Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника
методическая разработка на тему
Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_tema.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семёнова Ксения Владимировна
Тема: Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника
Введение
Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на методы и содержание семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Теоретико-педагогические подходы к изучению взаимодействия учителя с семьей
«Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка».
Взаимодействие родителей и учителя - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.
Эффективность воспитания обучения ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают методику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Современный учитель начальных классов, обучающий и воспитывающий младших школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Приемов и методов работы с родителями у классного руководителя огромное количество.
Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения детей.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения по отношению друг к другу.
Воспитательная функция школы
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Поэтому основная цель воспитательной работы школы является: создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.
Учитель переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на творческую. Поэтому учитель должен давать не только знания, но и создавать условия для развития личности школьника.
Можно выделить следующие условия развития личности:
- Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные учителем ситуации, при которых школьник приобретает различный опыт;
- Учитель и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;
- Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и самому себе;
- Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя, беседа с учащимися, взаимопомощь);
- Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития;
- Совместно с учителем определять цели саморазвития.
Взаимодействие семьи и школы
Функции работы школы с родителями:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;
- взаимодействие с родительскими общественными организациями.
Принципы общения семьи и школы:
- сотрудничество;
- такт;
- взаимодействие;
- взаимоуважение;
- взаимопомощь и взаимоподдержка;
- терпение и терпимость.
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.
Таблица 1.
Формы взаимодействия школы с семьей
Индивидуальные | Коллективные |
Беседы Консультации Посещение семьи учащегося Общение по телефону Переписка с родителями | Родительские собрания Открытые уроки для родителей Дни открытых дверей Родительские конференции Круглые столы Работа с родительским активом Совместные мероприятия |
Методические правила взаимодействия школы с семьями:
- выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
- выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);
- совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;
- разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении решения возникших проблем;
- выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.
Современные формы организации взаимодействия учителя с родителями
Наряду с традиционными видами взаимодействия учителя с семьей, существует Электронный дневник.
Электронный дневник – это комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы. С помощью него родители смогут наблюдать за успеваемостью, достижениями ребёнка.
Электронный дневник – это важный элемент системы электронного управления образованием. Построенный по аналогии с бумажной версией школьного дневника, он значительно расширяет возможности учеников и их родителей, а кроме того, очень удобен в использовании. Преимуществом Электронного дневника учащегося (ЭДУ) является то, что информация в нем всегда своевременная, свежая и гораздо более полная. Родители становятся полноценными участниками образовательного процесса, который приобретает прозрачность и ясность.
Пользователями электронного дневника являются все частники образовательного процесса: администрация школы, учителя, классные руководители, учащиеся и родители учащихся.
Основная цель электронного дневника – обеспечить оперативное информирование родителей каждого учащегося о достижениях и проблемах в ходе образовательного процесса.
Электронный дневник учащегося решет следующие задачи:
- Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию об оценках ребёнка.
- Позволяет родителям учащегося своевременно получать информацию о домашних заданиях и контролировать их выполнение.
- Позволяет родителям учащегося получать информацию о новостях школьной жизни, жизни класса.
- Позволяет родителям учащегося осуществлять экстренную связь с классным руководителем, учителями путём обмена сообщениями.
- Позволяет классному руководителю, учителям, родителям учащегося и самому учащемуся увидеть динамику учебных достижений по каждому учебному предмету и в целом с помощью графиков успеваемости.
- Позволяет учащемуся и его родителям увидеть рейтинг в классном коллективе.
Электронный дневник для учащегося
При использовании программы ученик имеет возможность:
- Видеть свои оценки с детальными комментариями учителей (за что получена оценка) и свой личный рейтинг успеваемости в классе.
- Знакомиться с различными новостями и объявлениями.
- Видеть расписание уроков.
- Получать и отправлять домашние задания в текстовом формате с прикрепленными файлами других расширений.
- Получать сообщения и любую другую информацию, которую учителя или школьная администрация хотели бы донести до своих учеников.
- Свободно обратиться к помощи квалифицированного психолога.
- Участвовать в опросах и тестированиях.
Электронный дневник для родителей
Использование родителей предполагает:
- Возможность увидеть полную картину успеваемости и посещаемости своего ребенка (темы занятий, характеристики оценок, комментарии учителей, замечания, пропуски занятий, новости, приглашения на собрания и т.д.).
- Опцию выведения рейтинга успеваемости своего ребенка по классу и среднего балла по классу за контрольную работу.
- Консультации профессионального психолога.
- Ведение прямых диалогов с учителями, классными руководителями, администрацией школы и другими родителями класса в системе обмена мгновенными сообщениями.
- Участие в тестах и опросах.
- Графическое отображение динамики успеваемости ребенка.
- Получение SMS-отчетов и электронных писем о текущей успеваемости ребенка.
Благодаря возможности сбора качественной и количественной информации посредством тестов и опросов, электронный дневник не просто решает коммуникационные проблемы, возникающие в процессе обучения, но и помогает заметно улучшить качество школьного образования. Таким образом, Электронный дневник выводит взаимоотношения в процессе обучения на совершенно новый уровень.
Рекомендации для организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям».
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьей осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».
Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
В работе с родителями педагогическим коллективом школы разработаны следующие правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся:
- Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
- То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
Педагогическому коллективу, классному руководителю важно создать ситуацию разумного распределения полномочий и ответственности, научиться вести диалог с родителями на принципах равноправия.
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
Заключение
Воспитание предполагает развитие и формирование творческих способностей и склонностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.
В результате изучения данной проблемы были решены поставленные перед нами задачи.
1) Теоретически обосновано взаимодействие семьи и школы: семья охарактеризована как социальный институт и школа как воспитательная организация, также рассмотрены научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2) Были описаны формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные и выбирать формы и методы взаимодействия следует исходя из конкретных условий.
3) Изучена организационно-педагогическая работа школы с родителями.
К таким формам относятся родительские собрания, конференции и консультации для родителей.
4) Разработаны рекомендации родителям по воспитанию детей.
К основным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, особенности семейного воспитания.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.
«Добиться результата в воспитании ребенка можно, лишь объединившись с профессионалами, так как не любой родитель владеет искусством воспитателя. Социальное партнерство, взаимодействие семьи и школы в интересах воспитания и развития детей – это залог успеха в формировании личности».
Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.
Приложение
Бланки анкет для учащихся, родителей, учителей
Анкета для учащихся
- Знаком ли ты с электронным дневником? _________________________
- Как ты понимаешь, что такое электронный дневник? _______________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли у тебя доступ к нему? Если да, то как часто используешь его?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой дневник лучше, электронный дневник или обычный? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
Анкета для родителей
- Нужен ли школьнику дневник?__________________________________
__________________________________________________________________
- Знаете ли вы, что существуют электронные дневники? ______________
- Хотели бы вы научиться пользоваться электронным дневником?______
- Легко ли доступен для вас электронный дневник? _________________
- Удобен в использовании, если нет, почему? ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Часто ли вы к нему обращаетесь? ________________________________
__________________________________________________________________
- В чем достоинства электронного дневника? _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем недостатки? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем отличия электронного дневника от традиционного? ___________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы думаете, какой дневник более удобный? _______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Знаком ли ваш ребенок с электронным дневником? ____________
Приложение
Анкета для учителей
- Как давно введен в школе электронный дневник? __________________
- Какие трудности испытываете в его ведении? ______________________ ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Достоинства электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Недостатки электронного дневника? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какому дневнику, электронному или традиционному, отдадите предпочтение? Почему? ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся
- Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы им располагаете, создайте необходимые условия.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз!
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем необходимым вопросам!
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо, то, что вы услышали от родителей!
- То, о чем родители вам поведали, не должны знать другие родители, учащиеся и педагоги.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать в первую очередь хорошее о своем ребенке, а не только получить информацию о его проступках и недостатках.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-либо ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обраться за консультацией к специалисту.
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их условия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование принцип сотрудничества ДОУ с семьёй является одним из основных. И задача воспитателя, непосредственно наблюдающего ребёнка и знающего его проблемы, со...
Современные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями
Вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не ст...
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Кратка статья о компетентностном подходе в обучении....
Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...