Методическая разработка
методическая разработка

Виноградова Елена Геннадьевна

Дифференциация звуков Р и Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_r-r_v_slovah.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 индивидуального логопедического занятия

для детей подготовительной группы с логопедическим заключением – ОНР,

 3 уровень речевого развития

Выполнила: Виноградова Елена Геннадьевна

Тема: Дифференциация звуков [Р] [Р’] в словах

Лексическая тема «Овощи, фрукты и ягоды»

Цель: учить различать звуки Р Р’ в словах на слух

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать звуки Р Р’ в словах на слух и артикуляционно;

- закреплять правильное произношение звуков [Р], [РЬ] в словах;

- расширять словарный запас детей по теме «Овощи, фрукты и ягоды»;

- закреплять навык образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонетико-фонематический слух;

- развивать навык звукового анализа и синтеза;

- развивать артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- воспитывать у детей самоконтроль над речью;

- воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии.

Оборудование: зеркало, предметные картинки со звуками [Р], [РЬ].

Ход занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Приветствие.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать два звука. Чтобы узнать, какие это будут звуки, попробуй отгадать загадки.

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор,

Это красный…

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зелёный хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ – это…

Какой звук ты слышишь на конце слова помидор?

Какой первый звук ты слышишь в слове репка?

Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Р’

  1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки р, рь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

 «Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

 «Лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

  1. Проговаривание звуков изолированно

Произнеси звук Р, как будто рычит большая собака

Произнеси звук P’, как будто рычит маленький щенок

  1. Характеристика звуков с выделением общих и различных моментов

Эти звуки произносятся одинаково, или по-разному?

Чем различаются эти звуки?

Что общего у этих звуков?

  1. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни-топни»: Сейчас я буду называть разные овощи, фрукты и ягоды. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р, топни ногой, если услышишь звук Р’:

Крыжовник, картофель, смородина, арбуз, редька, мандарин, помидор, репа, виноград, горох, редиска.

  1. Дифференциация звуков в словах

Посмотри на картинку и назови овощи и фрукты, которые выросли в огороде. В одну корзинку положи слова со звуком Р, а в другую – со звуком Р’.

Слова: огурец, абрикос, персик, черешня, картошка, морковь, смородина, груша.

Игра «Третий лишний»:

Посмотри на картинку, назови лишний предмет и объясни, почему ты выбрал его.

а) картофель, помидор, редис

б) перец, горох, морковь

в) абрикос, рябина, смородина

Игра «Назови ласково»

Посмотри на картинки и назови, что ты видишь на них

 

  1. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Сегодня ты очень старался, поэтому чётко и ясно произносил звуки «р», «рь» в словах.

Какие звуки мы учились правильно произносить? Произнеси правильно. Какая игра понравилась больше всего?

Как располагаются губы при произнесении? Что делает язычок? Расскажи, чем похожи, чем отличаются звуки?

Приветствие.

Помидор

Репка

Звук Р

Звук Р’

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Произнесение звука Р

Произнесение звука Р’

По-разному

Звук Р – твёрдый, звук Р’ – мягкий.

Они оба согласные, звонкие, на письме обозначаются одной и той же буквой Р.

Ребёнок хлопает, когда слышит Р. Топает, когда слышит Р’.

Ребёнок называет предметы, изображённые на картинках и распределяет их по группам.

Лишний редис, потому что в нём есть мягкий звук Р’

Лишнее слово перец, потому что в нём мягкий звук Р’

Лишнее слово смородина, потому что в нём твёрдый звук Р.

Большой помидор – маленький помидорчик,

Большой огурец – маленький огурчик,

Большая морковь – маленькая морковочка,

Большой перец – маленький перчик,

Большая редиска – маленькая редисочка.

Звуки Р и Р’

Губы разомкнуты, кончик языка в форме чашечки поднят и вибрирует.

Это согласные звонкие звуки. Звук Р – твёрдый, Р’ – мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...