Осуществление преемственности в условиях учебно-воспитательного комплеса «Начальная школа -детский сад».
статья по теме

Степанова Елена Николаевна

В современных условиях, когда происходит реорганизация начальных образовательных школ и детских садов в единое образовательное пространство, преемственность становится одним из факторов, влияющим на качество учебно- воспитательного процесса. Одним из этапов по развитию и установлению преемственности является обучение дошкольников в  школе будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_modelirovaniyu_obr._sredy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление преемственности в условиях учебно-воспитательного комплеса        

                                 «Начальная школа -детский сад».

Е.Н.Степанова,

 учитель музыки МОУ начальной школы –

 детского сада №43, г.Сургут

Вопросы преемственности в работе педагогов разных ступеней образования всегда были актуальными и значимыми в вопросах совершенствования образовательного процесса. В современных условиях, когда происходит реорганизация начальных образовательных школ и детских садов в единое образовательное пространство, преемственность становится одним из факторов, влияющим на качество учебно- воспитательного процесса.

Одним из этапов по развитию и установлению преемственности является обучение дошкольников в  школе будущего первоклассника. В нашем учебном заведении она получила название «Мамина школа».

Исследования психологов говорят о том, что современный ребёнок зачастую не испытывает радости от предстоящей учёбы, у него наблюдается негатив по отношению к школе.

Чтобы снять тревожность ребёнка и родителя в том числе, вызвать у них положительные эмоции от первого посещения школы, мотивировать семью в выборе учебного учреждения, наш коллектив в течение 15 лет проводит яркое, зрелищное  мероприятие - «День открытых дверей». Эта традиция существует со дня основания школы, и  организация  праздника достигла высокого уровня проведения, демонстрирует отдачу и понимание  учителями всей значимости той личностной поддержки дошкольников, тех положительных эмоций, которые дети получат в новых для них условиях.

Главная цель мероприятия - мотивировать  дошкольников к дальнейшему обучению в школе посредством создания  ситуации успеха и личностной поддержки.

Этой цели созвучен ряд задач, успешно решаемый учителями - участниками   мероприятия, а именно:

- вызвать у дошкольников положительный эмоциональный отклик от  посещения школы;

 - создать условия для проявления творческих способностей дошкольников;

 - наглядно продемонстрировать продукты творческой деятельности участников.                

Необходимо отметить, что идея проведения мероприятия подобного плана   не нова, и  успешно реализуется во многих школах города. Новизна  подхода при проведении «Дня открытых дверей» в нашей школе заключается в моделировании школьной среды через вовлечение будущих первоклассников в практико-ориентированную деятельность, результатом которой является демонстрация ими собственных творческих продуктов.    

Оригинальностью отличается структура мероприятия: этапы, формы проведения, виды деятельности  выстроены таким образом, что позволяют вовлечь в атмосферу творческой деятельности дошкольников, их родителей, выпускников школы, учителей. Во время мероприятия организуется работа творческих мастерских, открытые уроки и экскурсии, консультации для родителей, игровые станции, и кульминацией праздника -  концерт достижений дошкольников и школьников.

 Необходимо отметить, что этот день становится праздничным и для учителей, так как педагогический коллектив проявляет высокую степень профессионального мастерства и для будущих первоклассников, которые после окончания мероприятия покидают школу более уверенными, переполненными эмоциями радости, с новыми представлениями и опытом.

         Комфортная, доброжелательная  атмосфера начинается с порога школы. Это проявляется в оформлении помещения, музыкальном сопровождении, приветствии дежурных учителей. Одновременно с регистрацией начинается комплектование групп для работы в творческих мастерских (детских) и для посещения открытых уроков (родители). Таким образом, организовано 4 группы детей (у каждой свои отличительные значки) и 4 группы родителей. Все присутствующие приглашаются в актовый зал, их приветствует ведущий и представляет администрацию школы, учителей участников и руководителей творческих мастерских. Дети  группами следуют за своим руководителем по следующим мастерским: «Музыкальная», «Театральная», «Мастерилка», «Танцевальная». Занятия длятся 30 минут, по  окончанию работы в них, ребята готовы продемонстрировать всем присутствующим на общем сборе  гостям свои первые школьные достижения: исполнение песни, игру на детских музыкальных инструментах, инсценировку, танец, поделки.

Пока шла работа в творческих мастерских, родители присутствовали на открытых уроках выпускных классов, где у них была возможность присмотреться к учителю, оценить степень его профессионального мастерства.

Для следующего этапа мероприятия дети собираются в актовом зале, и с ними проводится игровая пауза (около15 минут). В это время родители совершают экскурсию по школе, знакомятся с кабинетами музыки, труда,  лечебной физкультуры, библиотекой, столовой и т.д. Их встречают «экскурсоводы»: учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые кратко рассказывают о своей деятельности, специфике предмета.

Затем наступает самый ответственный момент и для учителей, и для детей - концерт будущих первоклассников, которые готовы продемонстрировать свои творческие достижения, достигнутые за столь короткий период. Особенностью концерта является чередование номеров малышей и учеников 4-х классов.  При этом выступления скомпонованы по родству жанров (например, после песни малышей звучит ансамбль четвероклассников), такой подход обусловлен целью демонстрации  уровня мастерства обучающихся и даёт возможность увидеть перспективы для развития творческих способностей у будущих первоклассников. Продолжительность концерта около 20 минут.

После концерта руководители групп следуют с детьми на экскурсию по школе и на чайную паузу. А для родителей наступает период общения с администрацией школы, во время которого кратко освещаются наиболее волнующие вопросы: программы, учебники, режим дня и т.д.

Под торжественную музыку дети возвращаются к своим родителям, им произносится напутственное слово директором школы, выпускники вручают малышам воздушные шарики, на которых написаны пожелания: «Учись не ленись! »,  «Школа – твой дом!», «Мы тебя ждём!» и т.д.

Таким образом, средства художественно-эстетической деятельности  способствуют созданию условий для   проявления творческих способностей дошкольников,  положительного эмоционального отклика от  посещения школы, успешной адаптации детей к образовательному пространству. А личностная поддержка оказанная дошкольникам, ощущение ими собственной успешности являются предпосылкой для  развития дальнейших партнёрских отношений между школой и детским садом.   

  Литература

 Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982г.

 Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 1979г.

 Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Cценарий учебно-воспитательного мероприятия в начальной школе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Способствовать единению детей и родителей; показать значение физкультуры в жизни человека, приобщать к здоровому образу жизни; помочь родителям определить и руководствоваться в воспитании такими форма...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....