ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ДОУ, ГИМНАЗИИ, РОДИТЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, КАК ЗАЛОГ НЕПРЕРЫВНОГО КАЧЕСТЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennye_svyazi_dou_gimnazii_roditey_budushchih_pervoklassnikov.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ДОУ, ГИМНАЗИИ, РОДИТЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, КАК ЗАЛОГ НЕПРЕРЫВНОГО КАЧЕСТЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иконникова Т.С., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 2» ЕМР РТ
Сергеева Е.А., воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с № 14 «Звездочка» ЕМР РТ
«Школьное детство никогда не начинается на пустом месте…» -
Л.С. Выготский.
Актуальность. Анализ литературы по проблемам обеспечения непрерывности образовательного процесса показал, что должно быть грамотное взаимодействие между сферами дошкольного и школьного образования, обеспечение между ними преемственности образовательных целей и задач. При этом изменяется ведущий тип деятельности, могут меняться формы и методы обучения, к ребенку предъявляются иные требования, но главное остается неизменным – это единство образовательного процесса на всех возрастных ступенях. Гармоничное развитие личности начинается в детском саду и продолжается в школе. Необходимо обеспечить согласованность с учетом единой системы планирования взаимодействия школы и детского сада, наладить тесное сотрудничество воспитателей и педагогов начального звена, родителей и воспитанников (будущих первоклассников).
Цель: Выстроить взаимодействие начальной школы и детского сада, как системы образовательных институтов, в вопросе роста образовательного потенциала личности ребенка.
Объект: Процесс осуществления личностной, социально-психологической, психомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.
Предмет: специфика осуществления готовности в условиях взаимодействия детского сада и школы.
План работы:
- Диагностика мотивационной готовности к школе воспитанников подготовительной группы МБДОУ д/с № 14 «Звездочка».
- Взаимодействие детского сада и начальной школы: проведение совместных мероприятий, работа с детьми, в том числе, для снятия внутреннего напряжения перед неизвестностью (школой), консультация родителей по вопросам адаптации к школе, предъявляемым требованиям к будущим первоклассникам и т.д.
- Мониторинг результатов совместной деятельности, оценка их эффективности с точки зрения преемственных связей ДОУ и школы.
На первом этапе совместной работы была проведена диагностика сформированности элементов внутренней позиции школьника. Дл этого использована методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе» [1, c.8]. Цель: выявить уровень мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе, сформированность внутренней позиции школьника и характер ориентации на школьно-учебную деятельность. Результаты исследования на рисунке 1.
Рис. 1 Сформированность элементов внутренней позиции школьника
Исследование показало низкий уровень понимания необходимости учения, а также выявило необходимость формирования интереса к учебным видам деятельности. На основании полученных результатов был разработан план мероприятий.
Второй этапы включает реализацию форм преемственной связи и направлен на формирование внутренней позиции школьника, эмоциональной и интеллектуальной готовности к школе.
1. На базе МБОУ «Гимназия № 2» учитель, который будет набирать первоклассников, начиная с декабря предшествующего года, проводит занятия в рамках «Школы будущих первоклассников» по субботам для воспитанников подготовительных групп. В нашем случае, учитель выходит на связь с воспитателем, приходит на родительское собрание, знакомится, приглашает детей на занятия.
2. Со своей стороны педагог дошкольного учреждения проводит анкетирование родителей, на тему «Готовность к школьному обучению детей и родителей», результаты которого интерпретирует совместно с учителем. Так, в 2019-20120 учебном году, по результатам анкетирования было выявлено, что большинство родителей недооценивают значимость мотивационной готовности к школе. Поэтому в практику взято обязательное проведение тематических родительских собраний, консультаций, разработаны памятки-буклеты на тему «Психологической поддержки родителей в подготовке ребенка к школе». Кроме того, в детском саду работает почта, куда родители могут обратиться с интересующими вопросами по школьному обучению. Ответы на свои вопросы родители могут получить на следующем родительском собрании.
3. Сергеева Е.А. (воспитатель) организовала предметно-развивающую среду в своей группе, выделив в ней «Уголок первоклассника» для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Что позволяет детям психологически готовиться к школе. Они проигрывают новые для себя роли, знакомятся с новыми обстоятельствами. Педагог проводит беседы, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к школе.
Рекомендации: Необходимо включить чтение литературы о школе: стихотворения, рассказы, устные самостоятельные рассказы воспитателя о школе, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. Взрослый может рассказать что-то из личного опыта. Необходимо выслушать ребят, хотят ли они сами в школу, может быть есть какие-то волнения и переживания. Если у кого-то из детей есть старшие братья или сестры, которые ходят в школу, можно их пригласить и попросить поделиться впечатлениями, историями. Также можно пригласить выпускников детского сада, обучающихся в начальном звене, их впечатления, истории, события. Можно организовать экскурсию в школу. Сбор информации, впечатлений и историй должен заканчиваться беседой с углубленным характером, для того чтобы формировать правильное представление о школе и учебной деятельности.
4. В предшествующий год учитель посещала занятия детей подготовительной группы. Анализировали их совместно с воспитателем. Также приглашала детей в школу на урок-игру. Однако, современная ситуация в мире (пандемия) вносит свои требования. В этом году мы предлагаем следующую форму работы (см. конспект «Школа ждет тебя, чудесный ребенок»).
На третьем этапе для изучения сформированности мотивационного компонента и изменения его уровня с момента диагностики его на первом этапе, вновь было проведено исследование с помощью методики Т.А. Нежновой «Беседа о школе».
Цель: оценка динамики изменений уровня мотивационной готовности воспитанников ДОУ в результате взаимодействия ДОУ и начального звена гимназии, реализации форм преемственных связей.
Рис.2 Сформированность элементов внутренней позиции школьника на контрольном этапе
На рисунке 2 прослеживается динамика развития мотивационной готовности дошкольника по каждому элементу внутренней позиции школьника. Это доказывает необходимость обеспечения преемственности между ступенями образования (ДОУ и начальной школой) при подготовке к школе, подчеркивает значимую роль непрерывного образования.
Выводы
Подготовка к школе заключается не только в интеллектуальном развитии ребенка (освоении определенных ЗУН), но необходимо создать условия комфортного перехода дошкольника в мир первоклассника. Здесь важно сформировать внутреннюю позицию школьника, мотивационную готовность к обучению. Она формируется за счет использования таких инструментов как:
– стимуляция интереса к новым знаниям;
– формирование навыков поиска интересующей информации в книгах, журналах и справочниках;
– объяснение, с использованием примеров, общественной значимости школьного учения и ее осознание ребенком;
– формирование умения сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки;
– поощрение стремления к успеху и формирование адекватной самооценки;
– создание в семье радостной атмосферы «перехода ребенка в новый статус».
После того как ребенок освоит мотивы к обучению, осознает их и примерит на себя, необходим переход от осознанного выполнения определенных действий, заданий требуемых школой к неосознанному. Для этого ребенок должен научиться использовать внутренние мотивы, произвольно управлять своими действиями и поведением, а не опираться на эмоциональные импульсы. Добиться этого можно с помощью:
– формирования со стороны взрослого заданий с проговоренной целью его выполнения, и воздействия на мотивацию ребенка с помощью дополнительных стимулов;
– тренировку умения подчинять свое "хочу" слову "надо";
– поощрение желания трудиться и доводить начатое дело до конца.
Конечно, подготовка к школе не начинается за месяц или два до окончания детского сада. Важны все знания, умения и навыки, которыми овладел ребенок за весь период посещения дошкольного учреждения. Должно быть соответствие школьным требованиям.
До недавнего времени под преемственностью было принято понимать обеспечение постоянности в обучении и воспитании. При этом представление о преемственности у учителей начальной школы, воспитателей и родителей было разное. Учителя ожидали от ребенка определенных знаний, умений, навыков, правил и норм поведения. Для воспитателя, обеспечить преемственность, значит подготовить такого ребенка, к которому со стороны школы не было бы претензий, для этого детей нагружали таким количеством знаний, большинство из которых в школе не реализовывалось. Зачастую происходило дублирование программы первого класса в подготовительной группе. Родители же при подготовке ребенка к школе стремились пораньше обучить его всему, не задумываясь о том, что некоторые знания ему сейчас ни к чему. В результате у детей наблюдалась переутомляемость, а личностное развитие ребенка упускалось из виду. Как доказывает проведенное исследование, работа в таком ключе не приносит положительных результатов, необходимо также воздействовать на мотивационную сферу готовности дошкольника.
ФГОС ориентирует нас именно на развитие личности ребенка. Здесь преемственность между детским садом предполагает, что на этапе дошкольного возраста обеспечивается личностное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка, формируются предпосылки учебной деятельности, а школа, опираясь на сформированный фундаментальный уровень дошкольника, заложит ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться.
Непрерывность образования предполагает, что при переходе ребенка из детского сада в начальную школу появившиеся у него личностные качества переходят вместе с них на следующий возраст и являются основой его дальнейшего развития. Для этого обязательно необходимо формировать у ребенка позитивное отношение к своей личности, адекватную самооценку. Сформированная самооценка личности ребенка отражает социально-психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Заниженная самооценка помешает наладить дружеские отношения со сверстниками. Она может служить возникновению тревожности перед ответом на вопрос учителя. Может сформироваться мнение: «Я не смогу, поэтому не буду пробовать». Завышенная самооценка подпитывает излишние амбиции, ребенок может решить, что он все хорошо знает, отсюда два варианта: перестает качественно выполнять задания, а также очень тяжело реагирует на отсутствие постоянной похвальбы либо ревнует к успехам других детей.
Таким образом, школа должна интересоваться жизнью и успеваемостью своих будущих учеников. Должен быть обеспечен двухсторонний контакт между школой и детским садом. Важно обеспечить взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Родители обязаны принимать участие в подготовке ребенка к школе. В их силах обеспечить психологически комфортную атмосферу перехода с дошкольного образования в школу. Члены семьи могут заинтересовать ребенка, создать предпосылки мотивационной готовности личным примером, случаями из их школьной жизни. Переход ребенка с детского сада в начальную школу будет наиболее эффективен и безболезнен при тесном сотрудничестве ДОУ, школы и семьи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональных курсах при Институте непрерывного педагогического образования по теме «Игра - как средство воспитания и обучения школьников».
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявля...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия №44», г.Новокузнецка
Во всем мире система образования России признавалась уникальной из-за своей фундаментальности и научности. Но сравнительные исследования piza показали высокие результаты российских студентов по критер...
Рабочая программа "Преемственность" ( Школа будущего первоклассника)
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова, Москва «Просвещение»2015 г., допущена Министерством образования Р...
Непрерывность филологического образования, механизмы преемственности.
Непрерывность филологического образования, механизмы преемственности...
"Преемственность ДОУ, начальной школы и семьи - основа сотрудничества в подготовке будущих первоклассников"
Предшкольное и начальное образование: особенности семейной педагогики как направление преемственности....
Семинар «Преемственность между ДОУ и школой – основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов НОО»
На семинаре будут рассматриваться следующие вопросы: 1.Модель выпускника детского сада соответствие с новыми Федеральными государстве...
Образовательная программа дополнительного образования «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Цели программы:Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к сист...