Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема: « Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов».
Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося.
Задачи:
Коррекционные:
1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
2. Определять место звуков и букв в слогах, словах.
3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
4. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.
Развивающие:
1. Развивать логического мышления;
2. Развивать внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль.
2. Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметные картинки; карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаш.
1 2 5 6 7 | Организационный момент 1. Развитие логического мышления: Логопед: «Послушай загадки, отгадай их». Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый ...... (Мухомор). Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. (Аквариум). Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник). И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом .... (Картошка). Логопед: «Запиши отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее» (подсказка: начни со слова «чайник») (чайник – картошка – аквариум – мухомор). Звуковой анализ записанных по цепочке слов. Логопед: «На доске звуковая схема одного из слов. Посмотри внимательно и скажи, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум. Объясни. 3. Сформулировать тему занятия. ∙Основная часть. 1. Знакомство с героем занятия. Логопед: «Отгадай, имя героя занятие по первым буквам слов – названий картинок. Картинки: собака, облако, ветер, арбуз» (СОВА). (На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух). 2. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах. Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1). К…ШК… КН… ПЛ…Т… К…Н… Л…Н… П… ...К СТ… Л С…Х…Р Б…Р...Б…Н
.
У них красная грудка. Самостоятельная работа по карточкам. Задание «Вставь пропущенные буквы». Снегири На…тупила …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а. Дети выделяют согласные З-С. Подведение итогов занятия. Закончилось наше путешествие . Где мы побывали сегодня? В зимнем лесу. С какими птицами и животными повстречались? Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса. Какие звуки учились различать? Звуки З и С. Какие новые слова узнали? Белоствольная, красногрудые. Попрощаемся с зимним лесом. Дети читают стихи. Над полями лёгкий снег кружится, Словно звёзды падают с небес… Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на ёлках золотые совы. В сказочном сиянии луны. На опушке леса спят сугробы, Как большие белые слоны. | Карточки с картинками .
Карточки со словами |
3 4 5 7 |
(На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух). 3. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах. Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1). К…ШК… КН… ПЛ…Т… К…Н… Л…Н… П… ...К СТ… Л С…Х…Р Б…Р...Б…Н Дифференциация звуков и букв в словах. Логопед: «Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеешь ли ты различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. (Работа по карточке № 2. Картинки: дождь, улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь). 4. Развитие фонематических представлений. Логопед: «Соедини слово с его схемой. Лиса - Конь - Ёлка – 5. Развитие звуко-буквенного синтеза. Логопед: «Сове нравится играть со словами. Она придумала игру «Волшебные домики» и предлагает поиграть. Инструкция: 1. Определить количество звуков в слове,записать слово в соответствующий столбик. 1 столбик 3звука: лев, нос,кот,кит 2 столбик4звука :врач,стол,крот,спит,злят,мост 3 столбик:5 звуков: центр,замок,трава 6. Физминутка. Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы» На моей руке пять пальцев (показать пальчики), Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки), Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений), Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки) Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики) 7. Работа по преобразованию слов. Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой. СЛОВА БУСЫ КОТЫ ТОЛЯ УСЫ КРОТЫ ОЛЯ ЛАМПА ЛАПА СОВА Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4). ∙Итог занятия. Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?». Самостоятельная работа по карточкам. Подведение итогов занятия. Где мы побывали сегодня? В зимнем лесу. С какими птицами и животными повстречались? Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса. Звуки З и С. Какие новые слова узнали? Белоствольная, красногрудые. Какие звуки учились различать? Звуки З и С. Какие новые слова узнали? Белоствольная, красногрудые. Попрощаемся с зимним лесом. Дети читают стихи. Над полями лёгкий снег кружится, Словно звёзды падают с небес… Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на ёлках золотые совы. В сказочном сиянии луны. На опушке леса спят сугробы, Как большие белые слоны. | Карточки со словами Карточки с картинками Карточки со словами |
6 7 | Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений), Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки) Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики) 7. Работа по преобразованию слов. Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой. СЛОВА БУСЫ КОТЫ ТОЛЯ Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4). ∙Итог занятия. Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?». Карточка № 1 Задание: Вставь гласные буквы А. О. У. И К…ШК… КН… ПЛ…Т… К...Н… Л…Н… П… ...К СТ… Л С…Х…Р Б…Р…Б…Н Карточка № 2 Задание: Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. ________________ _________________ _________________ ________________ _____________ _____________ ______________ ___________ Карточка № 4. Задание: Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой. СЛОВА БУСЫ ____________________________________________ КОТЫ ТОЛЯ _____________________________________________ УСЫ КРОТЫ _____________________________________________ ОЛЯ ЛАМПА ______________________________________________ ЛАПА СОВА __ .
.
| .
Карточки со словами |
4 5 6 7 |
СЛОВА БУСЫ КОТЫ ТОЛЯ УСЫ КРОТЫ ОЛЯ ЛАМПА ЛАПА СОВА Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4). ∙Итог занятия. Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?».
. | Карточки со словами |
6 7 4 5 6 7 |
А что делают звери в зимнем лесу?
Зимой белый, летом серый, Никого не обижает, а всех сам боится. Давай прочитаем , как поживает в лесу зайка. Чтение детьми деформированного текста «Зайка». Логопед читает текст по одному предложению, дети находят и показывают нужные слова в деформированном тексте. Дети выделяют в своих текстах буквы З и С цветными ручками. Вопросы по тексту: От кого надо зайцу уносить ноги? От хищной совы. Каких птиц, кроме совы, мы встретим в зимнем лесу? Синиц, ворон, снегирей. Что это за птица? Прилетает к нам со снегом, весной улетает на север. Снегирь Почему снегирей называют красногрудыми? У них красная грудка. Самостоятельная работа по карточкам. Задание «Вставь пропущенные буквы». Снегири На…тупила …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а. Дети выделяют согласные З-С. Подведение итогов занятия. Где мы побывали сегодня? В зимнем лесу. С какими птицами и животными повстречались? Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса. Звуки З и С. Какие новые слова узнали? Белоствольная, красногрудые. Какие звуки учились различать? Звуки З и С. Какие новые слова узнали? Белоствольная, красногрудые. Попрощаемся с зимним лесом. Дети читают стихи. Над полями лёгкий снег кружится, Словно звёзды падают с небес… Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на ёлках золотые совы. В сказочном сиянии луны. На опушке леса спят сугробы, Как большие белые слоны. | Иллюстрации с изображением зверей зимой. Деформированный текст на индивидуальных карточках и на большом листе. Иллюстрации с изображением птиц зимой. Карточка с текстом «Снегири» Карточки со словами |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка....
Презентация "Новогодняя". Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Материал для работы логопеда с обучающимися первых классов и подготовки к школе. В каждом задании мы узнаём какое животное придёт на праздник Ёлочки. Предпоследний слайд с большим количеством ёлок под...
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....
Звуко-буквенный анализ и синтез слов
Логопедическое занятие направлено на формирование практических навыков сравнения согласных и гласных звуков опираясь на артикуляционные характеристики, умение определять место звука в слове, отличать ...
Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "
Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...
Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове...