Методическая разработка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
индивидуального логопедического занятия
для детей подготовительной группы с логопедическим заключением – ОНР,
3 уровень речевого развития
Выполнила: Виноградова Елена Геннадьевна
Тема: Дифференциация звуков [Р] [Р’] в словах
Лексическая тема «Овощи, фрукты и ягоды»
Цель: учить различать звуки Р Р’ в словах на слух
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать звуки Р Р’ в словах на слух и артикуляционно;
- закреплять правильное произношение звуков [Р], [РЬ] в словах;
- расширять словарный запас детей по теме «Овощи, фрукты и ягоды»;
- закреплять навык образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонетико-фонематический слух;
- развивать навык звукового анализа и синтеза;
- развивать артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать у детей самоконтроль над речью;
- воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии.
Оборудование: зеркало, предметные картинки со звуками [Р], [РЬ].
Ход занятия
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
Приветствие. Сегодня на занятии мы будем учиться различать два звука. Чтобы узнать, какие это будут звуки, попробуй отгадать загадки. Он в теплице летом жил, С жарким солнышком дружил. С ним веселье и задор, Это красный… Желтый мячик в землю врос, Сверху лишь зелёный хвост. Держится за грядку крепко Круглый овощ – это… Какой звук ты слышишь на конце слова помидор? Какой первый звук ты слышишь в слове репка? Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Р’
Чтобы правильно произносить звуки р, рь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка. «Качели» На качелях я качаюсь. Вверх лечу и вниз спускаюсь. « Вкусное варенье» Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. «Чистим зубки» Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Пополощем ротик, Как чистюля Котик. «Лошадка» Я – веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко Стук копыт услышишь звонкий. «Грибок» Гриб-грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко. На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляй И грибочек ты срывай.
Произнеси звук Р, как будто рычит большая собака Произнеси звук P’, как будто рычит маленький щенок
Эти звуки произносятся одинаково, или по-разному? Чем различаются эти звуки? Что общего у этих звуков?
Игра «Хлопни-топни»: Сейчас я буду называть разные овощи, фрукты и ягоды. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р, топни ногой, если услышишь звук Р’: Крыжовник, картофель, смородина, арбуз, редька, мандарин, помидор, репа, виноград, горох, редиска.
Посмотри на картинку и назови овощи и фрукты, которые выросли в огороде. В одну корзинку положи слова со звуком Р, а в другую – со звуком Р’. Слова: огурец, абрикос, персик, черешня, картошка, морковь, смородина, груша. Игра «Третий лишний»: Посмотри на картинку, назови лишний предмет и объясни, почему ты выбрал его. а) картофель, помидор, редис б) перец, горох, морковь в) абрикос, рябина, смородина Игра «Назови ласково» Посмотри на картинки и назови, что ты видишь на них
Наше занятие подошло к концу. Сегодня ты очень старался, поэтому чётко и ясно произносил звуки «р», «рь» в словах. Какие звуки мы учились правильно произносить? Произнеси правильно. Какая игра понравилась больше всего? Как располагаются губы при произнесении? Что делает язычок? Расскажи, чем похожи, чем отличаются звуки? | Приветствие. Помидор Репка Звук Р Звук Р’ Выполнение артикуляционной гимнастики. Произнесение звука Р Произнесение звука Р’ По-разному Звук Р – твёрдый, звук Р’ – мягкий. Они оба согласные, звонкие, на письме обозначаются одной и той же буквой Р. Ребёнок хлопает, когда слышит Р. Топает, когда слышит Р’. Ребёнок называет предметы, изображённые на картинках и распределяет их по группам. Лишний редис, потому что в нём есть мягкий звук Р’ Лишнее слово перец, потому что в нём мягкий звук Р’ Лишнее слово смородина, потому что в нём твёрдый звук Р. Большой помидор – маленький помидорчик, Большой огурец – маленький огурчик, Большая морковь – маленькая морковочка, Большой перец – маленький перчик, Большая редиска – маленькая редисочка. Звуки Р и Р’ Губы разомкнуты, кончик языка в форме чашечки поднят и вибрирует. Это согласные звонкие звуки. Звук Р – твёрдый, Р’ – мягкий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...