Рабочая программа по подготовке к школе
методическая разработка
Программа дошкольного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_doshkolnoy_podgotovki.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15» г.Балаково Саратовской области
Рассмотрена на заседании ШМО МАОУ СОШ № 15 Протокол № ____ от «___»_________20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 15 __________/____________/ «___»____________20__ г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №15 ___________/__________/ от «___»_______20__г. |
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА
НАПРАВЛЕНИЕ общеинтеллектуальное
«Подготовка к школе»
срок реализации 1 год
возраст 6-7 лет
учитель: Салюкова Людмила Владимировна
г. Балаково
2020 г.
Рабочая программа «Подготовка к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Данная программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий – 56.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному;
- использовать основные правила построения линейного орнамента;
Содержание программы
Математика и развитие логического мышления
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и обратном порядке;
• используя изученную последовательность чисел, учатся пересчитывать предметы;
• учатся выражать результат счёта числом.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за, под,между, перед, после) данным предметом, между двумя предметами;
- числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);
2. различать:
- число и цифру;
- знать состав числа в пределах10;
- геометрические фигуры.
- 3. сравнивать:
- предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- предметы по форме, по размерам (больше, меньше).
Обучение грамоте и элементам письма
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения. Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности. Задачи курса обучения грамоте:— формирование общих представлений о слове и предложении;— формирование действий звукового анализа;— формирование навыка письма;— развитие речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения учащиеся должен знать/понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
1) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;
2) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
3) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;
4) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
5) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
6) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
7) узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Календарно- тематический план
Математика и развитие логического мышления
№ п/п | Тема уроков | Кол – во часов | Дата | Коррек тировка |
Ближе, дальше. Число 1. | 1 | 09.10 | ||
Выше, ниже. Первый, последний, предпоследний. Число 1. | 1 | 16.10 | ||
На, над, под, за. Число 2. | 1 | 23.10 | ||
Впереди, сзади, между. Пара. Столько же. Число 2. | 1 | 29.10 | ||
Слева, справа, посередине. Знаки: плюс, минус, равно. | 1 | 06.11 | ||
Вверх, вниз, к себе, от себя, налево, направо. Решение примеров. | 1 | 13.11 | ||
Налево, направо. Число 3. | 1 | 20.11 | ||
Сначала, потом. Решение задач. | 1 | 27.11 | ||
Больше, меньше. Одинаковое количество. | 1 | 04.12 | ||
Шире, уже, толще, тоньше. Сравнение чисел. | 1 | 11.12 | ||
Длиннее, короче, одинаковой длины. Число 4. | 1 | 18.12 | ||
Один, много. Составление задач. | 1 | 25.12 | ||
Число и цифра 1. Число 5. | 1 | 15.01 | ||
Число и цифра 2. Пара. Решение задач. | 1 | 22.01 | ||
Число и цифра 3. Число 6. | 1 | 29.01 | ||
Сложение. Соотношение числа с количеством. ОТРЕЗОК. | 1 | 05.02 | ||
Вычитание. Число 7. | 1 | 12.02 | ||
Число и цифра 4. Повторение изученного. Графический диктант. | 1 | 19.02 | ||
Число и цифра 5.Решение числовой цепочки. | 1 | 26.02 | ||
Точка и линия: прямая, кривая, ломаная. Состав чисел 3, 4, 5, 6, 7. | 1 | 05.03 | ||
Что такое круг. Число 8. | 1 | 12.03 | ||
Что такое треугольник, многоугольник. Состав числа 8. | 1 | 19.03 | ||
Число и цифра 6. Число 9. Состав числа 9. | 1 | 26.03 | ||
Число и цифра 7.Число 0. | 1 | 02.04 | ||
Число и цифра 8. Графические работы. | 1 | 09.04 | ||
Сравнение. Число 10. | 1 | 16.04 | ||
Число и цифра 9. Состав числа 10. | 1 | 23.04 | ||
Число и цифра 0. Число 10. Повторение | 30.04 |
Календарно- тематический план
Обучение грамоте
№ п/п | Тема уроков | Кол – во часов | Дата | Корректировка |
Гласный звук [а], буквы Аа. Гласный звук [у], буквы Уу. Читаем слоги Ау, уа. | 1 | 09.10 | ||
Гласный звук [о], буквы Оо. Согласный звук[м], буквы Мм. Читаем слоги ам, ум. | 1 | 16.10 | ||
Согласный звук[с], буквыСс. Читаем слоги. | 1 | 23.10 | ||
Читаем слитно. (с. 12-15) | 1 | 29.10 | ||
Читаем по слогам. (с.16-17) Согласный звук[х], буквы Хх. | 1 | 06.11 | ||
Согласный звук[р], буквы Рр. | 1 | 13.11 | ||
Гласный звук [ы], буквы ы. Согласный звук[ш], буквы Шш. | 1 | 20.11 | ||
Согласный звук[л], буквы Лл. | 1 | 27.11 | ||
Согласный звук[н], буквы Нн. | 1 | 04.12 | ||
Согласный звук[к], буквы Кк. | 1 | 11.12 | ||
Гласный звук [и], буквы Ии. Согласный звук[т], буквы Тт. | 1 | 18.12 | ||
Согласный звук[п], буквы Пп. | 1 | 25.12 | ||
Согласный звук[з], буквы Зз. | 1 | 15.01 | ||
Согласный звук[й^], буквы Йй. | 1 | 22.01 | ||
Согласный звук[г], буквы Гг. Согласный звук[в], буквы Вв. | 1 | 29.01 | ||
Согласный звук[д], буквы Дд. | 1 | 05.02 | ||
Согласный звук[б], буквы Бб. | 1 | 12.02 | ||
Согласный звук[ж], буквы Жж. | 1 | 19.02 | ||
Буквы Ее. | 1 | 26.02 | ||
Мягкий знак. | 1 | 05.03 | ||
Буквы Яя. | 1 | 12.03 | ||
Буквы Юю. | 1 | 19.03 | ||
Буквы Ёё. | 1 | 26.03 | ||
Согласный звук[ч], буквы Чч. | 1 | 02.04 | ||
Согласный звук[ц], буквы Цц.Гласный звук [э], буквы Ээ. | 1 | 09.04 | ||
Согласный звук [ф], буквы Фф. | 1 | 16.04 | ||
Согласный звук [щ^], буквы Щщ. | 1 | 23.04 | ||
Твёрдый знак. | 30.04 |
Литература
- Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук.Н. А. Федосова.] – М.: Просвещение, 2012.
- БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
- Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
- Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
- Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
- Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель пр...
Рабочая программа «АБВГДейка» составленаО.А. Кореповой, Е.А. Мансуровой на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторов: Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального об...
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....
Рабочая программа для подготовки к школе по английскому языку
Календарно-тематическое планирование по подготовке к школе детей 5-7 лет, которое может быть использовано формате еженедельных вечерних занятий в школе. Программа предусматривает интерактивные и...
Рабочая программа по подготовке к школе
Рабочая программа по подготовке к школе...
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...