Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
статья (4 класс)
Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пономарева О.В.
Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
Тьютор (от англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка.
Одной из основных задач тьютора является успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, а также участие в ее реализации.
Тьютор встречает ребенка в школе, ведет на урок. На уроке привлекает внимание к учителю, мотивирует, дает подсказки, использует работу «рука в руке», дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на другую деятельность, следит за физическим и эмоциональным состоянием, поощряет и поддерживает, снимает напряжение и т.д. Важно дать ребенку возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности.
Ставятся общие с учителем образовательные цели и задачи с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.
Обучающийся с ОВЗ по сравнению со здоровым ребенком может проявлять меньшую самостоятельность при решении образовательных задач
Тьютор для ребёнка с ОВЗ – это ещё и
учитель-дефектолог, проводящий работу по формированию и уточнению представлений, развитию речи, мышления, внимания
педагог-психолог, помогающий тьюторанту с ОВЗ сформировать правильное отношение к ситуациям, которые возникают в ходе образовательного процесса
воспитатель, помогающий формированию культурных и нравственных ценностей.
Цель тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ: наиболее эффективно организовать и сопровождать процесс обучения в общеобразовательном учреждении на удаленном расстоянии
Задачи:
1.Создание условий для успешного обучения
2.Создание условий для успешной социализации
3.Максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося с ОВЗ
Средства достижения поставленных задач:
Организация, адаптация и техническое оснащение жизненного пространства обучающегося;
Понимание тьютором зон ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, опора на его внутренние, скрытые ресурсы;
Применение специальных приемов обучения.
Моя подопечная Дарья, ученица 4 класса, обучается по АООП НОО вариант 3.3. Необходимость тьюторского сопровождения возникла со 2-го класса в связи с выявлением у нее нейротугоухости. Даша постоянно носит слуховые аппараты.
Даша практически незрячая, сохранно только цветовосприятие. При обучении используются тифлосредства.
Даша достаточно хорошо ориентируется в классе, фойе, знает все организационные моменты урока. Узнает некоторые буквы, но читать и писать может только при помощи взрослого. Имеет представления о себе и об окружающем мире, ограниченные собственным опытом. Речь ситуативная, отвечает односложно, но может поддержать диалог.
В общении идет на контакт, называет всех по имени, доброжелательна, четко формулирует просьбы и желания.
У Даши наблюдаются особенности эмоционально-волевой сферы. В состоянии возбуждения может проявлять агрессию – щипать. царапать сверстников и работающего с ней взрослого, наблюдается и аутоагрессия. При этом, может озвучить свое состояние «Я устала», «Я хочу отдыхать».
С ученицей установлен хороший контакт и доверительные отношения. Я смогла найти подход к ребенку. Например, один из выразительных моментов: когда Даша устает, то она подает сигналы, дает поведенческие реакции (например, сильно сжимает грифель), и я понимаю, что нужно остановиться, сделать паузу или переключить внимание для предотвращения нежелательного поведения.
Познавательная активность невысокая, но девочка с удовольствием участвует в школьных мероприятиях, посещает бассейн, занимается иппотерапией. Мотивация к обучению низкая.
Поэтому важным моментом в процессе тьюторского сопровождения Даши является формирование личностной мотивации к обучению.
Покажу на примере уроков рисования (тифлографики) и ручного труда.
По моим наблюдениям, эти предметы вызывают у Даши определенные трудности, а именно: она не всегда понимает цель, смысл деятельности, для чего это делать?
Поэтому моя первостепенная задача на этих уроках объяснить Даше для чего это надо делать, и уже потом как это делать. Даша часто задает вопрос «Для кого?» (для кого это делаем?), и я использую этот вопрос как средство для формирования мотивации, что дает ей понимание значимости этой деятельности, помогает включится в учебный процесс и поддерживать интерес к заданию в течение всего урока.
Прием «для кого?» мы используем на всех уроках, но наиболее эффективен он на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
В заключении хочется отметить, что еще одним важным моментом тьюторского сопровождения является постоянное использование тьютором системы поощрений и создание ситуации успеха.
Эти приемы, в частности, помогают ребенку без затруднений включиться в учебный процесс и успешно развиваться.
В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.
Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения...
"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "
Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...
«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»
Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...
Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...
«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...