Образовательная программа дополнительного образования «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
рабочая программа
Цели программы:
Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Занятия по программе «Будущий первоклассник»» способствуют формированию:
- направленного внимания;
- интереса к чтению;
- познавательного и коммуникативного мотива;
воспитывают:
- любовь и уважение к родителям;
- интерес к изучению окружающей среды;
- наблюдательность;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- желание помогать другим;
обучает:
- правилам личной гигиены;
- приёмам самообслуживания;
- работе с простейшими инструментами;
- приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет:
- чувство уверенности в своих силах;
- чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bp._doshkolka_obshchaya_programma_2022.docx | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806
Согласовано Согласовано Согласовано Утверждаю
Ответственный за ДО Координатор по Зам директора Директор ГБОУ
по отделению комплексу по УВР ГБОУ Школа №806
_
«___»_______2022г. «____»______2022г. «____»_________2022г. «____»_________2022г.
Образовательная программа
дополнительного образования
«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
название
Участники: учащиеся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 6 месяцев
Уровень - ознакомительная
Педагог:
Голубкова С.Б.
Москва
2022-2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
«Подготовка руки к письму»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………….…
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ …………………………
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...…..…
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……………………………….…
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………
Раздел
«От буквы к слову»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………….…
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ …………………………
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...…..…
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……………………………….…
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………
Раздел 2.
«Математические ступеньки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………….…
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ …………………………
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...…..…
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……………………………….…
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………
Раздел 3.
«Зелёная тропинка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………….…
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ …………………………
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ...…..……………
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……………………………….…
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………
Пояснительная записка
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Цель данной рабочей программы:
- выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Актуальность разработки данной программы:
- - необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- - формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- - разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- - возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цели программы:
Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Занятия по программе «Будущий первоклассник»» способствуют формированию:
- направленного внимания;
- интереса к чтению;
- познавательного и коммуникативного мотива;
воспитывают:
- любовь и уважение к родителям;
- интерес к изучению окружающей среды;
- наблюдательность;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- желание помогать другим;
обучает:
- правилам личной гигиены;
- приёмам самообслуживания;
- работе с простейшими инструментами;
- приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет:
- чувство уверенности в своих силах;
- чувство собственного достоинства.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий,
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность.
- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
Режим проведения занятий:
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:
- Словесные, наглядные и практические методы.
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
- Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
- Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по «Подготовке руки к письму»
на 2015-2016 учебный год
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
Занятия условно можно разделить на два этапа: работа в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества.
Занятия рассчитаны на дошкольников, которым предстоит в ближайшем будущем перешагнуть порог школы.
Формат занятий: 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты занятий: Дети должны научиться:
1. Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.
#1042;ыражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.
4. Освоить элементарные навыки письма.
5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.
6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным. В дальнейшем — успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.
Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:
I этап — подготовительный
II этап – геометрические фигуры
III этап – завершающий
Цель I этапа: Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Цель II этапа: Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей.
Цель III этапа: Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок.
Для реализации программного содержания используется:
• Бортникова Е. Мои первые прописи: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М. :Литур, 2016.
Приложение-1
Календарно-тематическое планирование
«ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ"
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Знакомство с клеткой и со штриховкой. | 1 | |
2. | Выполнение заданий под диктовку. Штриховка. | 1 | |
3. | Рисование квадратов по клетке и словесное объяснение последовательности своих действий. Штриховка. | 1 | |
4. | Выполнение горизонтальных и вертикальных линий. Знакомство с наклонными линиями. | 1 | |
5. | Выполнение образца под диктовку. Тренировочные упражнения. | 1 | |
6. | Печатная цифра 4. Понятия «крайний» и «наклонная» | 1 | |
7. | Самостоятельное составление образца узора. Тренировочные упражнения. | 1 | |
8. | Полуовалы. Рисование кругов в клетке, штриховка. | 1 | |
9. | Письмо печатных цифр 1, 3. Рисование домиков и флажков по клеточкам. | 1 | |
10. | Письмо под диктовку. Тренировочные упражнения. | 1 | |
11. | Письмо печатно цифры 2. Тренировочные упражнения. | 1 | |
12. | Комментированное письмо. Тренировочные упражнения. | 1 | |
13. | Письмо печатной цифры 5. Рисование корабликов, сборка машины из геометрических фигур. | 1 | |
14. | Письмо печатной цифры 6. Диктант. | 1 | |
15. | Тренировочные упражнения. | 1 | |
16. | Письмо печатной цифры 7. Самостоятельное составление узора. | 1 | |
17. | Письмо печатной цифры 8. Рисование отрезков. | 1 | |
18. | Рисование больших кругов, знакомство с четными числами. | 1 | |
19. | Письмо печатной цифры 9. Диктант. | 1 | |
20. | Нечетные числа. Тренировочные упражнения. | 1 | |
21. | Деление клетки на две части по горизонтали и вертикали. Тренировочные упражнения. | 1 | |
22. | Деление клетки на две части по диагонали. | 1 | |
23. | Четные числа. Тренировочные упражнения. | 1 | |
24. | Четные числа. Тренировочные упражнения. | 1 |
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по обучению грамоте «ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Принципы:
• От простого – к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность учебного материала.
• Наглядность.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Дифференцированное обучение.
• Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Содержание программы
Программа рассчитана на возраст детей 5-6 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.
Виды работ:
- знакомство с буквой и звуком;
- характеристика звука;
- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией) ;
- моделирование;
- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
- работа над лексическим значением слов;
- слушание стихотворений, сказок;
- выполнение заданий на классификацию;
- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте) ;
Ожидаемые результаты.
К концу года старшие дошкольники должны уметь:
- составлять предложения;
- членить предложения на слова;
- соотносить буквы и звуки;
- называть звуки и слоги в словах;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- проводить звуковой анализ слова;
- владеть основами плавного слогового чтения;
- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
- проявлять активность, самостоятельность;
- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
- правильно держать ручку, карандаш;
- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Приложение-2
Календарно-тематическое планирование
«ОТ БУКВЫ К СЛОВУ"
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения |
1. | Гласные и согласные звуки. | 1 | |
2. | Буква Аа. Звук {а}. | 1 | |
3. | Буква Уу. Звук {у}. | 1 | |
4. | Буква Оо. Звук {о}. | 1 | |
5. | Буква Мм. Звуки {м}, {м*}. | 1 | |
6. | Буква Сс. Звуки {с}, {с*}. | 1 | |
7. | Буква Хх. Звуки {х}, {х*}. | 1 | |
8. | Буква Рр. Звуки {р}, {р*}. | 1 | |
9. | Буква Шш. Звук {ш}. | 1 | |
10. | Буква ы. Звук {ы}. | 1 | |
11. | Буква Лл. Звуки {л}, {л*}. | 1 | |
12. | Буква Нн. Звуки {н}, {н*}. | 1 | |
13. | Буква Кк. Звуки {к}, {к*}. | 1 | |
14. | Буква Тт. Звуки {т}, {т*}. | 1 | |
15. | Буква Ии. Звук {и}. | 1 | |
16. | Буква Пп. Звуки {п}, {п*}. | 1 | |
17. | Буква Зз. Звуки {з}, {з*}. | 1 | |
18. | Буква Йй. Звук {й}. | 1 | |
19. | Буква Гг. Звуки {г}, {г*}. | 1 | |
20. | Буква Вв. Звуки {в}, {в*}. | 1 | |
21. | Буква Дд. Звуки {д}, {д*}. | 1 | |
22. | Буква Бб. Звуки {б}, {б*}. | 1 | |
23. | Буква Жж. Звуки {ж}. | 1 | |
24. | Буква Ее. Звук {е}. Буква ь | 1 |
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
- Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
- Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
- Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Приложение-3
Календарно-тематическое планирование
«Математические ступеньки»
№ ЗАНЯТИЯ | Дата | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 -2 | Доцифровой период | Признаки предметов (размер, цвет, форма) Понятия «Большой, маленький» | |
3 | Понятия «Высокий, низкий», «выше-ниже» | ||
4 | Слева. Справа. Длинный, короткий. | ||
5-6 | Больше. Меньше. Столько же. | ||
7 | Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат | ||
8-9 | Справа. Слева. Вверху. Внизу. Раньше. Позже | ||
10 | Легкий. Тяжелый. | ||
11 | Сравнение фигур, предметов | ||
12 | Цифровой период Сложение и вычитание чисел в пределах 10 | Число и цифра 1 | |
13 | Число и цифра 2 | ||
14-15 | Число и цифра 3 | ||
16-17 | Число и цифра 4 | ||
18 | Число и цифра 0 | ||
19 | Число и цифра 5 | ||
20 | Равенство | ||
21 | Сложение | ||
22-23 | Вычитание | ||
24 | Состав чисел 1-5 | ||
25 | Число и цифра 6 | ||
26 | Число и цифра 7 | ||
27 | Число и цифра 8 | ||
28-29 | Число и цифра 9 | ||
30-31 | Состав чисел 6-9 | ||
32-33 | Число 10. Состав числа 10 | ||
34-48 | Сложение и вычитание в пределах 10 |
Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка».
Пояснительная записка
Курс «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Содержание образовательной программы
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка
сценок театра теней.
Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Планируемые результаты:
— владеть универсальными предпосылками учебной деятельности — уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
— распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
— применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
— проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
— проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Перечень учебно-методических средств обучения.
#1042;идео и аудио фрагменты ;
- Видеоаппаратура;
- Наглядно - иллюстративный материал
Список литературы:
#1040;.А.Плешаков «Зелёная тропинка». Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2011.
2. А.А.Плешаков атлас – определитель «От земли до неба».
3. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009
Приложение-4
Календарно-тематическое планирование предмета.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек и природа. | 1 | |
2 | Неживая природа осенью. | 1 | |
3 | Растительный мир осенью. | 1 | |
4 | Животный мир осенью. | 1 | |
5 | Птицы нашего двора. | 1 | |
6 | Насекомые и рыбы. | 1 | |
7 | Домашние животные. Обитатели живого уголка. | 1 | |
8 | Наши друзья-животные. | 1 | |
9 | Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица. | 1 | |
10 | Неживая природа зимой. | 1 | |
11 | Растения зимой. | 1 | |
12 | Животный мир зимой. | 1 | |
13 | Зелёное чудо - растения. Части растений. | 1 | |
14 | Овощи и фрукты. | 1 | |
15 | Травянистые растения. | 1 | |
16 | Кустарники. | 1 | |
17 | Разнообразие деревьев. | 1 | |
18 | Съедобные и несъедобные ягоды. | 1 | |
19 | Мхи и Папоротники. | 1 | |
20 | Грибы. | 1 | |
21 | Неживая природа весной. | 1 | |
22 | Растения весной. | 1 | |
23 | Животный мир весной. | 1 | |
24 | Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...
образование будущего
лекция...
образование будущего
текст...
Образование будущего
Образование будущего...
Образование Будущего простого времени в английском языке, модели предложений
Данный материал подходит для любого УМК 4 кл. В нем показано как образуется будущее время и построение предложений...
Обраазовательная практика "Перевёрнутый класс-тренд образования будущего»
Обраазовательная практика "Перевёрнутый класс-тренд образования будущего» Цель: Внедрение технологии смешанного обучения (модель «Перевернутый класс») на уроках естест...
Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»
Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...