Практика преемственности «Одна линия» школа-детский сад
методическая разработка

Белякова Татьяна Сергеевна

1) Преемственность должна решать проблемы не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка. Конкретная проблема, которую в силах решить практика «Одна линия» - это устранение противоречий в процессе адаптации, а так же вывод из состояния «неведения» и страха, которые возникают у детей дошкольного возраста, а так же их родителей.   

Данная практика основана на слиянии и совместном развитии коллективов детского сада «Колокольчик» и МКОУ ШР «СОШ №124» в поселке Подкаменная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для систематизации и удобства нашу практику «Одна линия» мы разбили на три раздела. В каждом из них имеются рекомендации и упражнения для развития умений и навыков, предусмотренных определенным разделом. Для успешного прохождения программы необходимо составлять комбинированное расписание мероприятий.

Линия воспитания

Упражнения, приведенные в разделе «Линия воспитания», направлены на развитие навыков общения, умение договариваться, соблюдать и корректировать правила, действовать по заданному образцу. Освоение социального опыта и его систематизация проходит через игру, так как этот вид деятельности является ведущим на данном этапе развития личности ребенка.

Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.

Нашей программой преемственности предусмотрены следующие игры, всего их 10:

  • Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

  • Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

  • Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

  • Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

  • Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива,

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

  • Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

  • Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

  • Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

  • Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Итогом прохождения данного раздела будет являться социально-психологическая готовность, а именно:

– повышение учебной мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

– умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций детского общения. Признает авторитет взрослых);

– умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Линия развития

        Мероприятия из этого раздела направлены на повышение уровня физиологического развития, состояния здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций. Для лучших результатов мероприятия могут быть проведены совместно со школьниками.

        План мероприятий:

  • День здоровья;
  • Экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортивного зала);
  • Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа»;
  • Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками;
  • Веселые старты;
  • Задания на развитие физиологических способностей.

Итогом прохождения данного раздела будет физиологическая готовность:

– развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

– пространственная организация, координация движения (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад);

– координация в системе «глаз-руки» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно-воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Линия обучения

        Известно, что для каждого возраста характерна своя особенная форма организации образовательной деятельности, которая планируется и целенаправленно реализуется педагогом с целью решения определенных образовательных задач развития, воспитания и обучения.

Негативный опыт восприятия школьной действительности ребенком приобретается в случае прямой проекция школьный жизни на дошкольное детство. Недопустимо в период подготовки детей к школьному обучению проведение в детском саду и на специальных курсах в школе занятий по типу уроков в первом классе. Большая часть детей не готова к подобному типу обучения в силу своего возраста.

Тогда какой же этап является необходимым условием формирования ведущей деятельности?

Исходя из периодизации психического развития, в дошкольном детстве — это, опять же, игра, а внеурочные мероприятия. Если умело комбинировать данные виды деятельности, можно избежать травм и негативного опыта. Мероприятия по данному разделу выглядят так:

  • Использование методик «Графический диктант» и «Образец и правило»;
  • Школа будущего первоклассника;
  • Встречи с представителями разных профессий (полиция, пожарные, врачи, учителя и т.д);
  • Лингвистические игры;

Пример лингвистических игр:

Игра «Верни с ответом».

Игроки становятся в шеренгу. Ведущий — ему потребуется мяч или другой предмет — лицом к ним. Он громко произносит какой-нибудь слог и бросает мяч вперед. Поймавший должен не мешкая кинуть его обратно, добавив к слогу продолжение, чтобы при этом получилось слово. Если игрок повторил уже произнесенное кем-то или просто замешкался, он отходит в сторону. Темп убыстряется до тех пор, пока в шеренге не останется один — победитель; его можно назначить ведущим в следующей игре. Желательно подбирать такие слоги, с которых начинается достаточно много слов. Скажем, взять часто встречающуюся согласную (к, л, м, н, п, р, с, т) и добавлять к ней гласные. Это проще всего. Кинуть мяч нужно так, чтобы для игрока этот бросок был внезапным и чтобы игроки находились в равных условиях.

  • Чтение детям и с детьми;

Данный список литературы составлен на основе списка рекомендуемой литературы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе примерной программы НОО по учебному предмету «Литературное чтение».

(на слайд)

Итогом прохождения раздела будет интеллектуальная готовность:

– наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец;

– развитие логического мышления (сопоставление предметов, способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении. Умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

– развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 10 минут);

– развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию, умение связывать запоминаемый материал с конкретным символом/слово-картинка либо слово-запоминание).

Линия мама-папа

        Неотъемлемой частью в пути дошкольник – школьник для ребенка является родитель. Практика предусматривает консультации, собрания и беседы с родителями на следующие темы:

  • Подготовка к школе в системе «Детский сад – семья – школа»;
  • Консультация «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»;
  • Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом НОД воспитателей ОУ;
  • Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Психолого-педагогические рекомендации родителям;
  • Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе с помощью соблюдения режима дня и санитарно-гигиенических требований;

Так же предусмотрен день открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

Так выглядит наша практика преемственности, благодарим Вас за внимание. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что важность реализации преемственности на практике неоспорима: она не только обогащает содержание образования, формы и методы преподавания, тем самым делая его целостным и разнообразным (внешнее), но и позволяет формировать у обучающихся универсум компетенций, обеспечивающих непрерывное образование (внутреннее).

Однако помимо всего прочего стоит отметить еще одну не менее существенную характеристику преемственности, напрямую связанную с ее назначением — прогнозирование и предвидение. Обеспечение преемственности способно не только выявить связь между уровнями образования и этапами развития человека, но и предопределить логику дальнейшего образования и развития обучающегося.

Список литературы и источников:

  1. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей методических разработок / сост. О. А. Блохина. – Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019.
  2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
  3. Метлик, И. В. Взаимодействие основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе / И. В. Метлик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2014. — Вып. 3 (34). — С. 30-38.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАКТИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ОДНА ЛИНИЯ» Учителя начальных классов: Белякова Татьяна Сергеевна Юдина Елена Алексеевна

Слайд 2

Раздел «Линия воспитания» Список игр: Клеевой ручеёк; Слепец и поводырь; Волшебные водоросли; Вежливые слова; Подарок на всех; Волшебный букет цветов; Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся; Игры-ситуации; Коврик примирения. • Вежливые слова Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Слайд 3

Итог прохождения 1 раздела социально-психологическая готовность , а именно: – повышение учебной мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); – умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций детского общения. Признает авторитет взрослых); – умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Слайд 4

Раздел «Линия развития» План мероприятий: • День здоровья; • Экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортивного зала); • Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа»; • Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками; • Веселые старты; • Задания на развитие физиологических способностей.

Слайд 5

Итог прохождения 2 раздела физиологическая готовность: – развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); – пространственная организация, координация движения (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад); – координация в системе «глаз-руки» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно-воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Слайд 6

Раздел «Линия обучения» План мероприятий: • Использование методик «Графический диктант» и «Образец и правило»; • Школа будущего первоклассника; • Встречи с представителями разных профессий (полиция, пожарные, врачи, учителя и т.д ); • Лингвистические игры; • Чтение детям и с детьми; Игра «Верни с ответом». Игроки становятся в шеренгу. Ведущий — ему потребуется мяч или другой предмет — лицом к ним. Он громко произносит какой-нибудь слог и бросает мяч вперед. Поймавший должен не мешкая кинуть его обратно, добавив к слогу продолжение, чтобы при этом получилось слово. Если игрок повторил уже произнесенное кем-то или просто замешкался, он отходит в сторону. Темп убыстряется до тех пор, пока в шеренге не останется один — победитель; его можно назначить ведущим в следующей игре. Желательно подбирать такие слоги, с которых начинается достаточно много слов. Скажем, взять часто встречающуюся согласную (к, л, м, н, п, р, с, т) и добавлять к ней гласные. Это проще всего. Кинуть мяч нужно так, чтобы для игрока этот бросок был внезапным и чтобы игроки находились в равных условиях.

Слайд 7

Итог прохождения 3 раздела интеллектуальная готовность: – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец; – развитие логического мышления (сопоставление предметов, способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении. Умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); – развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 10 минут); – развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию, умение связывать запоминаемый материал с конкретным символом/слово-картинка либо слово-запоминание).

Слайд 8

Раздел «Линия мама-папа» Темы: • Подготовка к школе в системе «Детский сад – семья – школа»; • Консультация «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»; • Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом НОД воспитателей ОУ; • Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Психолого-педагогические рекомендации родителям; • Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе с помощью соблюдения режима дня и санитарно-гигиенических требований

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление преемственности в условиях учебно-воспитательного комплеса «Начальная школа -детский сад».

В современных условиях, когда происходит реорганизация начальных образовательных школ и детских садов в единое образовательное пространство, преемственность становится одним из факторов, влияющим на к...

Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон»   Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...

Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...