Осуществление преемственности в условиях учебно-воспитательного комплеса «Начальная школа -детский сад».
статья по теме
В современных условиях, когда происходит реорганизация начальных образовательных школ и детских садов в единое образовательное пространство, преемственность становится одним из факторов, влияющим на качество учебно- воспитательного процесса. Одним из этапов по развитию и установлению преемственности является обучение дошкольников в школе будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_modelirovaniyu_obr._sredy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление преемственности в условиях учебно-воспитательного комплеса
«Начальная школа -детский сад».
Е.Н.Степанова,
учитель музыки МОУ начальной школы –
детского сада №43, г.Сургут
Вопросы преемственности в работе педагогов разных ступеней образования всегда были актуальными и значимыми в вопросах совершенствования образовательного процесса. В современных условиях, когда происходит реорганизация начальных образовательных школ и детских садов в единое образовательное пространство, преемственность становится одним из факторов, влияющим на качество учебно- воспитательного процесса.
Одним из этапов по развитию и установлению преемственности является обучение дошкольников в школе будущего первоклассника. В нашем учебном заведении она получила название «Мамина школа».
Исследования психологов говорят о том, что современный ребёнок зачастую не испытывает радости от предстоящей учёбы, у него наблюдается негатив по отношению к школе.
Чтобы снять тревожность ребёнка и родителя в том числе, вызвать у них положительные эмоции от первого посещения школы, мотивировать семью в выборе учебного учреждения, наш коллектив в течение 15 лет проводит яркое, зрелищное мероприятие - «День открытых дверей». Эта традиция существует со дня основания школы, и организация праздника достигла высокого уровня проведения, демонстрирует отдачу и понимание учителями всей значимости той личностной поддержки дошкольников, тех положительных эмоций, которые дети получат в новых для них условиях.
Главная цель мероприятия - мотивировать дошкольников к дальнейшему обучению в школе посредством создания ситуации успеха и личностной поддержки.
Этой цели созвучен ряд задач, успешно решаемый учителями - участниками мероприятия, а именно:
- вызвать у дошкольников положительный эмоциональный отклик от посещения школы;
- создать условия для проявления творческих способностей дошкольников;
- наглядно продемонстрировать продукты творческой деятельности участников.
Необходимо отметить, что идея проведения мероприятия подобного плана не нова, и успешно реализуется во многих школах города. Новизна подхода при проведении «Дня открытых дверей» в нашей школе заключается в моделировании школьной среды через вовлечение будущих первоклассников в практико-ориентированную деятельность, результатом которой является демонстрация ими собственных творческих продуктов.
Оригинальностью отличается структура мероприятия: этапы, формы проведения, виды деятельности выстроены таким образом, что позволяют вовлечь в атмосферу творческой деятельности дошкольников, их родителей, выпускников школы, учителей. Во время мероприятия организуется работа творческих мастерских, открытые уроки и экскурсии, консультации для родителей, игровые станции, и кульминацией праздника - концерт достижений дошкольников и школьников.
Необходимо отметить, что этот день становится праздничным и для учителей, так как педагогический коллектив проявляет высокую степень профессионального мастерства и для будущих первоклассников, которые после окончания мероприятия покидают школу более уверенными, переполненными эмоциями радости, с новыми представлениями и опытом.
Комфортная, доброжелательная атмосфера начинается с порога школы. Это проявляется в оформлении помещения, музыкальном сопровождении, приветствии дежурных учителей. Одновременно с регистрацией начинается комплектование групп для работы в творческих мастерских (детских) и для посещения открытых уроков (родители). Таким образом, организовано 4 группы детей (у каждой свои отличительные значки) и 4 группы родителей. Все присутствующие приглашаются в актовый зал, их приветствует ведущий и представляет администрацию школы, учителей участников и руководителей творческих мастерских. Дети группами следуют за своим руководителем по следующим мастерским: «Музыкальная», «Театральная», «Мастерилка», «Танцевальная». Занятия длятся 30 минут, по окончанию работы в них, ребята готовы продемонстрировать всем присутствующим на общем сборе гостям свои первые школьные достижения: исполнение песни, игру на детских музыкальных инструментах, инсценировку, танец, поделки.
Пока шла работа в творческих мастерских, родители присутствовали на открытых уроках выпускных классов, где у них была возможность присмотреться к учителю, оценить степень его профессионального мастерства.
Для следующего этапа мероприятия дети собираются в актовом зале, и с ними проводится игровая пауза (около15 минут). В это время родители совершают экскурсию по школе, знакомятся с кабинетами музыки, труда, лечебной физкультуры, библиотекой, столовой и т.д. Их встречают «экскурсоводы»: учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые кратко рассказывают о своей деятельности, специфике предмета.
Затем наступает самый ответственный момент и для учителей, и для детей - концерт будущих первоклассников, которые готовы продемонстрировать свои творческие достижения, достигнутые за столь короткий период. Особенностью концерта является чередование номеров малышей и учеников 4-х классов. При этом выступления скомпонованы по родству жанров (например, после песни малышей звучит ансамбль четвероклассников), такой подход обусловлен целью демонстрации уровня мастерства обучающихся и даёт возможность увидеть перспективы для развития творческих способностей у будущих первоклассников. Продолжительность концерта около 20 минут.
После концерта руководители групп следуют с детьми на экскурсию по школе и на чайную паузу. А для родителей наступает период общения с администрацией школы, во время которого кратко освещаются наиболее волнующие вопросы: программы, учебники, режим дня и т.д.
Под торжественную музыку дети возвращаются к своим родителям, им произносится напутственное слово директором школы, выпускники вручают малышам воздушные шарики, на которых написаны пожелания: «Учись не ленись! », «Школа – твой дом!», «Мы тебя ждём!» и т.д.
Таким образом, средства художественно-эстетической деятельности способствуют созданию условий для проявления творческих способностей дошкольников, положительного эмоционального отклика от посещения школы, успешной адаптации детей к образовательному пространству. А личностная поддержка оказанная дошкольникам, ощущение ими собственной успешности являются предпосылкой для развития дальнейших партнёрских отношений между школой и детским садом.
Литература
Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982г.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 1979г.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Cценарий учебно-воспитательного мероприятия в начальной школе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий
Способствовать единению детей и родителей; показать значение физкультуры в жизни человека, приобщать к здоровому образу жизни; помочь родителям определить и руководствоваться в воспитании такими форма...
Доклад на тему : "Роль информационных технологий в учебно- воспитательном процессе в начальной школе.
Доклад на педагогическом совете....
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....