодействия коррекционный процесс приобретает форму уникальности и неповторимости. Созданные деревянные  пособия  позволяют делать  коррекционно-развивающие занятия неповторимыми, разнообразными, интересными и эффективными, запоминающимися, решая огромное количество педагогических задач: развитие мелкой моторики, прориоцептивных ощущений, развитие межполушарного взаимодействия,  сортировка, знание и закрепление цветов, счетных операций,  закрепление лексических тем  (овощи, фрукты, геометрические фигуры и т.п.), развитие темпо-ритмической  деятельности (музыкальные инструменты: шумелки, барабаны, стучалки, бренчалки и т.п.).

Данное взаимодействие обеспечивает не только яркую и эффективную работу учителей, но и обеспечивает практической деятельностью обучающихся  по 1 варианту.

Взаимодействие учителем по ручному труду и учителем-логопедом также является уникальным взаимодействием по созданию, формированию и совершенствованию коррекционно-развивающего пространства, делая его уникальным, ярким, практичным, эффективным.

Т.к. большинство обучающихся с ТМНР обладают высоким  уровнем сенсорной чувствительности, то  учитель по ручному труду и учитель-логопед  совместно разрабатывают, проектируют, создают разнообразные пособия,  направленные на  развитие, формирование и совершенствование сенсорной интеграции. Это разнообразные коврики, созданные из разных материалов (в т.ч. природных),  сенсорные контейнеры и коробочки,  бутылочки и емкости с сыпучими материалами («Шум дождя», « Шум прибоя»), шарики и мячики с разнообразными поверхностями, помпоны и помпошки; создание дорожек с разнообразными покрытиями (крышки, карандаши, палочки, прищепки, камушки, кусочки меха, наждачная бумага и т.п.).

Данное взаимодействие обеспечивает насыщенностью и многообразием подходов, методов применения  при  выстраивании и создании грамотного, эффективного коррекционно-развивающего пространства.

Взаимодействие родителей обучающихся с учителем-логопедом является наиважнейшим пунктом для создания полного и полноценного  коррекционно-развивающего пространства для обучающегося с ТМНР.

 При первичном знакомстве учителем-логопедом заполняется анкета, в которой фиксируется  период  беременности матери, физическое и психическое здоровье матери и близких родственников, анамнез ребенка при рождении, особенности развития (речевого, психомоторного и т.п.), хронические и приобретенные заболевания и т. п.  Сбор первоначальных данных является важнейшим пунктом для создания полноценной грамотной коррекционно-развивающей среды для конкретного ребенка с его особенностями развития.

При реализации и внедрению  систем АК родители принимают также активное участие для сбора и передачи необходимой информации учителю-логопеду (специалисту по коммуникации). Учителем-логопедом создается индивидуальная система АК для конкретного обучающегося, содержащая все индивидуальные предпочтения и поощрения ребенка (еда, одежда, игрушки, общественные места и т.п.).  

Дальнейшее своевременное пополнение  альбома АК требует постоянного и системного взаимодействия родителей и логопеда. Для более эффективного использования, совершенствования  систем АК требуется грамотное и умелое его использование  и за рамками учебного заведения (школы). Таким образом, специалист по коммуникации консультирует родителей по вопросам  грамотного использования и внедрения системы  АК во все  жизненные пространства ребенка за пределами школы (дом, общественные места, гости и т.п.). Дальнейшее взаимодействие родителей обучающегося и учителя по коммуникациям осуществляются периодически для осуществления контроля за внедрением АК за рамками школы, а также учитель проводит консультации по возникающим вопросам, трудностям, проблемам  по ходу   использования АК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2.) по русскому языку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образ...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра

Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных  коррекционно-развивающих занятий  для  обучающихся  ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

План взаимодействия с семьей обучающегося с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра.

В условиях, когда в семье воспитываетсяя ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с РАС, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходим...

«Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра»

Cтатья «Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра» в сборнике материалов форума «Здоровое питание с рождения: медицина, образова...