Рабочая программа "Преемственность" ( Школа будущего первоклассника)
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова, Москва «Просвещение»2015 г., допущена Министерством образования Российской Федерации). Программа "Преемственность" позволяет организовать системную подготовку детей 5-7 лет к обучению в школе. Уровень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. В структуре программы есть все необходимые разделы: пояснительная записка, цели и задачи, содержание, учебный план, учебно – методическое обеспечение; этапы и сроки реализации программы, показан предполагаемый результат воспитательно – образовательной работы , составлено тематическое планирование образовательных областей с пояснительными записками (приложениями).
Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием и соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал в содержании программы разработан на интегрированной основе и предполагает условное деление на предметы по модулям “Математика” ( курс “Введение в математику”), “От слова к букве” (интегрированный курс “Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму”), “Зелёные тропинки”( курс “Ознакомление с окружающим миром”). Разнообразный материал несёт не обучающий, а развивающий характер. Определён комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального психического и физического развития детей, необходимого для успешного включения в учебную деятельность, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Рабочая программа “Преемственность” представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_preemstvennost_2015-2016.docx | 75.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Нормативно-правовая основа
Дополнительная образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни «Преемственность» (далее - программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
- 12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Содержание программы разработано на основании нового Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384), вступил в силу с 1 января 2014 г.) и с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), вступил в силу с 1 января 2010 г.).
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность: подготовка к школе детей 5-7 лет» автор Федосова Н.А. и др. и адаптирована к условиям ОУ.
Направленность программы
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом программа «Преемственность» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Актуальность программы «Преемственность» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.
Образовательная программа «Преемственность» предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;
- развитие личностных качеств детей;
- формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности детей;
- формирование и развитие психических функций познавательной и эмоци- онально-волевой сферы;
- формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Адаптация к школьному обучению
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
- логическую и символическую пропедевтику.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
Программа «Преемственность» рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание
творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно
изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
(5-7-лет).
Мышление | Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь | Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов | Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность | Индивидуально, у большинства низкая |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Формы общения | Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстником | Собеседник, партнер деятельности |
Отношения со взрослым | Источник информации, эмоциональной поддержки |
Эмоции | Развитие высших чувств |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественнополиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.
Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.
Образовательная область | Модуль программы «Преемственность» | Комплект «Школа России» |
Филология | Федосова Н. А. «От слова к букве» | Горецкий В. Г. и др. «Азбука» |
Горецкий В. Г. «Прописи» Канакина В. П.,Горецкий В. Г. «Русский язык» | ||
Математика и информатика | Волкова С.И. «Математические ступеньки» | Моро М. И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика» |
Обществознание и естествознание | Плешаков А.А. «Зеленая тропинка» | Плешаков А. А. «Окружающий мир» |
Основными принципами подготовки к обучению являются:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность и вариантность;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность.
Общая характеристика программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: ознакомление с
окружающим миром, совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику.
В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка.
Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
№ п/п | Название | Количество занятий в неделю | Количество занятий в учебном году |
1 | Интегрированный курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму» | 1 | 18 |
2 | Курс «Введение в математику» | 1 | 18 |
3 | Курс «Ознакомление с окружающим миром» | 1 | 18 |
Итого: | 3 | 54 |
Программа «Преемственность» состоит из трех курсов:
Учебно-тематический план
Модуль «Зелёная тропинка» А. Плешаков (Ознакомление с окружающим миром)
№п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Окружающий мир и наша безопасность. | 1 |
2. | Космические тела. Природные явления. | 2 |
3. | Мир растений и грибов. | 6 |
4. | Мир животных. | 6 |
5. | Времена года. | 3 |
Итого | 18 |
Модуль «От слова к букве» Н. Федосова (Интегрированный курс. Развитие речи. Подготовка к обучению чтению и письму)
№п/п | Наименование разделов | Всего часов |
Совершенствование и развитие устной речи | 18 | |
Подготовка к обучению чтению и письму | 18 | |
Итого | 18 |
Модуль «Математические ступеньки» С. Волкова (Введение в математику)
№п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов |
1. | Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа. | 8 |
2. | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | 10 |
Итого | 18 |
Содержание изучаемых курсов
Модуль «Зелёная тропинка» А. Плешаков
Курс «Ознакомление с окружающим миром»
Курс «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая тропинка».
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.
Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного содержания в начальной школе.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно - исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребенка данного возраста занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной (конструктивной) деятельностью: рисованием,
раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т. д. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.
При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление) и др. Таким образом осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего - познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, сериации,
классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
Материал курса представлен в нескольких разделах. Для организации наблюдений в природе, распознавания природных объектов в природном окружении последовательность рассмотрения отдельных вопросов может быть изменена относительно порядка их изложения в курсе. Прежде всего это относится к разделу «Времена года», материалы которого изучаются в соответствии с сезонными изменениями в природе. Однако и другие вопросы курса, как и последовательность изучения разделов в целом, могут изменяться по усмотрению педагога.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Изготовление модели светофора.
Звезды, Солнце и Луна
Наблюдение звездного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Лепка: Луна, Земля, Солнце. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга - украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звездами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа- определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники - тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы - не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения.
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.
Лягушки, улитки, черви - тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения.
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Времена года
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времен года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Планируемые результаты:
- владеть универсальными предпосылками учебной деятельности - уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т. д.;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Модуль «От слова к букве» Н. Федосова
Интегрированный курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму»
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму» представлен программой «От слова к букве».
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже
существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов, словесное рисование и т.д.);
- создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное,
эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
- беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
Планируемые результаты:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
- смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
- отличие буквы от звука;
- конфигурацию печатных букв;
- назначение прописной и строчной буквы;
- отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:
- ориентироваться на странице тетради;
- перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;
- печатать буквы;
- отличать заглавные и строчные буквы.
Модуль «Математические ступеньки» С. Волкова.
Курс «Введение в математику»
Курс «Введение в математику» представлен программой «Математические ступеньки».
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Дошкольники должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа «Преемственность» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование умений:
- совершенствование и развитие устной речи, подготовка к обучению чтению и письму
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
- Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
- Окружающий мир:
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- называть основные признаки времен года;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Обучение детей рассчитано на 18 учебных недель, общее количество учебных часов - 54.
Формы и режим занятий
- группы формируются из детей 5 - 7-летнего возраста;
- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
- форма проведения занятий – игровая, двигательная (групповая);
- режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10 минут;
- график занятий: суббота с 10-00 до 12-00.
Методическое обеспечение программы.
Курс «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая тропинка».
Для реализации программного содержания используются:
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015г.
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму» представлен программой «От слова к букве».
Для реализации программного содержания используются:
- Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение,
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015г.
Курс «Введение в математику» представлен программой
«Математические ступеньки».
Для реализации программного содержания используются:
- Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015 г.
Дополнительно программа обеспечена:
- методическими видами продукции (разработки игр, бесед);
- дидактическими материалами;
- пособиями для групповой и индивидуальной работы;
- таблицами;
- аудио и видеозаписями;
- геометрическими фигурами.
Список литературы для обучающихся и учителей
- Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др.Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.
« Переемственность». Москва «Просвещение», 2015г.
- Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. Москва «Просвещение», 2015г.
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Москва «Просвещение».
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва «Просвещение».
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение.
Литература для родителей
- Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для родителей. Москва «Просвещение»,2015 г.
Календарно-тематическое планирование
Курс «Ознакомление с окружающим миром», программа «Зеленая тропинка»
№ | Тема занятия | Дата |
Окружающий мир и безопасность человека | ||
1 | Окружающий мир и безопасность человека | |
Космические тела. Природные явления. | ||
2 | Звёздное небо. Солнце и Луна. | |
3 | Явления природы. Народные приметы. | |
Мир растений и грибов. | ||
4 | Растения и их разнообразие. Части растений. | |
5 | Травы. Кустарники. Деревья. | |
6 | Декоративные растения. | |
7 | Фрукты и овощи. | |
8 | Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. | |
9 | Грибы. Мхи и папоротники. Отношение людей к растениям и грибам. | |
Мир животных. | ||
10 | Животные и их разнообразие. Части тела животных. | |
11 | Домашние животные. Породы собак. Животные живого уголка. | |
12 | Насекомые. Строение насекомых и их разнообразие. | |
13 | Рыбы. Строение рыб и их разнообразие. | |
14 | Птицы. Строение птиц и их разнообразие. | |
15 | Звери. Строение насекомых и их разнообразие. Отношение людей к животным. | |
Времена года. | ||
16 | Времена года. | |
17 | Сезонные изменения в природе осенью и зимой. | |
18 | Сезонные изменения в природе весной и летом. . |
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса
«Совершенствование и развитие устной речи. «Подготовка к обучению чтению и письму», программа «От слова к букве».
№ | Тема занятия | Дата | |
1 | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Понятие предложения. Схема предложения. Составление предложений по схеме. | ||
2 | Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слоги. | ||
3 | Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки. | ||
4 | Буква и звук а. Буква и звук о. Буква и звук у. Чтение слогов и слов. | ||
5 | Буква и звук и. Буква и звук э. Буква и звук ы. Чтение слогов и слов. | ||
6 | Буква я. Буква ю. Буква е. Буква ё. Чтение слогов и слов. | ||
7 | Твердые и мягкие согласные. Буква л, звуки л, л*. Буква м, звуки м, м*. Буква н, звуки н, н*. Буква р , звуки р, р*. Чтение слогов и слов. | ||
8 | Буква в, звуки в, в*. Буква ф, звуки ф, ф*. Буква з, звуки з, з*. Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов. | ||
9 | Звонкие и глухие согласные. Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов. | ||
10 | Буква б, звуки б, б*. Буква п, звуки п, п*. Чтение слогов и слов. | ||
11 | Буква д, звуки д, д*. Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов. | ||
12 | Буква к, звуки к, к*. Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов. | ||
13 | Буква х, звуки х, х*. Чтение слогов и слов. | ||
14 | Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов. | ||
15 | Буква щ, звук щ*. Чтение слогов и слов. | ||
16 | Буква ч, звук ч*. Чтение слогов и слов. | ||
17 | Буква й, звук й*. Чтение слогов и слов. | ||
18 | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слов. |
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. Контур предметов. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов. | |
2 | Контур предметов. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. | |
3 | Контур предмета и раскрашивание его внутри. Линии, образующие внутренний контур предметов. Обведение по контуру предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева направо. | |
4 | Буква А, О,У (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
5 | Буква И, Э,Ы (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
6 | Буква Я, Ю,Е,Ё (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
7 | Буква Л, М,Н,Р (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. |
8 | Буква В, Ф,З, С (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
9 | Буква Ж, Ш (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
10 | Буква Б,П(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
11 | Буква Д,Т(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
12 | Буква Г,К(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
13 | Буква Х (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
14 | Буква Ц (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
15 | Буква Щ (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
16 | Буква Ч (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
17 | Буква Й (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке. | |
18 | Буква Ъ и Ь. Работа в рабочей строке. |
Календарно-тематическое планирование курса «Введение в математику» программа «Математические ступеньки».
№ | Тема занятия | Дата |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению чисел. | ||
1 | Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа). Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. | |
2 | Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. | |
3 | Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче. | |
4 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | |
5 | Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. | |
6 | Прямоугольник, квадрат. | |
7 | Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. | |
8 | Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | ||
9 | Число и цифра 1. Понятия «один – много». | |
10 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | |
11 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | |
12 | Число и цифра 4. Состав числа 4. Число и цифра 0. | |
13 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | |
14 | Понятие «равенство». Знак «=».Действие «сложение», «вычитание». Конкретный смысл действия «сложение», «вычитание». Знаки действия «сложения» +, «вычитания» -. | |
15 | Число и цифра 6. | |
16 | Число и цифра 7. | |
17 | Число и цифра 8. | |
18 | Число и цифра 9. Число 10. Особенности записи числа 10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и ...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусник...
Рабочая программа школы будущего первоклассника.
Данна рабочая программа для школы будущего первоклассника по курсу "Математические ступеньки. Автор курса С.И.Волкова. Программа расчитана на 52 часа. Занятия проводятся два раза в неделю.Используется...
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная п...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"...
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Программа для подготовки детей у школе...