Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
учебно-методический материал по чтению
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В. Сухомлинский
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс, в условиях постоянного, активного взаимодействия, базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Познакомлю с некоторыми интерактивными методами, формами и приёмами работы, которые использую в своей педагогической практике.
Антиципация
Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста. Поэтому на первом этапе работы с текстом до начала чтения важно развитие такого читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Например, произведение Н. Сладкова «Еловая каша»
- Переставьте буквы и прочитайте фамилию автора, с произведением которого нам предстоит познакомиться. (ЛДАСОКВ – Сладков)
- Знаком ли вам автор, какие произведения вы читали?
- Предположите, о чём может пойти речь в данном произведении? (Произведения Н. Сладкова ребята уже читали, поэтому легко догадаться, что о природе, о животных.)
- Прочитайте первое предложение. Согласны ли вы? (У всех день рождение – радость.)
- Прочитайте второе предложение. Как вы думаете, почему? (А у клестят – беда.)
Мозговой штурм
Данный приём позволяет активизировать учащихся, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- Какие виды русских народных сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных.)
- Назовите характерные черты каждого вида сказок.
Дерево предсказаний
Приём помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Приём был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. После того как определена тема урока, следует задание.
- Напишите на листьях дерева, что вы ожидает от сегодняшнего урока.
В конце урока, на этапе рефлексия, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Логическая цепочка
Приём помогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерность каких – либо событий, явлений. Приём работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Суть приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах, парах, самостоятельно на уроках или задания на дом.
Например, при изучении биографии А. Пушкина.
Москва – книжка – бабушка и няня – 7 сказок.
Кубик Блума
Приём технологии критического мышления. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
- Назови
- Почему
- Сравни
- Предложи
- Придумай
- Поделись
Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. На начальном этапе введения данного приёма вопросы формулирует учитель, в дальнейшем учащиеся составляют сами.
Например, при изучении произведения А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Назови главных героев сказки.
- Почему старик отпустил рыбку?
- Сравни старуху и рыбку.
- Предложи, как поступить старухи после того, как она опять осталась у разбитого корыта.
- Придумай имена старухе и старику.
- Поделись, какие чувства у тебя вызывает старик?
Игра «Верно – неверно»
Приём работает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена информация.
Например, по произведениям А. Пушкина.
- Семь богатырей каждый день рыбачили.
- Царевна съела персик.
- На острове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб.
Синквейн
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Правила составления синквейна на примере произведения Н. Сладкова «Еловая каша».
№ | Форма | Содержание | Пример |
1 | Одно слово – существительное. | Имя объекта | клестята |
2 | Два слова – прилагательные. | Свойства объекта | маленькие голые |
3 | Три слова – глаголы. | Возможности объекта (действия) | вывелись пищат спят |
4 | Четыре слова – отдельные слова, словосочетания, предложение. | Ваше личное отношение к объекту. | Можно и зимой родиться. |
5 | Одно слово - синоним | Вывод, заключение | крепыши |
Кластер
Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Пример кластера по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы».
Карусель
Чаще использую на уроках развития речи. Класс делится на несколько групп. Каждая выбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился, и под ним на листе за 1 минуту описывает, какой именно лес здесь изображён, подбирая образные слова и выражения. Затем группы меняются местами, дополняя пейзаж своими словами. Группы возвращаются на исходные места и защищают свои наработки.
Поиск соответствий
Приём, в котором учащиеся определяют соответствие слова или выражения описанию.
- Выберите имена прилагательные, характеризующие черты характера главных героев. (Каждая группа получает своего героя.)
- Опишите героя, используя эти имена прилагательные.
Выводы:
- Успешность обучения учащихся напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
- Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребёнка.
- Применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения
В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...
Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".
Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....
Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....
Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников
Из опыта проведения недели литературного чтения....
Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...