Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Светлана Валентиновна

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исключительного внимания и бережного отношения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Характерной особенностью детей с нарушением зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Природа этих вторичных дефектов разнообразна :

Отсутствие бинокулярного зрения, сужение поля зрения, недостатки глазодвигательных функций затрудняют зрительное восприятие. Оно приобретает черты замедленности (67% детей с нарушением зрения тратят до 12 секунд на опознание объекта), фрагментарности, многоэтапности. В связи с неполным чувственным восприятием возникают недостатки развития фразовой речи, бедность словарного запаса.

Вторичные нарушения в двигательной сфере: формирование точности, скорости, координации движений. Нарушения зрения отрицательно сказываются на развитии функции равновесия, пространственной ориентировки, ориентировки на рабочей поверхности (при отсутствии бинокулярного зрения дети не видят строк и клеток), формировании чувства ритма.

Для детей с нарушением зрения характерна несогласованность действия рук и глаз, слабо развита мелкая моторика.

Уменьшение двигательной активности обуславливает нарушение осанки, плоскостопия, искривления позвоночника, нарушения всей схемы тела, расслабленность различных групп мышц.

В практической деятельности учащиеся с нарушением зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются: плохое запоминание букв и цифр; низкий уровень овладения навыками письма и чтения, чертёжно-измерительными навыками; появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обуславливая формирование нечётких представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности.

Однако, своевременное оказание комплексного лечебного процесса и коррекционно-педагогических средств позволяют компенсировать вторичные отклонения и достичь высокого уровня психического развития.

Объём усвоения программы в школе для детей с нарушением зрения такой же, как в массовой школе и основан на зрительном восприятии. Поэтому большое внимание должно быть уделено использованию наглядности. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности. С помощью наглядных средств ликвидируются обусловленные дефектом зрения пробелы в знаниях, формируются адекватные представления об окружающем мире,осуществляется коррекция и компенсация вторичных отклонений .

В процессе обучения младших школьников преобладает использование предметной и знаковой (карты, схемы, таблицы) наглядностей. Первый вид наглядности способствует формированию образов восприятия и представлений. С помощью второго вида наглядности дети познают сложные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, развивается сенсорный опыт.

Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности. Учитель не может обойтись на уроке без наглядных пособий, рисунков, фотографий, схем, чертежей. Это помогает ему доступнее объяснить ученику положенный учебный материал. Усвоение предмета во время урока облегчается, если ученик не только воспринимает объяснение материала на слух, но и рассматривает наглядные пособия. Для слабовидящих школьников адаптированная наглядность в обучении имеет особое значение. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная пословица.

Двигательная сфера детей с нарушением зрения, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. А это естественно не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз. Поэтому необходимо включение в работу и развитие зрительно-моторной координации. Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки. Этап конструирования букв является особо важным, т.к. в формировании образа участвуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при их произношении слуховой анализатор.

Ряд специфических особенностей зрительного восприятия у детей с глазной патологией замедляет процесс обучения чтению, а, следовательно, делает его малопривлекательным и трудным занятием.

Во время проведения уроков с младшими школьниками следует чаще переключать их с одного вида деятельности на другой. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомлённые участки головного мозга.

Учителю необходимо чётко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Тренировки могут благотворно влиять на состояние глаз, но могут привести и к ухудшению зрения. Всё зависит от нарушений зрительного анализатора. Например, при близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением. При решении вопроса о возможности занятий слабовидящих школьников в отдельных спортивных секциях следует проконсультироваться с врачом-офтальмологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченны...

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данной презентации кратко изложены основные моменты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения...

«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...

Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.

Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ....

Особенности обучения детей с нарушением зрения

Группы детей с нарушением зрения•Дети с функциональнымирасстройствами зрения (vis от 0,4 зрение корригируется оптической коррекцией)•Слабовидящие дети (vis от 0,05 до 0,4 на лучше видящий гл...