Реализация программы преемственности детского сада и начальной школы в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
статья на тему
Это текст выступления на городском форуме "Августовские чтения" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 24.75 КБ |
nach.shkola_72_-_kopiya.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы преемственности
детского сада и начальной школы
в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
(Е.В.Горбунова, учитель начальных классов МАОУ нач.школы – д/с № 72)
Наш комплекс муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 72 является единственным подобным комплексом в городском округе. В таком виде он существует с 2008 года. Несмотря на достаточно молодой возраст нам удалось достичь определенных результатов, которыми мы можем поделиться
Одна из фундаментальных проблем образования – преемственность между ступенями образования. Первая «болевая» точка – переход от дошкольной к начальной школьной составляющей образования. Комплекс «начальная школа – детский сад» в значительной степени решает данную проблему, позволяя ребёнку развиваться и обучаться в условиях единого образовательного и воспитательного пространства в период от 3-х до 11 лет.
В нашем комплексе созданы:
- Единое учебное пространство (занятия для дошкольников и младших школьников проводятся в спортивном, хореографическом, актовом залах, изостудиии, кабинете информатики по согласованному расписанию)
- Единое спортивно-игровое пространство (спортивные и игровые площадки)
- Единый медицинский блок (изолятор, прививочный, процедурный, смотровой кабинеты)
- Единый пищеблок
Традиционно основными проблемами при переходе детей от одной образовательной ступени к другой являются:
- Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
- Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
- Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
- Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
В связи с этим, основными задачами нашего комплекса для реализации принципа преемственности являются
- Согласование основных и дополнительных образовательных программ, программ духовно-нравственного развития и воспитания, программ здоровьесбережения для обеспечения высоких образовательных результатов в условиях реализации ФГТ и ФГОС;
- Создание оптимальных условий для непрерывного формирования универсальных учебных действий в школе и предпосылок к ним в детском саду;
- Непрерывное повышение педагогической компетенции родителей в развитии и воспитании ребёнка от 3-х до 11-лет;
- Осуществление непрерывного психолого-педагогического сопровождения ребёнка от младшего дошкольного до младшего школьного возраста;
- Создание единой команды педагогов-единомышленников
В соответствии с этими задачами у нас ведется единая методическая деятельность:
- В течение всего года проводятся совместные педагогические советы, на которых выносятся решения по создавшимся проблемам, обобщается опыт использования педагогами преемственных технологий, форм, методов обучения, воспитания
- Методический совет учреждения на своих заседаниях рассматривает и согласовывает рабочие программы, программы дополнительного образования. У нас разработано единое Положение о рабочей программе педагога в соответствии с новым образовательным стандартом.
- Программа заседаний методического совета построена с такой целью, чтобы учителя погружались в особенности федерального образовательного стандарта дошкольного образования, а воспитатели – в федеральный образовательный стандарт начального образования. Таким образом, задачей воспитателей становится формирование предпосылок универсальных учебных действий, а учителя впоследствии эти умения развивают
Таким образом, адаптация наших выпускников проходит значительно легче.
- Ведется тьюторская работа (проведение курсов педагогами, прошедшими обучение на различных курсах повышения квалификации)
- Взаимопосещение педагогами уроков и занятий
- Проходят совместные предметные и тематические недели и декады
- Помимо внутренней методической работы проводится внешняя. На базе нашего комплекса в этом учебном году впервые прошел фестиваль «Школа без границ», в котором учителя и воспитатели Польши, Литвы, Калининграда и области представили свой педагогический опыт.
- Мы сотрудничаем с НОУ «ИСО», они проводят обучающие семинары, которые посещают как учителя, так и воспитатели. Например, после обучения по курсу «Проектная деятельность» в школе прошла ученическая конференция с участием учеников и воспитанников.
Единая образовательная деятельность под руководством как воспитателей, так и учителей (в комплексе есть возможность совмещения, что оптимизирует штатное расписание). Учитель имеет возможность курировать своих будущих учеников с 3-х лет, отслеживая проблемы и достижения. Учителя 4-х классов посещают все родительские собрания подготовительной группы детского сада, а через год уже воспитатель ходит на собрания в 1-й класс к своим бывшим воспитанникам. Такое сотрудничество вызывает доверие родителей к образовательному учреждению и снимает многие проблемы предшкольной подготовки.
Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. Все мероприятия проводятся совместно (Смотр строя и песни «Аты-баты», ярмарка в рамках марафона «Ты нам нужен!», праздник «Прощай, масленица», фестиваль «У истоков творчества», конкурсы «Супермама», «Суперпапа», «Веселые старты», выставки поделок и рисунков и др.). Воспитанники подготовительной группы принимают участие во всех мероприятиях. Остальные – соответственно возрасту.
Для повышения педагогической компетенции родителей в комплексе работает открытый родительский клуб «СемьЯ», на заседаниях которого проводятся психологические тренинги с элементами кинесиологии (причем есть возможность поучаствовать в режиме он-лайн). Также круглый год открыта почта доверия. Для родителей воспитанников старшей и подготовительной групп проходят тематические родительские собрания, проводимые учителями.
В марте мы традиционно встречаем гостей в «День открытых дверей». Но помимо этого у нас проходят рейды, когда родители могут посетить уроки, занятия и даже продегустировать обед или кислородный коктейль.
В 2012 году на городской конкурс «Образование и семья» МАОУ начальная школа-детский сад № 72 представила совместную работу родителей дошкольников и младших школьников с учителями. Результат – 1 место в номинации «Педагогические инновации».
Вот таким образом мы пытаемся решить проблему преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
начальная дошкольная средняя старшая «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ»
дошкольная начальная средняя старшая
ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОМПЛЕКСА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» учебное пространство (занятия для дошкольников и младших школьников проводятся в спортивном, хореографическом, актовом залах, изостудии, библиотеке по согласованному расписанию)
Company Logo www.themegallery.com спортивно-игровое пространство Единое пространство комплекса «начальная школа – детский сад»
Company Logo www.themegallery.com медицинский блок (изолятор, прививочный, процедурный, смотровой кабинеты) пищеблок Единое пространство комплекса «начальная школа – детский сад»
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения . Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности. Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ : 1 3 4 Согласование основных и дополнительных образовательных программ, программ духовно-нравственного развития и воспитания, программ здоровьесбережения и т. д. 2 Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей от момента их поступления в детский сад до перехода в основную школу (разработка, коррекция индивидуальных маршрутов развития и обучения детей ); повышение педагогической компетенции родителей в развитии и воспитании ребёнка от 3-х до 11-лет Создание оптимальных условий для непрерывного формирования универсальных учебных действий в школе и предпосылок к ним в детском саду Создание команды педагогов-единомышленников . 5
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Педагогические советы Работа методического совета учреждения Тьюторская работа Предметные и тематические недели и декады Совместное обучение на базе НОУ «ИСО» Единая методическая деятельность
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Степень адаптации первоклассников – выпускников подготовительной группы детского сада учреждения – по сравнению с первоклассниками - выпускниками других ДОУ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Педагогические советы Работа методического совета учреждения Тьюторская работа Предметные и тематические недели и декады Совместное обучение на базе НОУ «ИСО» Фестиваль «Школа без границ» Единая методическая деятельность
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Ученическая конференция «Метод проектов как инструмент формирования метапредметных результатов»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Единая образовательная деятельность под руководством как воспитателей, так и учителей
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «Прощай, масленица!» Ярмарка в рамках марафона «Ты нам нужен!»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Конкурс «Суперпапа» Конкурс «Супермама»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
Повышение педагогической культуры родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация процесса как одно из условий формирования социального образа ребенка в условиях комплекса "сад - школа
презентация...
Система развития универсальных предпосылок учебных действий у дошкольников в условиях комплекса"начальная школа-детский сад"
Формирование необходимых навыков дошкольников...
Программы по внеурочной деятельности по учебно-методическому комплексу "Перспективная школа"
Программы с пояснительными записками, тематическим планированием, рекомендациями и методическим обеспечением. : "Город мастеров", "Изучение природы родного края", "Ключ и заря", "Музей в твоем классе"...
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Особенности реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» уровня начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на областном семинаре классных руководителей....
Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы "Семицветик"
Работа с одаренными детьми...
Реализация программы по адаптивной физической культуре в условиях домашнего обучения
Как организовать занятия по адаптивной физкультуре с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, обучающихся на дому? Приёмы и формы работы....