Рабочая программа "Шахматы"
методическая разработка
Цель программы – интеллектуальное и творческое развитие обучающихся 1-4 классов посредством вовлечения их в шахматную игру в условиях внеурочной деятельности.
Что дают детям шахматы?! Занятия шахматами в виде игры, решения задач положительно влияют на совершенствование у детей психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_shahmaty_1-4_klassy.doc | 643 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 2018 -2019 учебный год
Название программы: «Шахматы»
Класс: 1 - 4
Ф.И.О. педагога- разработчика программы:
Валеева Зенфира Юнусовна
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный уровень:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752);
- Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844<О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Локальный уровень:
- Устав образовательного учреждения (Приказ Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 29.04.2011 №612/36-П);
- Положение об учебно-методическом комплексе педагога;
Образовательная программа МБОУ «СОШ №12» г. Нижневартовска;
- Должностные инструкции педагогов учреждения.
Цель программы – интеллектуальное и творческое развитие обучающихся 1-4 классов посредством вовлечения их в шахматную игру в условиях внеурочной деятельности.
Что дают детям шахматы?! Занятия шахматами в виде игры, решения задач положительно влияют на совершенствование у детей психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
На протяжении всего периода обучения воспитанники должны усвоить ключевые компетенции: мыслительные (рассчитывать позицию на несколько ходов вперёд, составлять простейший план действий, умение предугадывать замыслы соперника), информационные (работа с компьютерными шахматными обучающими программами «Тактика для начинающих», «Шахматная школа для начинающих», «FRITZ 11», «CHESSMAZES»), коммуникативные (общение во время соревнований, обмен мнениями через интернет), организационные (овладение основами организации и проведения соревнований, умение вести запись партии, освоение основ компьютерной жеребьёвки), продуктивные (формирование умения действовать в уме, развитие логики, фантазии, изобретательности), здоровьесбережение (знание техники безопасности, гигиены, овладение навыками поведения в чрезвычайных ситуациях). Это позволит им стать саморазвивающейся личностью.
Реализация программы осуществляется на основе принципов гуманности, доступности в воспитании и обучении, связи теории с практикой.
Учебный материал распределяется по годам обучения на основе принципа постепенного увеличения трудности, в соответствии с уровнем подготовленности учащихся с учётом индивидуальных особенностей.
Первый класс.
Цели:
- Создать условия для освоения детьми основ шахматной грамотности (названия фигур, выполнение ходов, решение одноходовок, основы записи);
- Провести начальный этап формирования команды по шахматам;
- Организовывать досуг детей через проведение фестивальных турниров.
Задачи:
- прививать интерес к игре через систему поощрений;
- развивать основные компетенции; мыслительные, информационные, коммуникативные;
- приучать детей к самостоятельности принятия решения, при решении индивидуальных заданий;
- формировать команды из новичков, выполнивших 4-3 разряды на турнир «Белая ладья»;
- помочь детям освоить основные правила спортивной дисциплины во время проведения внутренних турниров;
- активно прививать здоровый образ жизни на примерах выдающихся спортсменов;
- настраивать детей на принятие высоких целей (3 разряд, городские турниры).
Способы отслеживания и контроля результатов.
После первого года обучения обучающийся должен выполнить норму 3 разряда
Знать:
- названия фигур и ходы;
- основные правила игры в дебюте;
- основные правила турнирного поведения;
- основы организации и проведения турниров;
- правила гигиены и безопасного поведения.
Уметь:
- ставить мат ладьей одинокому королю;
- правильно разыгрывать первые ходы дебюта;
- правильно обороняться в простом эндшпиле;
- проводить компьютерную жеребьёвку.
Навык:
- частичной записи партии;
- игры с часами;
- пользования шахматными компьютерными программами;
- игры через интернет.
Второй класс.
Цели и задачи:
- выполнение воспитанниками 3-го разряда;
- подготовить к участие в городском турнире школьников;
- работа по сбору материала для социального проекта;
- продолжить обучение шахматной грамотности, научить записывать партию и анализировать ее, отмечая грубые ошибки;
- познакомить с классификацией дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые);
- научить применять тактические приемы в миттельшпиле;
- освоить основные тактические приёмы(связка, двойной удар, открытое нападение, перекрытие линии, блокировка);
- отрабатывать основные приемы эндшпиля (мат ладьей, мат ферзем, мат двумя слонами, проведение пешки);
- научить основам судейства соревнований по круговой системе:
- развивать основные компетенции: мыслительные, информационные, коммуникативные.
- развивать чувство ответственности за командный результат, логическое мышление, внимательность, выдержку;
- помочь выполнить разрядную норму во внутренних квалификационных турнирах;
- направлять разрядников в городские турниры школьников.
Способы отслеживания и контроля результатов.
После второго года обучения обучающийся должен выполнить норму 2-3 разряда
Знать:
- основные законы шахматной игры;
- основные открытые дебюты (итальянская, русская, испанская);
- правила турнирного поведения;
- основы организации и проведения турниров;
- правила гигиены и безопасного поведения.
Уметь:
- вести борьбу в каждой из трех стадий партии;
- правильно разыгрывать открытый дебют;
- правильно выстраивать игру в миттельшпиле;
- правильно разыгрывать окончание партии;
- проводить компьютерную жеребьёвку;
- участвовать в турнирах через интернет в режиме он-лайн.
Навык:
- полной и краткой записи партии;
- игры с часами в блиц;
- игры с часами;
- пользования шахматными компьютерными программами;
- игры через интернет в режиме он-лайн.
Третий класс.
Цели и задачи:
- Выполнение воспитанниками 2 или 3-го разряда.
- Подготовить воспитанников к участию в городском турнире школьников и взрослых по классическим шахматам.
- Работа по сбору материала для соцпроекта (тренеры нашего города и их воспитанники 1988-2000гг.)
- Научить анализировать свои партию с помощью компьютерной программы.
- Научить готовить сыгранную партию к публикации в журнале «Выбор».
- Продолжить знакомство с гамбитными приемами в дебюте (королевский, ферзевый.Гамбит Муцио).
- Продолжить обучение тактическим приемам в миттельшпиле с помощью задач для 2 разряда.
- Отрабатывать приемы эндшпиля с помощью решения этюдных задач.
- Научить основам судейства по швейцарской системе.
- Развивать чувство ответственности за общий результат. Развивать умение работать в обстановке конфликта, тренировать усидчивость, выдержку.
- Помочь выполнить 2-3 разряд в городских квалификационных турнирах.
- Направлять разрядников в городские турниры школьников.
- Развивать ключевые компетенции.
Способы отслеживания и контроля результатов.
После третьего года обучения обучающийся должен выполнить норму 3-2 разряда
Знать:
- основные законы стратегии,
- слабые и сильные поля
-тактические приемы в миттельшпиле
Уметь:
- использовать ошибки соперника в дебюте
- разыгрывать дебют и связывать его с миттельшпилем
- обороняться в эндшпиле при неблагоприятном соотношении сил
- сводить сложный эндшпиль к простому.
Навык:
- участия в городских турнирах
- решения задач
- игра с часами в блиц и в быстрые шахматы
В течение третьего года обучения в зависимости от уровня подготовленности частично должны быть решены задачи программ: «Шахматные комбинации» «Шахматная стратегия», «Энциклопедия дебютных ошибок», «СТ-АРТ 3.0».
3. Для проверки знаний и умений игры в эндшпиле можно проводить тестовые зачеты по дебютам, миттельшпилю и эндшпильным позициям. Испытуемый сдает зачет тренеру, или воспитаннику с более высоким разрядом.
4 класс.
Цели и задачи:
- выполнение воспитанником 3 разряда;
- подготовить к участию в городском турнире школьников;
- работа по сбору материала для социального проекта;
- продолжить обучение шахматной грамотности, научить записывать партию и анализировать ее, отмечая грубые ошибки;
- познакомить с классификацией дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые);
- научить применять тактические приемы в миттельшпиле;
- углубить основные тактические приёмы (связка, двойной удар, открытое нападение, перекрытие линии, блокировка);
- научить основам судейства соревнований по круговой системе:
- развивать основные компетенции: мыслительные, информационные, коммуникативные.
- развивать чувство ответственности за командный результат, логическое мышление, внимательность, выдержку;
- помочь выполнить разрядную норму во внутренних квалификационных турнирах.
Способы отслеживания и контроля результатов.
После четвертого года обучения обучающийся должен выполнить норму 2-3 разряда
Знать:
- основные законы шахматной игры;
- основные полуоткрытые дебюты (французская, сицилианская, Каро-Канн);
- правила турнирного поведения;
- основы организации и проведения турниров;
- правила гигиены и безопасного поведения.
Уметь:
- вести борьбу в каждой из трех стадий партии;
- правильно разыгрывать полуоткрытый дебют;
- правильно выстраивать игру в миттельшпиле;
- правильно разыгрывать окончание партии;
- проводить компьютерную жеребьёвку;
- участвовать в турнирах через интернет в режиме он-лайн.
Навык:
- полной и краткой записи партии;
- игры с часами в блиц;
- игры с часами;
- пользования шахматными компьютерными программами;
- игры через интернет в режиме он-лайн.
Критерии оценки специальных умений и навыков воспитанников
(скобках оценка по компьютеру решение тестовых заданий):
№ | Тема | Уровень | |||
Оптимальный «4» (80-100%) | Достаточный «3» (65-80%) | Допустимый «2» (50-65%) | Критический «1» (0-50%) | ||
1-ый год обучения | |||||
1. | Вводное занятие | Осознает роль шахмат и перспективности изучаемой дисциплины. Владеет правилами техники безопасности. | Осознает практическую полезность приобретаемых знаний. Знает правила техники безопасности. | Проявил интерес к занятиям шахматами. Знает правила безопасности, но в обсуждении не участвует. | Не может работать самостоятельно, не знает правил ТБ. |
2 | История развития шахмат. Первые упоминания о шахматах в нашем крае. | Проявляет большой интерес к теме. Имеет свои дополнения по теме. Активно участвует в обсуждении. Участвует в сборе материалов для соцпроекта | Проявляет интерес к теме. Имеет дополнения по теме. Участвует в обсуждении. Знает о соцпректе. | Проявляет слабо выраженный интерес к теме. В обсуждение не участвует. | Интерес к теме не проявляет. Ни на один вопрос по теме не отвечает. |
3 | Перво- начальные понятия. | Быстро усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур. Отлично знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе «Шахматная школа для начинающих» | Усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур. Знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе «Шахматная школа для начинающих» | Медленно усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур. С трудом запоминает строение доски и не может применять знания при ответах. Тест по программе «Шахматная школа для начинающих» | Не может запомнить первоначальные понятия и выполнять практические задания без посторонней помощи. Тест по программе «Шахматная школа для начинающих» |
4 | Тактика Промежуточная аттестация | Усвоил понятие тактика. Понял определение комбинации. Познакомился с основными тактическими приемами. Решает простые задачи мат в один ход. Промежуточная аттестация по тест ШШ | Усвоил понятие тактика и определение комбинации. Знаком с 1-2мя тактическими приемами. Решает простые задачи мат в один ход, но допускает ошибки. Промежуточная аттестация по тест ШШ | Понятие тактика усвоил с трудом. Не может применять в игре без помощи преподавателя. Решает простые задачи мат в один ход с помощью преподавателя Промежуточная аттестация по тест ШШ | Не знает понятие тактика. Не понимает смысла комбинации. Не знаком с тактическими приемами. И не умеет применять приемы в игре. Промежуточная аттестация по тест ШШ |
5 | Стратегия | Понял определение стратегии. Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачи. | Понял определение стратегии. Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачи с помощью педагога. | Не понял определение стратегии. Основные принципы разыгрывания середины партии знает нечетко. Не может решать простейшие задачи. | Не знает определение стратегии. Не знает основные принципы разыгрывания середины партии. Не может решить простейшей задачи. |
6 | Дебют | Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Грамотно разыгрывает начало партии. | Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта.разыгрывает начало партии с ошибками. | Путается в определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Начало партии разыгрывает по наитию. | Не знает, определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Начало партии разыграть не может. |
7 | Миттель-шпиль. | Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачимиттельшпиля. | Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачи миттельшпиля с помощью педагога. | Путает основные принципы разыгрывания середины партии. Не готов решать простейшие задачи миттельшпиля. | Не знает основные принципы разыгрывания середины партии. Не решает простейшие задачи миттельшпиля. |
8 | Эндшпиль | Знает определение эндшпиля. Отлично владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем, одной ладьей. Проводит одну пешку. | Знает определение эндшпиля. Владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем. Проводит две пешки. | Не знает определение эндшпиля. матование одинокого короля двумя ладьями только с помощью педагога. Проводит две пешки с помощью педагога. | Не знает определение эндшпиля. Не знает матование одинокого короля двумя ладьями Не проводит две пешки с помощью педагога. |
9. | Квалификационные соревнования. | Знает правила проведения разрядных соревнований. Знает права и обязанности участников соревновании Владеет навыком записи партии. Самостоятельно восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля. Выполнил норму 3 разряда. | Знает правила проведения разрядных соревнований. Знает права и обязанности участников соревновании Владеет навыком записи партии. Восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля с помощью педагога. Выполнил норму 3 разряда. | Путает правила проведения разрядных соревнований. Не владеет навыком записи партии. Не может восстановить партию Не выполнил норму 3 разряда. | Не знает правила проведения разрядных соревнований. Не владеет навыком записи партии. Не умеет записывать партию. Не выполнил норму 3 разряда. |
10 | Сеансы одновременной игры. | Знает правила проведения одновременной игры. Соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 20 ходов. | Знает правила проведения одновременной игры. Соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 15 ходов. | Не знает правила проведения одновременной игры. Не соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур не способен удерживать позиции до 15 ходов. | Не знает правила проведения одновременной игры. Не соблюдает дисциплину. Участвовать в сеансе не готов. |
11 | Конкурсы решения задач. | По тестам на ПК | По тестам на ПК | По тестам на ПК | По тестам на ПК |
12 | Заключи-тельное занятие. | Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период | Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период | Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период. | Предлагается дополнительная работа, а также помощь педагога. |
Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | История шахмат | 2 | 1 | 3 |
2 | Фигуры, ходы | 6 | 5 | 11 |
3 | Шах и мат | 8 | 8 | 16 |
4 | Пат | 1 | 2 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата | Результаты | ||||
Планируемая | Скорректированная | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводное занятие. Основы техники безопасности | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
2 | История шахмат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
3 | Шахматы в Древней Руси | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
4 | Доска | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
5 | Фигуры | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
6 | Ладья | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
7 | Ладья | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
8 | Слон | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
9 | Слон | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
10 | Ферзь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
11 | Ферзь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
12 | Король | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
13 | Король | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
14 | Конь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
15 | Конь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
16 | Пешка | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
17 | Пешка | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
18 | Особая роль короля | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
19 | Шах | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
20 | Способы защиты от шаха | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
21 | Способы защиты от шаха | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
22 | Мат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
23 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
24 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
25 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
26 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
27 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
28 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
29 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
30 | Мат в 1 ход | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
31 | Пат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
32 | Пат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
33 | Пат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение |
Тематическое планирование
2 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | История шахмат | 2 | 2 | 4 |
2 | Шахматная нотация и ценность фигур | 1 | 3 | 4 |
3 | Нападение и защита | 6 | 6 | 12 |
4 | Реализация материального перевеса | 4 | 2 | 6 |
5 | Игра против компьютера | 2 | 6 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата | Результаты | ||||
Планируемая | Скорректированная | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводное занятие. Основы техники безопасности. Мат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
2 | Повторение пройденного материала | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
3 | Страницы истории шахмат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
4 | Страницы истории шахмат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
5 | Шахматная нотация | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
6 | Шахматная нотация | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
7 | Ценность фигур | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
8 | Ценность фигур | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
9 | Нападение и защита. Размен | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
10 | Нападение и защита. Размен | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
11 | Способы защиты от нападения | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
12 | Способы защиты от нападения | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
13 | Защита от нападения (продолжение) | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
14 | Защита от нападения (продолжение) | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
15 | Как правильно нападать и защищаться | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
16 | Как правильно нападать и защищаться | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
17 | Мат тяжелыми фигурами | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
18 | Мат тяжелыми фигурами | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
19 | Мат ферзем | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
20 | Мат ладьей | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
21 | Реализация материального перевеса | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
22 | Реализация материального перевеса | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
23 | Реализация материального перевеса | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
24 | Реализация материального перевеса | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
25 | Правило квадрата | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
26 | Правило квадрата | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
27 | Блуждающий квадрат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
28 | Блуждающий квадрат | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
29 | Игра против компьютера по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
30 | Игра против компьютера по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
31 | Игра против компьютера по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
32 | Игра против компьютера по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
33 | Основные принципы дебюта | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
34 | Игра против компьютера по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение |
Тематическое планирование
3 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Шахматный кодекс и судейство | 2 | 4 | 6 |
2 | Тактика | 6 | 9 | 15 |
3 | Виды преимущества | 3 | 3 | 6 |
4 | Элементы стратегии | 2 | 2 | 4 |
5 | Значение центра | 2 | 1 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата | Результаты | ||||
Планируемая | Скорректированная | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводное занятие Основы техники безопасности | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
2 | Шахматы в России. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
3 | Шахматный кодекс России. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
4 | Правила выполнения разрядов. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
5 | Основы судейства | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
6 | Основы судейства | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
7 | Матует ферзь 3 ступень | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
8 | Матует слон, ладья | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
9 | Матует конь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
10 | Матует пешка. Контратака | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
11 | Тесты по теме Мат в два хода. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
12 | Выигрыш ладьи. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
13 | Выигрыш коня | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
14 | Выигрыш слона | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
15 | Выигрыш ферзя | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
16 | Тесты по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
17 | Завлечение | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
18 | Блокировка | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
19 | Спертый мат. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
20 | Отвлечение. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
21 | Тесты по тактическим приемам. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
22 | Виды преимущества | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
23 | Преимущество в развитии. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
24 | Преимущество в пространстве. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
25 | Атака на Короля. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
26 | Атака на ферзевом фланге. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
27 | Защита. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
28 | Контратака. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
29 | Слабые поля. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
30 | Открытые линии и диагонали. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
31 | Расположение пешек. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
32 | Центр. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
33 | Расположение фигур. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
34 | Размен. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение |
Тематическое планирование
4 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Решение задач | 3 | 4 | 7 |
2 | Тактика | 6 | 9 | 15 |
3 | Виды преимущества | 3 | 1 | 4 |
4 | Слабость полей | 2 | 2 | 4 |
5 | Игра через интернет | 2 | 2 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата | Результаты | ||||
Планируемая | Скорректированная | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводное занятие Основы техники безопасности | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
2 | Тактика | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
3 | Тактика | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
4 | Решение задач | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
5 | Решение задач | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
6 | Тематический турнир | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
7 | Тематический турнир | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
8 | Матует слон, ладья | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
9 | Матует конь | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
10 | Матует пешка. Контратака | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
11 | Тесты по теме Мат в два хода. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
12 | Выигрыш ладьи. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
13 | Выигрыш коня | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
14 | Выигрыш слона | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
15 | Выигрыш ферзя | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
16 | Тесты по теме | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
17 | Завлечение | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
18 | Блокировка | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
19 | Спертый мат. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
20 | Отвлечение. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
21 | Тесты по тактическим приемам. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
22 | Виды преимущества | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
23 | Преимущество в развитии. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
24 | Преимущество в пространстве. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
25 | Атака на Короля. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
26 | Атака на ферзевом фланге. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
27 | Защита. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
28 | Контратака. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
29 | Слабые поля. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
30 | Открытые линии и диагонали. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
31 | Расположение пешек. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
32 | Центр. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
33 | Расположение фигур. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
34 | Размен. | 1 | обобщение знаний | способность к саморазвитию | самоопределение | ||
Содержание учебного курса «Шахматы»
- Рассказ о программе президента в области шахмат Рассказ о правилах техники безопасности.
- История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат византийской церковью. Шахматы в русском государстве. Изготовление шахмат, как вид ремесла. Шахматы, как придворная игра. Шахматы на петровских ассамблеях. Рассказ об археологических находках шахматных фигур на севере нашего края на месте города Мангазея. Шахматы в нашем городе (по материалам соцпроекта)
- Первоначальные понятия. Нотация. Запись партии. Правила превращения пешки, взятия на проходе, рокировка. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичной). Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат различными фигурами. Решение задач в программе «Шахматная школа для начинающих».
- Тактика. Понятия о тактике и комбинации. Основные тактические приемы; связка, двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушения пешечного прикрытия, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты. Сложные комбинации на сочетание идей. Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
- Стратегия. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника). Централизация. Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
- Дебют. Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
- Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии когда закончено развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на позицию короля. Создание слабостей в стане соперника. Размены. Эквивалентный размен. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
- Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки). Позиция Филидора. «Мостик». Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»
- Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
- Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематической по итальянской партии) с последующим разбором партий с кружковцами.
- Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Понятие о шахматной композиции. Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Практические занятия: Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».
- Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.
Условия реализации программы.
Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее материально – техническое обеспечение:
- Шахматы – 1 комплект на 2 учащихся.
- Шахматные часы - 1 комплект на 2 учащихся.
- Демонстрационная доска – 2 шт на одного педагога.
- Персональный компьютер – 10 шт.
- Ноутбук для выездов на соревнования – 1шт.
- Интернет.
- Помещение для общих занятий и турниров – от 20 кв.м.
- Помещение для компьютеров – от 15 кв.м.
- Помещение для анализа партий – от 15 кв.м.
- Обучающие программы. - 10 шт.
Организационное обеспечение:
- Занятие 1 раз в неделю для каждого ребенка.
- Учебные внутрикружковые турниры 1 раз в неделю.
3. Турниры городские 1 раз в 2 месяца.
4. Для победителей участие в окружных и зональных первенствах.
Методическое обеспечение:
- Участие в окружных семинарах тренеров во время соревнований.
- Обмен опытом во время товарищеских встреч с победителями окружных и российских первенств.
- Продолжать подготовку тренеров из числа 1 разрядников.
Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Нейштадт Я.М. Шахматный практикум. М 1980.
- Сокольский А. М.. Ваш первый ход. М 1989.
- Костров В.Н. 626 шахматных задач. С-П. 2003.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М 1990.
- Авербах Ю.Н. Школа Дебюта, Середины игры, Школа Эндшпиля. М 2000.
- Панов В.Н., Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Курс дебютов. 7-е изд. М., 1993.
- Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. Минск, 1980.
Дополнительная литература.
- Баранов Б.Г. Штурм королевской крепости. М. 1981.
- Бондаревский И. М.Комбинации в миттельшпиле. М 1982.
- Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии. М 1983.
- Юдович М.Б. План в шахматной партии. М. 1982.
- Нимцович.А.Я. Как я стал гроссмейстером. М .Изд. «ФиС»,:.1984.
Раздел Человек и компьютер, 1997-2006гг. «64-шахматное обозрение»,
Компьютерные программы:
- «Шахматы в сказках»
- «Шахматная школа для начинающих»
- «Тактика для начинающих»
- «Шахматная школа для 4-2 разрядов»
7. «Энциклопедия дебютных ошибок»,
8. «СТ-АРТ 3.0»,
9. «Стратегия 3.0»,
10. «Шахматная стратегия»,
11. «Учебник по эндшпилю»
12. «Шахматный университет».
13. «Энциклопедия миттельшпиля» (1 и 2 части)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...