Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника
методическая разработка на тему

Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_tema.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семёнова Ксения Владимировна

Тема: Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

Введение

Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Теоретико-педагогические подходы к изучению взаимодействия учителя с семьей

«Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка».

Взаимодействие родителей и учителя - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.

Эффективность воспитания  обучения ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают методику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Современный учитель начальных классов, обучающий и воспитывающий младших школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Приемов и методов работы с родителями у классного руководителя огромное количество.

Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения детей.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения по отношению друг к другу.

Воспитательная функция школы

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Поэтому основная цель воспитательной работы школы является: создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Учитель переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на творческую. Поэтому учитель должен давать не только знания, но и создавать условия для развития личности школьника.

Можно выделить следующие условия развития личности:

  • Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные учителем ситуации, при которых школьник приобретает различный опыт;
  • Учитель  и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;
  • Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и самому себе;
  • Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя, беседа с учащимися, взаимопомощь);
  •  Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития;
  •  Совместно с учителем определять цели саморазвития.

Взаимодействие семьи и школы

Функции работы школы с родителями:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;
  • взаимодействие с родительскими общественными организациями.

Принципы общения семьи и школы:

  • сотрудничество;
  • такт;
  • взаимодействие;
  • взаимоуважение;
  • взаимопомощь и взаимоподдержка;
  • терпение и терпимость.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.

Таблица 1.

Формы взаимодействия школы с семьей

Индивидуальные

Коллективные

Беседы

Консультации

Посещение семьи учащегося

Общение по телефону

Переписка с родителями

Родительские собрания

Открытые уроки для родителей

Дни открытых дверей

Родительские конференции

Круглые столы

Работа с родительским активом

Совместные мероприятия

Методические правила взаимодействия школы с семьями:

  • выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
  • выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);
  • совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;
  • разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении решения возникших проблем;
  • выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.

Современные формы организации взаимодействия учителя с родителями

Наряду с традиционными видами взаимодействия учителя с семьей, существует Электронный дневник.

Электронный дневник – это комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы. С помощью него родители смогут наблюдать за успеваемостью, достижениями ребёнка.

Электронный дневник – это важный элемент системы электронного управления образованием. Построенный по аналогии с бумажной версией школьного дневника, он значительно расширяет возможности учеников и их родителей, а кроме того, очень удобен в использовании. Преимуществом Электронного дневника учащегося (ЭДУ) является то, что информация в нем всегда своевременная, свежая и гораздо более полная. Родители становятся полноценными участниками образовательного процесса, который приобретает прозрачность и ясность.

Пользователями электронного дневника являются все частники образовательного процесса: администрация школы, учителя, классные руководители, учащиеся и родители учащихся.

Основная цель электронного дневника – обеспечить оперативное информирование родителей каждого учащегося о достижениях и проблемах в ходе образовательного процесса.

Электронный дневник учащегося решет следующие задачи:

  1. Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию об оценках ребёнка.
  2. Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию о домашних заданиях и контролировать их выполнение.
  3. Позволяет родителям учащегося получать информацию о новостях школьной жизни, жизни класса.
  4. Позволяет родителям учащегося осуществлять экстренную связь с классным руководителем, учителями путём обмена сообщениями.
  5. Позволяет классному руководителю, учителям, родителям учащегося и самому учащемуся увидеть динамику учебных достижений по каждому учебному предмету и в целом с помощью графиков успеваемости.
  6. Позволяет учащемуся и его родителям увидеть рейтинг в классном коллективе.

Электронный дневник для учащегося

При использовании программы ученик имеет возможность:

  • Видеть свои оценки с детальными комментариями учителей (за что получена оценка) и свой личный рейтинг успеваемости в классе.
  • Знакомиться с различными новостями и объявлениями.
  • Видеть расписание уроков.
  • Получать и отправлять домашние задания в текстовом формате с прикрепленными файлами других расширений.
  • Получать сообщения и любую другую информацию, которую учителя или школьная администрация хотели бы донести до своих учеников.
  • Свободно обратиться к помощи квалифицированного психолога.
  • Участвовать в опросах и тестированиях.

Электронный дневник для родителей

Использование родителей предполагает:

  • Возможность увидеть полную картину успеваемости и посещаемости своего ребенка (темы занятий, характеристики оценок, комментарии учителей, замечания, пропуски занятий, новости, приглашения на собрания и т.д.).
  • Опцию выведения рейтинга успеваемости своего ребенка по классу и среднего балла по классу за контрольную работу.
  • Консультации профессионального психолога.
  • Ведение прямых диалогов с учителями, классными руководителями, администрацией школы и другими родителями класса в системе обмена мгновенными сообщениями.
  • Участие в тестах и опросах.
  • Графическое отображение динамики успеваемости ребенка.
  • Получение SMS-отчетов и электронных писем о текущей успеваемости ребенка.

Благодаря возможности сбора качественной и количественной информации посредством тестов и опросов, электронный дневник не просто решает коммуникационные проблемы, возникающие в процессе обучения, но и помогает заметно улучшить качество школьного образования. Таким образом, Электронный дневник выводит взаимоотношения в процессе обучения на совершенно новый уровень.

Рекомендации для организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям».

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьей осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».

Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

В работе с родителями педагогическим коллективом школы разработаны следующие правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся:

  • Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
  • То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Педагогическому коллективу, классному руководителю важно создать ситуацию разумного распределения полномочий и ответственности, научиться вести диалог с родителями на принципах равноправия.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

Заключение

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих способностей и склонностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

В результате изучения данной проблемы были решены поставленные перед нами задачи.

1) Теоретически обосновано взаимодействие семьи и школы: семья охарактеризована как социальный институт и школа как воспитательная организация, также рассмотрены научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

2) Были описаны формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные и выбирать формы и методы взаимодействия следует исходя из конкретных условий.

3) Изучена организационно-педагогическая работа школы с родителями.

К таким формам относятся родительские собрания, конференции и консультации для родителей.

4) Разработаны рекомендации родителям по воспитанию детей.

К основным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, особенности семейного воспитания.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

«Добиться результата в воспитании ребенка можно, лишь объединившись с профессионалами, так как не любой родитель владеет искусством воспитателя. Социальное партнерство, взаимодействие семьи и школы в интересах воспитания и развития детей – это залог успеха в формировании личности».

Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

Приложение

Бланки анкет для учащихся, родителей, учителей

Анкета для учащихся

  1. Знаком ли ты с электронным дневником? _________________________
  2. Как ты понимаешь, что такое электронный дневник? _______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у тебя доступ к нему? Если да, то как часто используешь его?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой дневник лучше, электронный дневник или обычный? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение

Анкета для родителей

  1. Нужен ли школьнику дневник?__________________________________

__________________________________________________________________

  1. Знаете ли вы, что существуют электронные дневники? ______________
  2. Хотели бы вы научиться пользоваться электронным дневником?______
  3. Легко ли доступен для вас электронный дневник? _________________
  4. Удобен в использовании, если нет, почему? ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли вы к нему обращаетесь? ________________________________

__________________________________________________________________

  1. В чем достоинства электронного дневника? _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем недостатки? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем отличия электронного дневника от традиционного? ___________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как вы думаете, какой дневник более удобный? _______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Знаком ли ваш ребенок с электронным дневником? ____________


Приложение

Анкета для учителей

  1. Как давно введен в школе электронный дневник? __________________
  2. Какие трудности испытываете в его ведении? ______________________ ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Достоинства электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Недостатки электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какому дневнику, электронному или традиционному, отдадите предпочтение? Почему? ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся

  • Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
  • То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование принцип сотрудничества ДОУ с семьёй является одним из основных. И задача воспитателя, непосредственно наблюдающего ребёнка и знающего его проблемы, со...

Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями

Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не ст...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...

Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.

Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...