Непрерывность филологического образования, механизмы преемственности.
методическая разработка

Шлеткова Оксана Сергеевна

Непрерывность филологического образования,

механизмы преемственности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepreryvnost_i_preemstvennost_obrazovaniya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывность филологического образования,

механизмы преемственности

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственностьв обучении.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственностьв обучении.

            При этом под непрерывностьюмы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

            Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Непрерывность и преемственность образования - это прежде всего последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода на дошкольной и школьной ступенях образования, а также в системе "Школа - ВУЗ", что является основным условием формирования зрелой личности.

Как мы понимаем значение слова "преемственность"?

Преемственность - это прежде всего:

1. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

2. Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, методов, средств, форм организации).

Непрерывность, по нашему мнению, имеет несколько составляющих:

1. Непрерывность развития личности

2. Непрерывность развития организационных структур образования.

3. Непрерывность развития образовательных процессов, образовательных программ

4. Формы и методы организации обучения

5. Согласованность учебных программ начального, среднего звена, старшей школы, вуза.

6. Содержание учебного предмета.

Эта структура наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет на каждой ступени образования достичь оптимального результата.

Педагогическими условиями воспитания является: целостность, системность, непрерывность и преемственность.

Целостность системы непрерывного и преемственного образования означает, что каждый этап этого процесса рассматривается как звено в общем образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой - готовятся возможности для образования на последующих этапах. Изменение в одном звене системы неизбежно приведет к изменению всей системы в целом. А обеспечение целостности системы путем интеграции всех ее звеньев в единое целое придаст ей новые качества.

Непрерывность в образовании предполагает:

1) его преемственность;

2) приспособление программ и методик к конкретным задачам, специфичным для каждого образовательного учреждения;

3) подготовку учащихся на всех уровнях образования к жизни, которая характеризуется быстрым развитием и изменением;

4) мобилизацию и широкое использование всех средств воспитания и информации сверх традиционных сфер деятельности.

Основным условием обеспечения непрерывности образования является его преемственность. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

           Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

                    Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования. 

Одну из самых больших проблем представляет тот объем информации, с которым человеку приходится сталкиваться ежедневно. Еще одной целью современной школы становятся так называемые «горизонтальные» достижения обучающегося, когда прирост в одном предмете дает приращение в другом. Нам видится, что сходятся эти метапредметные проблемы в умении работать с текстом, то есть в предметах филологического цикла. Проблема восприятия информации, представленной в разных видах, в том числе в виде текста (и, как следствие, проблема создания собственного речевого высказывания) — одна из тех болевых точек, касаться которой современные педагоги вынуждены не столько в связи с введением ФГОС, сколько в связи с новыми требованиями общества к выпускнику школы. Федеральный образовательный стандарт призван расставить акценты в новой системе образования. Если раньше целью филологического образования в школе было познание литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и системы литературоведческих представлений и критериев, а также освоение культуры слова и формирование эстетического и художественного вкуса, то теперь речь идет об обобщенном восприятии предметов лингвистического цикла как МЕТАПРЕДМЕТОВ. Предметные знания о тексте теперь становятся базовыми для формирования метапредметных умений: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, так как все эти результаты строятся на универсальных учебных действиях, основным из которых как раз является умение работать с текстом. К основным результатам освоения стандарта должен помочь привести курс «Работа с текстом», в обязательном порядке включаемый в образовательную практику начальной школы. Необходимость и актуальность введения этого курса не стали в нашем образовательном учреждении предметом дискуссий, но у учителей начальной ступени обучения возникли сложности с его преподаванием. А в сентябре 2012 года с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту в основной школе эти проблемы вышли на одно из первых мест и в деятельности учителей следующей ступени. В связи с этим администрация инициировала создание рабочей группы из учителей-словесников с целью разработки программы практического погружения в проблему обучения лингвистического анализа текста. Разработанный и апробированный нами курс-практикум «Работа с текстом» предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла), основной целью которого стало совершенствование умений учителей по анализу текста, его структуры, процессов создания, восприятия и интерпретации текста, сопровождение методической составляющей введения новой составляющей ФГОС — «Работы с текстом». Для построения курса необходимостью оказалось сохранение принципа преемственности между начальной и основной школой. Таким образом, логичным оказалось сведение метапредметных умений, связанных с анализом текста, к общим понятиям, так как теоретические аппараты, используемые педагогами начальной школы и среднего звена, оказались отличными друг от друга. Ведущими направлениями, по которым должно идти филологическое образование, должны стать линия понимания, обработки, логического построения текста и его содержательной цельности и линия эмоционального осмысления, сопереживания, оценки. Если раньше эти понятия были понятны только педагогам, ведущим предметы филологического цикла, то сейчас они становятся рабочими в понятийном аппарате всех без исключения областей образования, то есть должны обеспечить метапредметные результаты с помощью всех предметов, преподаваемых на всех ступенях обучения. Таким образом, универсальные компетенции, заложенные в содержание образования, реализуются в содержании всех предметов, но именно умение работать с текстом позволяет осуществлять метапредметный результат. К достижению этого результата должна привести пошаговая, алгоритмизированная подача лингвистического материала, определяемая следующими основными понятиями: тема текста, основная мысль, идея, тип и стиль речи, микротемы текста. При этом важно понимать, что под лингвистическим материалом, с помощью которого ребенок должен получить метазнание (знание о том, как получить знание), является не только художественный текст, но и текст параграфа по окружающему миру или физике, математическая задача, собственное речевое высказывание ученика.

Оказалось, что приращения, которые происходят на ступени средней школы, не всегда имеют базу в начальной школе. Например, в 1–4 классах обучающиеся не определяют назначение разных видов текстов и не ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Это говорит о том, что одна из самых важных компетенций — личностная — в разделе поиска и понимания прочитанного остается за рамками названной программы. Очевидно, что готовые модели, предлагаемые авторами ФГОС, потребуют в реальной работе школы изменений и дополнений. Еще одной волнующей проблемой остается эстетическое восприятие текста учащимися начальной школы (понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им), оставшееся за рамками курса. Однако главным выводом при проведении этой работы оказалось то, что сейчас есть прямые пути достижения тех целей, которые всегда были для обучающихся главными, но механизмы для их достижения оставались за рамками внимания методистов-теоретиков. Конечно, возникает много вопросов о путях и методах достижения метапредметных результатов при работе с текстом. Однако не может не радовать то, что эта область получила достойное место в стандарте нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе в системе непрерывного образования в МОУ Луговской СОШ Программа «Преемственность»

Подготовка к школе в системе непрерывного образования в МОУ Луговской СОШПрограмма «Преемственность»Выступление на районном МО учителей начальных классов....

« Современные подходы в организации преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования»

  Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, ...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Презентация к районному семинару по теме: "Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО"

Актуальность темы " Коммуникативный подход к развитию речи детей в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО" доступно раскрывается в этой презентации. Материал можно использовать в работе методического сове...

«Преемственность и непрерывность школьного и дополнительного образования в аспекте ФГОС»

В своей  внеурочной работе стремлюсь развивать творчество учащихся, личность ребенка во всех ее аспектах: сохранение здоровья, развитие интеллекта и познавательных способностей, социально – лично...

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....