«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»
статья
Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отсталости на общеобразовательных уроках , на дополнительных занятиях и в социально-бытовой сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 651.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»
Добрый день. Меня зовут Кращенко Наталья Сергеевна, я работаю с января 2018 года тьютором в школе-интернат №1 имени Грота для слепых и слабовидящих детей. У меня высшее педагогическое образование, но я не тифлопедагог. Азбуку Брайля я освоила здесь, в школе. А кроме этого, я закончила курсы «Тьюторское сопровождение в условиях инклюзионного образования»
Я считаю, что мне повезло: я нашла свое призвание, работаю в прекрасном коллективе, нахожусь в окружении умных и творческих людей; мне есть, у кого поучиться, и есть с кого брать пример.
Мой рабочий день начинается в 8.30 утра и заканчивается в 15.00. Моя рабочая неделя составляет 30 часов. Я сопровождаю ребенка не только на общеобразовательных уроках, но и на дополнительных и коррекционных.
Сегодня мне хочется рассказать вам о своей работе со слепым мальчиком с легкой степенью умственной отсталости, который учится в 4 классе. Этому ребенку положен тьютор потому, что есть расстройство аутистического спектра.
Когда я только начала работать тьютором, то думала, что чем больше я расскажу и покажу на уроке, чем больше решу различных ситуации и задач, тем лучше ребенок будет знать учебные предметы, но скоро поняла, что это не так. И очень помог мне это понять сам ребенок. К нему нужен был подход совсем не такой как к детям без проблем со здоровьем. Личностно-ориентированный подход в этом случае был как никогда кстати.
Свою работу с ребенком я начала с изучения психолого-педагогической литературы. Выяснила и поняла, что один из главных принципов в работе со слепыми детьми – это сохранение и развитие индивидуальности. Ведь каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание и обучение позволяет сберечь и развить эту уникальность, развить склонности и таланты. Поэтому для ребенка я старалась создать такие условия, при которых он мог бы компенсировать отсутствие зрения за счет слуха, осязания, двигательной активности, включая обязательное развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Как тьютор я организую персональное сопровождение в образовательном пространстве. Я встречаю ребенка утром перед уроками и сопровождаю его в класс
В нашей школе вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы ребенок, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе.
На всех классных кабинетах есть таблички, написанные крупным шрифтом и с надписью шрифтом Брайля.
С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. На этом этапе важно, чтобы тьютор не выполнял за ребенка необходимые действия, а помогал только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.
Поэтому моей обязанностью является создание благоприятных условий для работы ребенка в классе, где оборудованы одноместные ученические места.
Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: рассыпная касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, и пр. Ребенку иногда трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук
Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. (Слева – учебник, прибор, тетрадь, справа – счетные палочки, грифель.) Ученик наглядно убеждается в значении правильного расположения своих вещей на парте.
В начале урока я напоминаю, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, прибор; все лишнее должно быть убрано с парты.
И никогда не забывайте о том, что слепые дети не видят выражения Вашего лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).
В мои обязанности также входит помощь в организации образовательного процесса обучающегося на уроке. Как это происходит? Хочу привести отрывки с некоторых уроков.
Например, урок «Окружающий мир».
Тема урока: «Дикие животные». Учитель загадывает загадки об этих животных, а ученик должен не только угадать животного, но и выбрать фигурку и назвать животное.
Задача тьютора состоит в том, чтобы помочь ребенку обследовать фигурку животного, рисунок. Обследование предмета и изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая) Здесь используется алгоритм изучения внешнего вида животных.
На этом уроке использовался следующий раздаточный материал:
Фигурки диких животных
Картинки животных
А на уроке «Математика» тема урока была «Деление на 3» На этом уроке я помогаю ребенку открыть тетрадь на нужной странице, посчитать, сколько строк уже исписано, где будем писать дальше. Кроме этого, помогаю ему при работе с учебником (найти нужную страницу, задание). На данном уроке для более полного понимания темы урока я использовала счетные палочки. Счетные палочки широко известны и активно используются при обучении детей с ОВЗ математике. Доступность, универсальность и высокая эффективность в обучении детей отличают счетные палочки от другого дидактического материала .
На уроке «Русский язык» я помогаю ребенку открыть тетрадь, заправить страницу в прибор, и приступить к самому сложному виду деятельности на уроке для такого ребенка – списыванию. Почему сложному? При списывании ребенок должен одной рукой читать то, что написано в учебнике, а другой рукой писать в тетради. Я легко касаюсь запястья ребенка. Это его успокаивает. Кроме этого, я напоминаю ему, как правильно переносить слова, ставить знаки препинания, не «терять» строку, так как ребенок плохо ориентируется в учебнике и в тетради.
В ходе урока заметно, что мальчик значительно отстает от другого ребенка, который работает вместе с ним в классе. Ему требуется гораздо больше времени на то, чтобы сделать работу.
На уроке «Физкультура» я помогаю ребенку переодеться в спортивную форму, аккуратно сложить одежду на стул, поставить обувь так, чтобы когда он придет в класс после урока, он смог бы без труда найти свои вещи. Если я вижу, что требуется помощь и другому ребенку, то обязательно помогу и ему.
На самом уроке я помогаю ребенку правильно выполнять задания, которые дает учитель. У детей с ОВЗ очень часто нарушена координация.
Моя помощь требуется и при проведении игр с мячом. На ролике вы сейчас увидите, что я подаю звуковой сигнал, а ребенок бросает мяч в корзину. Учитель в это время следит за техникой выполнения упражнения.
На любом уроке я всегда помогаю ребенку в проведении физкульминутки.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 15 - 20 минуте от начала урока. Продолжительность 2-3 минуты.
Кроме того, что я сопровождаю ребенка на всех уроках, я также сопровождаю его на различные коррекционные и дополнительные занятия. Например, мой ученик дополнительно занимается с логопедом и с психологом (посещает сенсорную комнату). Также посещает занятия развития речи и занятия по пространственной ориентировке.
Я сопровождаю ребенка не только в течение образовательного процесса, но и на перемене, в столовой, в библиотеке.
Сопровождение на перемене.
Во время перемены я сопровождаю ребенка в зону отдыха для общения и игр с одноклассниками, учу ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Помогаю ребенку решать конфликты.
Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношения с ребенком, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
Школьная столовая
В столовой у ребенка с нарушениями зрения есть свое постоянное место, которым пользуется только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от какого-то ориентира (колонна, стойка).
Вы можете обратить внимание, что на снимке дети неправильно держат ложку. Тут непростая ситуация. Мы с учителем объясняем, как нужно делать, но нам очень не хватает того, чтобы дома родители объясняли и показывали тоже самое. Ног мы надеемся, что все изменится в лучшую сторону, и мы научим наших детей и правильно вести себя за столом, и обращаться с приборами так, как это требует этикет, а не так как хочется им.
Библиотека .
Моя помощь при посещении библиотеки заключается ь в том, чтобы помочь учителю привести весь класс (5 человек) по коридору до библиотеки, взять книги, раздать их детям и донести книги до класса и поставить их в шкаф. Книги в нашей школе достаточно объемные, тяжелые.
И еще я хочу остановиться еще на одной важной теме. Это «Общение с родителями детей с нарушением зрения». Честно скажу, что я стараюсь наладить хорошие, доверительные отношения с мамой ребенка, но, к сожалению, пока не все так хорошо, как бы мне хотелось. Но я не теряю надежды.
В заключение хочу сказать, что сопровождая детей с ОВЗ, тьютору приходится иметь дело с очень разными детьми, требующими индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Каждый раз в работе с новым подопечным тьютор опирается не только на свои знания и опыт, но и на интуицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....
Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе
Тьюторство в условиях ФГОС...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...
Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному включению в образоватеоьный процесс....
Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ....
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...
Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения, 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения...