Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья
В статье описываются цели, задачи, этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « О проектно – исследовательской деятельности
учащихся начальной школы»
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь .»
А.Дистервег
Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления, способности к творчеству: «…младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)
Проектная деятельность в рамках школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки;
- публично представлять результаты исследования.
Цели проектно – исследовательской деятельности:
- Развитие познавательных умений и навыков;
- Умения ориентироваться в информационном пространстве;
- Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
- Умения критически мыслить.
Как выбрать тему исследования? Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.
Необходимо выбрать тему, в которой ребёнок максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.
Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности:
- Подготовительный этап.
«Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела» Бэкон Френсис.
На нём возникает идея, ставятся цели и задачи, составляется план работы, определяются способы её выполнения, подбирается необходимый материал.
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию, какие источники могут быть использованы для этого.
Составим план: (слайд 8)
- Подумаем, что нам известно о……
- Посмотрим справочники и научно-популярную литературу…
- Посмотрим специальные видеоматериалы(телепередачи)…
- Обратимся к компьютеру…
- Понаблюдаем…
- Проведём эксперимент (опыт)…
- Исполнительский этап.
Здесь осуществляется создание проекта по заранее разработанному плану
(с корректировкой в процессе деятельности).
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослых.
- Итоговый этап.
Проходит защита проекта или презентация, представляется изделие.
Формы аннотации для 1-4 классов
Актуальность – необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)
Проблема – вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования
Цель – предполагаемый результат исследовательской деятельности
Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения
Предмет – то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки
Задача – путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование
Этапы работы – описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности
Сроки выполнения – временные границы выполнения проекта
Форма представления результатов – текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение
Библиография – основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. (приложение 3).
Что это даёт учащимся?
- позволяет удовлетворить собственные интересы;
- позволяет решать значимые личностные проблемы;
- формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
- способствует повышению мотивации к учению;
- способствует решению учебных затруднений;
- стимулирует личностный рост;
- способствует развитию индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...