Рабочая программа по подготовке к школе
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа по подготовке к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_doshkolnoy_podgotovke.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка детей к школе»
6-7 лет
Составитель:
Музафарова Куляш Молдабаевна,
учитель начальных классов
Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2019), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Концепция программы базируется на следующих принципах:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм приведения занятий;
- наглядность;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
- постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Направления, по которым идёт подготовка к школе:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки и координации движений.
6. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
7. Развитие волевой готовности ребенка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Срок реализации программы: 1 год
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
- Учить делить слова на слоги.
- Дать первоначальные представления о предложении.
- Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
- Совершенствовать умение составлять рассказы.
2. Развитие элементарных математических представлений:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
- Учить решать стихотворные задачи.
- Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
- Штриховка (Тетрадь в линию).
- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
- Лепка, конструирование.
- Рисование.
- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
3. Ознакомление с окружающим миром:
- Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
- Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
- Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
- Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
Прогнозируемый результат:
- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся.
Общая характеристика программы
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; вариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Программа курса подготовки к обучению письму отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами курса являются:
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Обучение звукобуквенному анализу слов.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Цель курса « Зеленая тропинка»:
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира, о растительном и животном мире родного края.
Поэтому основными задачами данного курса являются:
- развитие умений наблюдать, анализировать обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 24 недель (декабрь – май). Общее количество занятий –144ч.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.);
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
- уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- правильно произносить все звуки; выделять их из слов;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице в тетради;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
- правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;
- штриховать предметы вертикально и горизонтально;
- различать живую и неживую природу;
- различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;
- различать домашних животных, перелётных и зимующих птиц;
- различать деревья и кустарники и цветы;
- наблюдать зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
- определять условия необходимые для роста растений.
Содержание тем учебного курса
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Развитие речи | |
Беседа по картинке: - совершенствование общих речевых навыков; - составление описательного рассказа. | Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану; - формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию; - развивать внимание, фонематический слух, память, мышление; обучиться неторопливому речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию; - формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов, признаков и действий, а также вести диалогическую, монологическую и косвенную речь. | |
Составление рассказа по плану. | ||
- Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. | ||
- Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | ||
- Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. | ||
- Подбор обобщающих слов к группе предметов | ||
- Диалог, монолог, косвенная речь. | ||
2. | Знакомство с буквами. | |
Предложение и слово: - членение речи на предложения; - членение предложений на слова; - членение слова на слоги с использованием графических схем | Формировать представления о том, что предложение состоит из слов; - учиться определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; - развивать связную речь, память и творческие способности; - формировать умения делить слова на слоги, правильно ставить ударения; о- - обогащать словарный запас обучающихся, развивать приемы логического мышления; - формировать умения различать буквы; - формировать умения характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); - выделять изучаемые звуки, обозначать их буквой; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - формировать умения штрихования и обводки контуров, а также написания больших и маленьких букв, основных типов соединений. | |
Слог и ударение: - деление слов на слоги; - определение количества слогов в слове. | ||
Звуки и буквы: - представление о звуках; - различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; - обводка и штриховка контуров; - знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. | ||
3. | Художественная литература | |
Сказка: - пересказ сказки; - соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; - ставить вопрос к тексту; - придумывать необычный конец. | Научиться отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ориентироваться в прочитанных произведениях, составлять описание героев произведений на основе опорных слов и прочитанных произведений; - уметь пересказывать произведения; соотносить содержание текста с иллюстрацией к нему; - отвечать на вопросы, придумывать необычный конец; - составлять небольшой рассказ; придумывать вопросы к тексту; - определять последовательность событий, формировать навыки правильной речи. | |
Рассказ: - пересказ небольшого по объёму литературного произведения; - соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; -ставить вопрос к тексту; |
Содержание курса «Математические ступеньки»
№ | Основные разделы курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Арифметический | |
Числа от 0 до 10. | Учиться соотносить е числа с количеством предметов, писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать числа; - уметь читать числа от 0 до 10; - изучить свойства натурального ряда чисел; - выделять известные и неизвестные величины; -устанавливать между величинами отношения части и целого, использовать понятия "часть", "целое", "больше (меньше) на...", "увеличить (уменьшить) на...."; осуществлять синтез как составление целого из частей. | |
Счёт предметов. | ||
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. | ||
Сравнение чисел первого десятка. | ||
Свойства натурального ряда чисел. | ||
Цифры и числа. | ||
Решение задач с помощью рисунков. | ||
Чтение чисел. | ||
2. | Геометрический | |
Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. | Учиться распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире; - строить рассуждение о значении понятий "квадрат", "круг", "треугольник", "прямоугольник"; сравнивать предметы по свойствам, классифицировать по заданным критериям; - осуществлять анализ предметов с выделением существенных признаков (цвет, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве), сравнивать группы предметов; - уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - учиться изготавливать модели фигур из бумаги. | |
Изготовление моделей фигур из бумаги. | ||
3. | Содержательно-логический | |
Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. | Развивать внимания, памяти, воображения; - учиться сравнивать группы предметов; уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - развивать умения выполнять зрительные и слуховые диктанты; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с выделением существенных признаков, выявления закономерностей и проведения анализа, синтеза и сравнения; - осознанно выполнять построение речевого высказывания в устной форме. | |
Диктанты: -зрительные; -слуховые. | ||
Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Содержание курса «Зелёная тропинка»
№ | Основные разделы курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Наши друзья – животные | Учиться распознавать домашних животных и животных своей местности на рисунках и в природе; - формировать представление о многообразии животных; - учиться умению наблюдения за животными; - узнавать обитателей живого уголка; - уметь высказывать предположения на заданную тему; - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от общения с животными, отмечать в природном окружении то, что особенно нравится. |
Обитатели живого уголка. | ||
Домашние животные. | ||
Животные нашей местности. | ||
Наблюдение за поведением животных. | ||
Сравнение животных. | ||
Распознавание животных на рисунках и в природе. | ||
2. | Зеленое чудо — растение | |
Растения нашей местности. -выращивание -рисование | Учиться распознавать растения нашей местности; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы; - использовать художественные материалы (гуашь, пластилин), усвоить приёмы работы с клеем и аппликацией, приёмы работы с бумагой узнают свойства материалов; - учиться лепить овощи и фрукты; - формировать умение сравнивать, анализировать , обобщать; - отвечать на простые вопросы учителя по заданной теме; - выражать положительное отношение и интерес к изучению природы; - понимать ценность природного мира, охраны природы. | |
Декоративные растения. -лепка -аппликация | ||
Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование | ||
3. | Круглый год | |
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето | Учиться наблюдать за сезонными изменениями в природе; - уметь находить особенности жизни людей, связанных с конкретным временем года; - наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире; - устанавливать причинно-следственные связи; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом); - самостоятельно высказывать своё мнение; - осуществлять действия по охране окружающего мира; - проявлять позитивное отношение к сохранению природы. |
Формой контроля усвоения изученного материала является тестирование, которое проводится три раза на протяжении всего процесса обучения: входное, промежуточное и итоговое.
Описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Средства, необходимые для реализации программы:
- учебно-тематическое планирование;
- рабочие тетради;
- прописи;
- наглядные пособия;
- счетный материал
- ИКТ
- Мультимедийные презентации.
Литература
Рекомендованная литература для учителя:
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2019.
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2019.
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2019.
Рекомендованная литература для обучающихся:
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2019.
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2019.
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2019.
Приложение 1
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии | На начало занятий (октябрь) | Промежуточный контроль (январь) | Итоговый контроль (апрель) | ||
I Кругозор | |||||
1.Представления о мире развернутые и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года. | |||||
2.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. | |||||
3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. | |||||
I I Развитие речи | |||||
1.Речь содержательна, выразительная, грамматически правильна. | |||||
2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна | |||||
3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, незакончены предложения). | |||||
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности | |||||
1.Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. | |||||
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок. | |||||
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается. Любознательность не проявляется. | |||||
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения, установления закономерностей). | |||||
1.Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении. Обнаруживает закономерные связи. | |||||
2.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощи взрослого. | |||||
3.Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого. | |||||
4.При выполнении заданий, требующего анализа, сравнения нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос знаний не осуществляется. | |||||
VI Производительность деятельности | |||||
1.Ребенок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. | |||||
2.Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, но в процессе деятельности отвлекается, трудности преодолевает при психологической поддержке. | |||||
3.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, оказанная помощь мало эффектна. | |||||
VII Контроль деятельности | |||||
1.Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью. | |||||
2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это неполное соответствие. | |||||
3.Результаты усилий ребенка совсем не соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия. | |||||
VIII Темп деятельности | |||||
1.Соответствует средним показателям возрастной группы | |||||
2.Ниже средних показателей возрастной группы. | |||||
3.Намного ниже средних показателей возрастной группы. |
Приложение 2
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
1. Социальное развитие
- Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
- Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- Может планировать свою деятельность.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
- Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
- Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
- Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
- Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
- Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
- Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
- Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7.После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель пр...
Рабочая программа «АБВГДейка» составленаО.А. Кореповой, Е.А. Мансуровой на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторов: Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального об...
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....
Рабочая программа для подготовки к школе по английскому языку
Календарно-тематическое планирование по подготовке к школе детей 5-7 лет, которое может быть использовано формате еженедельных вечерних занятий в школе. Программа предусматривает интерактивные и...
Рабочая программа по подготовке к школе
Программа дошкольного обучения....
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...