Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
консультация по логопедии
Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове, что приводит к искажению слоговой структуры слова. К этому же приводит и контаминации слов. У детей с нарушениями речи наблюдается также добавление в слово лишних звуков.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников. В коррекционной работе учитель-логопед использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук».
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для детей с поздним началом речи характерна нечёткая артикуляция гласных звуков и замена твёрдых согласных мягкими или, наоборот, мягких согласных твёрдыми. Между воспроизведением звуков изолировано и употреблением их в речи часто имеются резкие расхождения. Поэтому перед каждым занятие важно и необходимо делать артикуляционную гимнастику (если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата). Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением.
Дальнейшее построение коррекционного занятия:
1.Выделение звука на фоне слова (Скажи, есть в слове «лампа» звук [м]?)
2. Определение первого звука в словах («Какой первый звук в этом слове?», слово повторно называется).
3. Определение последнего звука в словах («какой последний звук в слове?», слово повторно называется.)
4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец), («Где слышится звук [м] в слове рама (камыш, дом, мотоцикл)?»).
5. Определение количества звуков в словах
6. Определение последовательности звуков («Назови мне по порядку все звуки в слове «капуста»).
Подбор материалов, дидактических пособий используются учителями-логопедами образовательных учреждений на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия (игровой букварь Т.Г. Ильиной вполне подходит, в нем есть игры и упражнения по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза)
Вторая часть занятия посвящена звуковому синтезу:
1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово: [р], [а], [к]». )
2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом: [д], [м], [о]»).
Использование в коррекционной работе правильно подобранных пособий, позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukobukvennyy_analiz.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове, что приводит к искажению слоговой структуры слова. К этому же приводит и контаминации слов. У детей с нарушениями речи наблюдается также добавление в слово лишних звуков.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников. В коррекционной работе учитель-логопед использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук».
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для детей с поздним началом речи характерна нечёткая артикуляция гласных звуков и замена твёрдых согласных мягкими или, наоборот, мягких согласных твёрдыми. Между воспроизведением звуков изолировано и употреблением их в речи часто имеются резкие расхождения. Поэтому перед каждым занятие важно и необходимо делать артикуляционную гимнастику (если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата). Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением.
Дальнейшее построение коррекционного занятия:
1.Выделение звука на фоне слова (Скажи, есть в слове «лампа» звук [м]?)
2. Определение первого звука в словах («Какой первый звук в этом слове?», слово повторно называется).
3. Определение последнего звука в словах («какой последний звук в слове?», слово повторно называется.)
4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец), («Где слышится звук [м] в слове рама (камыш, дом, мотоцикл)?»).
5. Определение количества звуков в словах
6. Определение последовательности звуков («Назови мне по порядку все звуки в слове «капуста»).
Подбор материалов, дидактических пособий используются учителями-логопедами образовательных учреждений на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия (игровой букварь Т.Г. Ильиной вполне подходит, в нем есть игры и упражнения по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза)
Вторая часть занятия посвящена звуковому синтезу:
- Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово: [р], [а], [к]». )
- Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом: [д], [м], [о]»).
Использование в коррекционной работе правильно подобранных пособий, позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы...
Звукобуквенный, слоговой Анализ и Синтез
Формирование навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слова ...
Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "
Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....
конспект занятия по теме «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез»
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез...
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Конспект подгруппового занятия....
ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.
Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают е...
Презентация к статье ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.
Данная презентация иллюстрирует материал статьи...