Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"
статья (1 класс) на тему

Лазарева Галина Михайловна

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.

Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное»

Ш.А.Амонашвили

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Г. М. Лазарева,

учитель начальной школы

БОУ «Черняевская ООШ».

О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.

Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное»

Ш.А.Амонашвили

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? И чтобы сохранить положительный настрой и не потерять интерес и желание идти в школу тесно сотрудничаем с коллективом детского сада:

 Проводим совместные педсоветы;

  • обсуждаем план общих мероприятий;
  • к родительским собраниям готовим выступления на темы: «Скоро в школу», «Как я представляю себе школу», «Кто такой школьник», «Воспитание у детей первоначальных навыков учебной деятельности»;
  • посещаем занятия с целью знакомства с физиологическими и психологическими особенностями детей;
  • обсуждаем программу воспитания и обучения в детском саду и начальной школе;

У организуем выставки детских работ ребят детского сада и начальных классов к праздникам.

Вместе с воспитателем намечаем единые направления в воспитании ребёнка. Ученики класса берут шефство над средней группой. Мы приглашаем детсадовцев в школу, проводим совместные экскурсии, праздники, конкурсы, игры, инсценируем сказки. А какое удовольствие ребята получают от похода в осенний лес! Делаем для малышей подарки, сувениры, счётный материал, ходим на праздники в детский сад.

Подрастают дети, меняются формы работы, и уже четвероклассники и дошкольники подготовительной группы строят снежные горки и проводят соревнования, совместные занятия и просто прогулки.

В период с 4-6 лет прослеживаем путь развития ребёнка. В беседах с воспитателями, родителями помогаем осознать необходимость целенаправленного развития логического мышления, произвольного восприятия, памяти, внимания, правильной речи ребенка. И чтобы речь была яркой, образной, предлагаем родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу и делиться своими впечатлениями об увиденном (составлять небольшие рассказы).

В индивидуальных беседах с родителями обсуждаем важные вопросы: психологическая подготовка к школе, работа в коллективе, умение общаться. Советуем родителям, как следует развивать у детей кисть руки: это и лепка из глины, и игры с мячом, и многие другие игровые упражнения.

Как много должен знать, уметь и понимать ребенок, чтобы быть готовым к школе, - это специальная готовность. Но ведущую роль играют показатели общей готовности: ребенок должен созреть физиологически, окрепнуть физически, а уровень развития его психологических процессов и личностных качеств должен стать основой для активного вхождения в школьную жизнь.

Как помочь ребенку справиться с требованиями, предъявляемыми школой. Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

Поэтому, одним из важнейших социальных институтов воспитания, является семья. А ведь, как известно, хорошего ребенка могут воспитать счастливые родители. Учитель, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он обязан. Наша работа с родителями направлена на:

  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
  • формирование общих подходов к воспитанию;
  • совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей;
  • организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
  • изучение:
  • наклонностей воспитанников;
  • материально-бытовых условий
  • психологического климата в семье;
  • требований родителей к обучению и воспитанию в школе и
    дома, их видение перспектив развития ребенка.

Привлекаем родителей для активного участия в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Если есть контакт с родителями, то и дети успешно учатся, стремятся быть добрыми и отзывчивыми. Очень важно, чтобы родители поверили в нас, увидели своего друга и друга их ребенка в учителе.

Вот почему каждый раз, получая класс, мы с надеждой ждем встречи с родителями наших учеников. Будут ли они помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

В мае собираем родителей для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проводимом в виде семинара — практикума, знакомим родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаем насколько необходимо и приятно детям их активное участие. И поэтому на первом собрании решаем не только организационные вопросы, но и стараемся, чтобы было положено начало большого целенаправленного пути в область педагогической культуры родителей. Чтобы наша первая встреча прошла интересно, и состоялся доверительный разговор, мы оформляем родительский уголок, куда входит:

  • ширма «Скоро в школу»;
  • традиционный «почтовый ящик» - «Спрашивайте - ответим» (выяснение волнующих родителей вопросов, интересов по данной теме);
  • выпуск газеты для родителей «На пороге школы»;
  • оформление схемы «Готовность детей к школе».

Мы приглашаем семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Предлагаем на выбор родителям следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

  • оформителями - дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса или другого места, где будет проводиться праздник, а также пригласительных билетов, программок, грамот, жетонов);
  • костюмерами (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и разных атрибутов);
  • сценаристами (разработка программы, сценария праздника с учётом конкретных индивидуально-возрастных особенностей учеников класса, сочинение стихов, конкурсов, загадок, а также их подбор из различных публикаций);
  • актёрами, исполнителями отдельных номеров (как подготовленных заранее, так и импровизированных);
  • членами жюри (разработка системы судейства и её осуществление при помощи балловой оценки, присуждение мест, раздача жетонов и т. д.)
  • организаторами — координаторами.

Следующая встреча была 1 сентября, на празднике «Путешествие в страну знаний». Для того, чтобы дети с теплотой вспоминали своё первое знакомство со школой, ребята 2-4 классов готовят для детей и родителей праздничный концерт, рассылают красочные приглашения, готовят сувениры. Программа праздника построена так, что гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют и танцуют. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино.

Дошкольное детство кончилось и наступает вершина детства — младший школьный   возраст.   Ребенок   еще   сохраняет   много   детских   качеств   —  легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. И одна из главных задач учителя помочь   протянуть «поясок дружбы и помощи» детям и родителям, чтобы легче пережить этот сложный для них переход из детского сада в школу.

Мы считаем, что только кропотливая целенаправленная работа учителя во взаимодействии с воспитателями детских учреждений и семьей позволит решить проблему преемственности.

Литература

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
  2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М.: Вита 2002.
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на –Дону, 2004.
  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. К.: ГИППВ, 1998.
  5. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Ярославль.: Академия развития: Академия, 1999.

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М.: Глобус,

             Г. М. Лазарева, Л. А. Пелемешко - учителя начальной школы  МОУ «Черняевская ООШ».

О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.

Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное»

Ш.А.Амонашвили

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? И чтобы сохранить положительный настрой и не потерять интерес и желание идти в школу тесно сотрудничаем с коллективом детского сада:

 Проводим совместные педсоветы;

  • обсуждаем план общих мероприятий;
  • к родительским собраниям готовим выступления на темы: «Скоро в школу», «Как я представляю себе школу», «Кто такой школьник», «Воспитание у детей первоначальных навыков учебной деятельности»;
  • посещаем занятия с целью знакомства с физиологическими и психологическими особенностями детей;
  • обсуждаем программу воспитания и обучения в детском саду и начальной школе;

У организуем выставки детских работ ребят детского сада и начальных классов к праздникам.

Вместе с воспитателем намечаем единые направления в воспитании ребёнка. Ученики класса берут шефство над средней группой. Мы приглашаем детсадовцев в школу, проводим совместные экскурсии, праздники, конкурсы, игры, инсценируем сказки. А какое удовольствие ребята получают от похода в осенний лес! Делаем для малышей подарки, сувениры, счётный материал, ходим на праздники в детский сад.

Подрастают дети, меняются формы работы, и уже четвероклассники и дошкольники подготовительной группы строят снежные горки и проводят соревнования, совместные занятия и просто прогулки.

В период с 4-6 лет прослеживаем путь развития ребёнка. В беседах с воспитателями, родителями помогаем осознать необходимость целенаправленного развития логического мышления, произвольного восприятия, памяти, внимания, правильной речи ребенка. И чтобы речь была яркой, образной, предлагаем родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу и делиться своими впечатлениями об увиденном (составлять небольшие рассказы).

В индивидуальных беседах с родителями обсуждаем важные вопросы: психологическая подготовка к школе, работа в коллективе, умение общаться. Советуем родителям, как следует развивать у детей кисть руки: это и лепка из глины, и игры с мячом, и многие другие игровые упражнения.

Как много должен знать, уметь и понимать ребенок, чтобы быть готовым к школе, - это специальная готовность. Но ведущую роль играют показатели общей готовности: ребенок должен созреть физиологически, окрепнуть физически, а уровень развития его психологических процессов и личностных качеств должен стать основой для активного вхождения в школьную жизнь.

Как помочь ребенку справиться с требованиями, предъявляемыми школой. Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

Поэтому, одним из важнейших социальных институтов воспитания, является семья. А ведь, как известно, хорошего ребенка могут воспитать счастливые родители. Учитель, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он обязан. Наша работа с родителями направлена на:

  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
  • формирование общих подходов к воспитанию;
  • совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей;
  • организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
  • изучение:
  • наклонностей воспитанников;
  • материально-бытовых условий
  • психологического климата в семье;
  • требований родителей к обучению и воспитанию в школе и
    дома, их видение перспектив развития ребенка.

Привлекаем родителей для активного участия в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Если есть контакт с родителями, то и дети успешно учатся, стремятся быть добрыми и отзывчивыми. Очень важно, чтобы родители поверили в нас, увидели своего друга и друга их ребенка в учителе.

Вот почему каждый раз, получая класс, мы с надеждой ждем встречи с родителями наших учеников. Будут ли они помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

В мае собираем родителей для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проводимом в виде семинара — практикума, знакомим родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаем насколько необходимо и приятно детям их активное участие. И поэтому на первом собрании решаем не только организационные вопросы, но и стараемся, чтобы было положено начало большого целенаправленного пути в область педагогической культуры родителей. Чтобы наша первая встреча прошла интересно, и состоялся доверительный разговор, мы оформляем родительский уголок, куда входит:

  • ширма «Скоро в школу»;
  • традиционный «почтовый ящик» - «Спрашивайте - ответим» (выяснение волнующих родителей вопросов, интересов по данной теме);
  • выпуск газеты для родителей «На пороге школы»;
  • оформление схемы «Готовность детей к школе».

Мы приглашаем семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Предлагаем на выбор родителям следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

  • оформителями - дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса или другого места, где будет проводиться праздник, а также пригласительных билетов, программок, грамот, жетонов);
  • костюмерами (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и разных атрибутов);
  • сценаристами (разработка программы, сценария праздника с учётом конкретных индивидуально-возрастных особенностей учеников класса, сочинение стихов, конкурсов, загадок, а также их подбор из различных публикаций);
  • актёрами, исполнителями отдельных номеров (как подготовленных заранее, так и импровизированных);
  • членами жюри (разработка системы судейства и её осуществление при помощи балловой оценки, присуждение мест, раздача жетонов и т. д.)
  • организаторами — координаторами.

Следующая встреча была 1 сентября, на празднике «Путешествие в страну знаний». Для того, чтобы дети с теплотой вспоминали своё первое знакомство со школой, ребята 2-4 классов готовят для детей и родителей праздничный концерт, рассылают красочные приглашения, готовят сувениры. Программа праздника построена так, что гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют и танцуют. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино.

Дошкольное детство кончилось и наступает вершина детства — младший школьный   возраст.   Ребенок   еще   сохраняет   много   детских   качеств   —  легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. И одна из главных задач учителя помочь   протянуть «поясок дружбы и помощи» детям и родителям, чтобы легче пережить этот сложный для них переход из детского сада в школу.

Мы считаем, что только кропотливая целенаправленная работа учителя во взаимодействии с воспитателями детских учреждений и семьей позволит решить проблему преемственности.

Литература

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
  2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М.: Вита 2002.
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на –Дону, 2004.
  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. К.: ГИППВ, 1998.
  5. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Ярославль.: Академия развития: Академия, 1999.
  6. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М.: Глобус, 2007.
  7. 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностика в работе учителя начальной школы

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Методы и приёмы по организации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Опыт работы ЧОУ Начальной школы - детского сада №64 ОАО "РЖД"

Доклад на тему: " Преемственность программ дошкольного и начального общего образования в речевом развитии детей"...

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.

Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...

«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...