лекция "трудно быть гиперактивным"
материал (1 класс)
Психологическая минутка "Трудно быть гиперактивным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_minutka.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудно быть гиперактивным»
Психологическая минутка.
Составили:
Гайфуллина З.А.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время психологу и педагогам все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей: что делать, если: ребенок дерется, не может выполнить простых инструкций, не может даже короткое время усидеть на месте …?
Чаще всего звучат вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эта категория детей беспокоят взрослых. Педагоги прекрасно знают, чему и как научить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми обучающимися. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы. И только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в детском коллективе и продуктивно взаимодействовать с окружающими их взрослыми.
Главная задача данного семинара – показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогают ребенку, помощь будет по – настоящему эффективной.
Цель:
дать возможность участникам побывать в роли гиперактивного ребенка. Показать необходимость и возможности комплексного подхода к воспитанию, обучению, коррекции поведения гиперактивного ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях
психического и физического развития гиперактивных детей;
2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и
анализировать свои установки при восприятии различных детей.
4. Научиться применять комплексные меры коррекции и профилактики..
ФОРМА РАБОТЫ:
- Практикум.
- Лекции.
- Групповая работа.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:
педагоги образовательных учреждений.
Оптимальное количество участников на занятии –10-12человек.
Два тренера – ведущих.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
1 занятие продолжительностью 20минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1.Приветствие.Притча
2. Игра «Знакомство».
3. Мини – лекция «Что такое гиперактивность».
4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
5. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком».
6. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».
7. Игра «Черепаха»
8. Рефлексия
Содержание:
- Притча
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
- Игра «Знакомство»
Цель: сплотить коллектив.
Встают те, кто родился летом. Теперь кто родился зимой, осенью,весной. Вот так мы с вами немного и познакомились
3. Мини-лекция «Что такое гиперактивность?»
«Активный» - от латинского – деятельный, действенный. «Гипер» - указывает на превышение нормы». Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» / Психологический словарь, 1977, с.72/
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития, с возрастными кризисами (в1-2 года,3 года и 6-7 лет). В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3года у ребёнка резко увеличивается словарный запас, в 6-7лет формируются навыки чтения и письма.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
В основе гиперактивности лежит, как правило, малая мозговая дисфункция (ММД). Среди родителей и некоторых педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это результат неправильного воспитания, «распущенность» ребёнка. На самом деле гиперактивность- это медицинский диагноз, ставить который имеет право только врач- невропатолог или психиатр.
4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка».
Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на 3-4 группы. Каждая группа получает карточку «Портрет особого ребёнка», на которой перечислены индивидуальные особенности различных категорий проблемных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным детям, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребёнка (работа 5-7 минут). Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику и делают соответствующие выводы.
5. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком»
Цель: дать возможность участникам тренинга побывать в роли гиперактивного ребенка, почувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Подготовительный этап
Содержание: один из участников (он будет ведущим) получает карточку с абстрактной картинкой и уходит в соседнее помещение. Он должен составить четкую и понятную инструкцию для группы, которой предстоит по этой инструкции нарисовать картинку.
Все остальные члены группы разбиваются на тройки, каждая из которых будет моделировать поведение одного гиперактивного ребенка. Один представитель тройки моделирует поведение ребенка с дефицитом активного внимания. Его задача на следующем этапе упражнения сосчитать все предметы, имеющие острые углы. В торой участник тройки играет роль импульсивного ребенка – он должен постоянно выкрикивать такие фразы, как : «Здорово!», «Замечательно!», «Ура!», «Ой, как мне нравится!», «Боже, как это скучно», «А можно я выйду?», «Ничего не понятно», «А кто догадался такую картинку придумать?» и т. д. При этом нельзя повторять слова и фразы, сказанные ведущим. Третий представитель тройки должен ходить по аудитории и молча здороваться - пожимать руки присутствующим и дотрагиваться до всех столов и стульев в комнате – он моделирует поведение ребенка с двигательным беспокойством.
Основной этап
Содержание: ведущий заходит в аудиторию и громко дает инструкцию всем участникам: «Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее…» Инструкция произносится один раз, без повторения.
Остальные участники слушают инструкцию и при этом моделируют заданное им поведение. По окончании инструкции каждая тройка начинает рисовать абстрактную картинку, которую ведущий сравнивает затем с оригиналом.
Рекомендации тренеру: после проведения упражнения желательно провести общее обсуждение. Участники по кругу могут делиться своими чувствами и впечатлениями, связанными с выполнением задания. Каждый рассказывает о трудностях, с которыми он столкнулся, играя такую необычную для него роль. Последним берет слово ведущий. Он рассказывает о своих ощущениях, о том, какая категория «детей» мешала ему больше всего, как ему все же удалось выполнить свое задание и у кого из детей оказались самые правильные рисунки и почему. Как правило, после выполнения этого несложного шуточного задания многие участники в обратной в обратной связи говорят о том, что наконец начинают с пониманием относиться к проблемам гиперактивных детей.
6.Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку?».
Некоторые дети с СДВГ обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо включение определённых условий:
- благоприятная обстановка;
- строгое соблюдение режима дня;
- ровная эмоциональная атмосфера;
- медикаментозная поддержка;
- поддержка со стороны родителей, выполнение ими рекомендаций
специалистов;
- работа с детьми в начале дня;
- выработка системы стимулирования ребёнка;
- чёткие и краткие инструкции (не более 8-10 слов);
-спокойствие взрослых во избежание манипулирования ими со стороны
ребёнка.
При развитии дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля) коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, так как гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть внимательным, спокойным и непульсивным.
Когда в ходе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке двух, а затем и трёх функций одновременно.
Важно научить ребёнка не только слушать, но и слышать- понимать инструкции взрослого: проговорить их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Занятия вначале проводятся индивидуально, затем в малых группах, после чего можно привлекать детей к общепринятым занятиям.
Как можно больше желательно использовать игровые формы. При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях).
В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Для индивидуальной работы хороши игры: «Разговор с руками»,
«Археология».
Одним из примеров игр с гиперактивными детьми является игра «Черепаха».
7. Игра «Черепаха».
Цель: научиться контролировать свои движения.
Ведущий становится у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. Психолог говорит:
«Представьте себе, что все мы черепахи. Я- большая черепаха, а вы- маленькие черепашки. Я пригласила вас на день рождения. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов.
По моей команде вы можете идти ко мне, нигде на останавливаясь. Помните: вы- черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет готов. Побеждает тот, кто дальше окажется от ведущего. По окончанию игры ведётся обсуждение трудно ли было двигаться медленно и что помогло им выполнить инструкцию.
8. Рефлексия
Участники передают по кругу мягкую игрушку и в свободной форме
отвечают на вопросы:
- чем полезна для Вас данная встреча;
- какие конкретные приёмы Вы будете использовать в работе;
- Ваши пожелания.
Раздача памяток и инструкций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кем быть? Каким быть?
Классный час, на котором обучающиеся 2 класса расширяют знания о профессиях, рассказывают о том, кем они хотят стать, когда вырастут, кто по профессии их родители, как надо относиться к своему труду и...
«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».
Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...
Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей
Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....
Гиперактивность и гиперактивные дети
В статье поднята проблема гиперактивности детей, рассмотрены причины возникновения гиперактивности, правила работы с ними в условиях начальной школы....
"Трудно быть гиперактивным"
Мини лекция "Трудно быть гиперактивным"...
«Мне нравится быть…Мне НЕ нравится быть…Мне советуют быть…Мне не советуют быть…»
4 тема из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее»...