Рабочая программа по внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление "Хочу всё знать!"
рабочая программа (3 класс) на тему
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat_3_kl.docx | 56.01 КБ |
Предварительный просмотр:
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Объем: Программа рассчитана на 168 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 2 года (1-4 класс):
1 год– 68 часов
2 год – 68 часов
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
В рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
- реализация индивидуальных потребностей учащихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей
- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
− поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
− опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
− уважительное отношение к традиционным религиям;
− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− ценностное и творческое отношение к учебному труду;
− элементарные представления о различных профессиях;
− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
− элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
− первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к природе;
− первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
− элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Планируемые результаты:
− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
− первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
− первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
− на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Первый уровень результатов:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
Второй уровень результатов:
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Третий уровень результатов:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Оцениванием результатов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
Содержание курса
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 год | ||
1 | Игры и игрушки | 12 |
2 | Все для дома | 20 |
3 | Школа | 21 |
4 | Еда | 15 |
итого | 68 | |
2 год | ||
5 | Одежда | 13 |
6 | Праздник | 21 |
7 | Предприятия, сооружения, здания | 16 |
8 | Транспорт | 9 |
9 | Полезные изобретения | 9 |
итого | 68 |
Краткое содержание учебных тем
1 год
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
2 год
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
Календарно-тематическое планирование
1 год
№ п\п | Тема | Характеристика основных видов образовательной деятельности | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Игры и игрушки | ||||
1 | Где появились куклы | Вырезание бумажных кукол | ||
2 | Русский сувенир | Изготовление тряпичных кукол | ||
3 | История глиняной игрушки | Лепка игрушек из глины | ||
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | ||
5 | Кто первым запустил бумажного змея | Изготовление бумажного змея | ||
6 | Кто придумал мяч | Игры с мячом | ||
7 | Настольные игры | Изготовление настольной игры | ||
8 | Подвижные игры | Разучивание подвижных игр | ||
9 | Настольный театр | Оригами. Игрушки | ||
10 | Калейдоскоп | Мозаика из разной крупы | ||
11 | Что нам известно об игре в шашки | Обучение игре в шашки | ||
12 | Как появились шахматы | Обучение игре в шахматы | ||
Все для дома | ||||
13 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Лепка из пластилина подсвечника | ||
14 | Дырявое шило (про иголку) | Вдевание нитки в иголку | ||
15 | Посередине гвоздик (ножницы) | Вырезание фигурок из бумаги | ||
16 | Зеркало или жизнь! | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) | ||
17 | Кто изобрел расческу для волос | Прическа для куклы | ||
18 | Королевская шкатулка | Рисование узора для шкатулки | ||
19 | Не лает, не кусает (замок) | Лепка из пластилина ключей | ||
20 | Клад римских воинов (гвозди) | Забивание гвоздиков | ||
21 | Откуда пришла тарелка | Тарелка из папье-маше | ||
22 | Как баклуши били (ложки) | Роспись ложки | ||
23 | Вилы и вилка | Рисование столовых приборов | ||
24 | Преграждающая вход. Дверь | Дизайн двери для дворца | ||
25 | От бусинки до окна (стекло) | Бусы из бисера | ||
26 | История возникновения мебели (кровать) | Проектирование спальни | ||
27 | Дом для одежды (шкаф) | Изготовление шкафа из картона | ||
28 | Когда было впервые изготовлено мыло | Рисование упаковки для мыла | ||
29 | Время не ждет! (часы) | Изготовление циферблата из картона и проволоки | ||
30 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) | ||
31 | Скатерть-самобранка | Вырезание узоров на бумажной скатерти | ||
32 | Висячие сады (комнатные растения) | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений |
№ п\п | Тема | |||
Школа | ||||
33 | Первые рисунки | Рисование восковыми мелками животных | ||
34 | Кто изобрел перо | Изготовление ручки из пера | ||
35 | Карандаш | Рисование карандашами (тема любая) | ||
36 | История шариковой ручки | Поделки из сломанных ручек | ||
37 | Кто изобрел ноты | Письмо нот на нотном стане | ||
38 | Кто изобрел бумагу | Аппликация из бумаги (тема любая) | ||
39 | Когда появились первые книги | Изготовление книжки-малышки | ||
40 | Когда появились первые книги | Изготовление книжки-малышки | ||
41 | Кто написал первую энциклопедию | Рассматривание энциклопедий | ||
42 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | ||
43 | Откуда пошли названия дней недели | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) | ||
44 | Как возникли единицы измерения | Измерение разными мерками | ||
45 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Рассматривание коллекций полезных ископаемых | ||
46 | У какой страны впервые появился флаг | Рисование флага сказочной страны | ||
47 | Какие бывают ребусы | Составление и разгадывание ребусов | ||
48 | Первая марка | Изготовление «собственной» марки | ||
49 | Кто изобрел кроссворд | Разгадывание кроссвордов | ||
50 | Кто придумал первую карту | «Найди клад»(по карте) | ||
51 | Кто автор микроскопа | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | ||
52 | Скотч. Шотландская лента | «Книжкина больница» (ремонт книг) | ||
53 | Настольные наборы | Лепка из глины | ||
Еда | ||||
54 | Хлеб из орехов | Поделки из скорлупы орехов | ||
55 | Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля | ||
56 | Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков | ||
57 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов | ||
58 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) | ||
59 | Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного | ||
60 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей | ||
61 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей | ||
62 | Секрет каши | Аппликация с использованием крупы | ||
63 | Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта(тема любая) | ||
64 | Такая разная капуста | Составление загадок о капусте | ||
65 | Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) | ||
66 | Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста | ||
67 | Шоколад | Рисование обертки шоколада | ||
68 | Такой разный чай | Заваривание чая | ||
итого | 68 |
2 год
№ п\п | Тема | |||
Одежда | ||||
1 | Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» | ||
2 | Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги | ||
3 | Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы | ||
4 | Откуда взялись шапки | Вязание (крючком ) | ||
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) | ||
6 | История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы | ||
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани | ||
9 | Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы | ||
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Плетение из ниток | ||
11 | Домик для пальчиков. Варежки | Вязание петель на спицах | ||
12 | Что такое «мода» | Аппликация | ||
13 | Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) | ||
Праздник | ||||
14 | Первые украшения | Бусы из бумаги | ||
15 | Новогодние игрушки | Поделки из бумаги | ||
16 | Почему на Пасху красят яйца | Роспись яйца | ||
17 | История воздушных шариков | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | ||
18 | История фейерверков | Аппликация «Салют» | ||
19 | История происхождения сувениров | Изготовление сувенира из подручных материалов | ||
20 | Широкая масленица | Чаепитие с блинами | ||
21 | Приглашаем к столу | Сервировка стола | ||
22 | А раньше было так… | (Тема любая) | ||
23 | Бал-маскарад | Изготовление маски | ||
24 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек | ||
25 | Ярмарка | Поделки из разных материалов | ||
26 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов | ||
27 | Вкусные украшения | Украшения для елки из конфет и фруктов | ||
28 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | ||
29 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | ||
30 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | ||
31 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников | ||
32 | Вечеринка | Конкурсная программа | ||
33 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Игровые конкурсы | ||
34 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | ||
№ п\п | Тема | |||
Предприятия, сооружения, здания | ||||
35 | Кто основал первый зоопарк | Рисование зоопарка | ||
36 | Как идет почта | Экскурсия на почту | ||
37 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей | ||
38 | Как появился фонтан | Рисование фонтана | ||
39 | А зачем нам лестницы? (метро) | Заочная экскурсия в метрополитен | ||
40 | Как возникла почтовая служба? | Написание письма другу | ||
41 | Как возникли города | Аппликация города | ||
42 | Когда люди начали строить дома | Изготовление дома из картона | ||
43 | Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) | ||
44 | Гидроэлектростанция | Составление кроссворда на тему «Электричество» | ||
45 | Каким был первый магазин | Игра в магазин | ||
46 | Кто вперед? (стадион) | Эстафеты на стадионе (в спортзале) | ||
47 | Цирк! Цирк! Цирк! | Рисование афиши представления | ||
48 | На подмостках театра | Аппликация сцены театра | ||
49 | Чудеса света | Рисование пирамиды | ||
Транспорт | ||||
50 | Общественный транспорт | Макет улицы из бумаги, картона, других материалов | ||
51 | Кто придумал велосипед | Езда на велосипеде | ||
52 | Кто создал автомобиль | Сборка машины из деталей конструктора | ||
53 | Кто изобрел самолет | Конструирование самолета из деталей конструктора | ||
54 | Луноход | Рисование лунохода | ||
55 | Лайнер. Пароход | Оригами. Кораблик | ||
56 | Железнодорожный транспорт | Рисование поезда | ||
57 | Уборочные машины | Конструктор. Уборочная машина | ||
58 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Оказание первой помощи | ||
Полезные изобретения | ||||
59 | Флюгер | Изготовление флюгера | ||
60 | История спичек | Поделки из спичек | ||
61 | Когда был изобретен зонтик | Рисование узора для зонтика | ||
62 | История происхождения денег | Составление коллекции монет | ||
63 | Как был изобретен телефон | Придумывание и рисование новой модели телефона | ||
64 | Светофор. Дорожные знаки | Макет светофора | ||
65 | Окно в подводный мир (аквариум) | Изонить «Рыбки» | ||
66 | Упаковочные материалы | Поделки из целлофана, пластика, картона. | ||
67 | Компьютер и Интернет | Работа на компьютере (тема «Интернет») | ||
68 | Компьютер и Интернет | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...