Гиперактивность и гиперактивные дети
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье поднята проблема гиперактивности детей, рассмотрены причины возникновения гиперактивности, правила работы с ними в условиях начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost_i_giperaktivnye_deti.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивность и гиперактивные дети
Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте.
СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением.
- Исследование гиперактивности.
Данной проблемой уже на протяжении 18 лет занимается специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Юрий Степанович Шевченко. Он относит к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
- Причины возникновения гиперактивности.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает Юрий Степанович Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...”. Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
- Признаки гиперактивности у ребенка (особенности развития).
Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.
Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки.
Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность.
Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.
Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
- Работа с гиперактивными детьми.
Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами (невропатолог).
Важно создать вокруг гиперактивного ребёнка, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.
Не следует допускать переутомления ребенка, превышать нагрузку.
Чтобы не допускать перевозбуждения, невероятно важно соблюдать режим дня, в который должен входить дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, смена подвижных игр со спокойными играми и т.п.
Чем меньше замечаний такому ребенку делать, тем лучше, нужно переключать его внимание на что-либо другое. Гиперактивные дети особенно нуждаются в похвале, нужно делать это как можно чаще, даже по незначительному поводу. Но хвалить не следует слишком эмоционально, чтобы не вызвать у ребенка перевозбуждения.
Нужно приобщать ребенка к подвижным играм, научить понимать цель игры и планировать игру, подчиняться ее правилам.
Воспитывая гиперактивных детей, не нужно впадать в крайности: с одной стороны, проявлять излишнюю мягкость, с другой — предъявлять повышенные требования, которые тот не в силах выполнить, а уж тем более, если все это будет приправлено наказаниями.
Чтобы во время выполнения домашних заданий улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе. Каждые 15-20 минут ему нужно делать 5-минутный перерыв.
Обсуждайте с ребенком его поведение и в спокойной, доброжелательной форме высказывайте имеющиеся замечания.
- Интересные факты.
Миф что сахар делает детей гиперактивными, достаточно глубоко укрепился в сознании многих родителей. Этот миф жив до сих пор, хотя уже собрано достаточно доказательств в ошибочности. Первое соображение почему столь распространен этот миф заключается в самих родителях. В 1994 году было проведено исследование в группе из 35 мальчиков, в возрасте от пяти до семи лет, чьи матери сказали, что они чувствительны к сахару. Некоторым из матерей сказали, что их сыновьям дали большую дозу сахара, а остальные сказали, их мальчики были в группе плацебо (вещество без явных свойств, эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата.). В самом деле, все дети получили плацебо. В результате наблюдений оказалось, что матери детей с «высоким уровнем сахара» больше контролировали детей, показывали тенденцию критиковать, смотреть, и выговаривать своим сыновьям больше замечаний. Другое соображение заключается в том, что конфеты и торт часто дарят в особых случаях, когда дети уже возбуждены, например, праздники. Однако есть и другая сторона, некоторые исследования показали, что сахар, может повлиять на поведение. Провели исследование, в котором обнаружили, что наличие большого количества сахара на завтрак приводит к серьезному ухудшению концентрации внимания по сравнению с зерновой диетой. Выяснилось, что дети употребляющие больше сахара, имели более высокий уровень адреналина. Повышенный уровень адреналина имеет симптомы, похожие на те, что связаны с гиперактивностью. Таким образом, даже если сахар не может быть связано с повышенной активностью, то, не стоит забывать другие болезни, например, ожирение, диабет и т. д. Кроме того, искусственные заменители сахара могут быть не менее опасны. Поэтому единственным выходом из ситуации может быть лишь контроль, что и в каких количествах ест ребенок.
- Заключение.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с проявлениями гиперактивного ребёнка, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные заведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то, что гиперактивные дети часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, конкретностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию частенько выгодно отличают их от сверстников.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций (неудовлетворённые потербности) и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям гиперактивных детей.
Данные рекомендации в помощь родителям....
«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».
Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...
Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей
Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....
Коррекционные игры для гиперактивных и активных детей
В данной разработке представлины игры на развитие внимания, навыков волевой регуляции, упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения и игры,способствующие закрепления умения общать...
Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам....
Статья "Как помочь гиперактивным и медлительным детям с обучением на дому?
Все дети разные: не каждого ребенка легко усадить.......