Обследование ребенка билингва.
учебно-методический материал
Речевач карта и обследование ребенка билингва с рекомендациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_bilingva_i_rekomendatsii_.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком
I. Анкетные данные
1. Фамилия, имя __________________________
2. Число, месяц, год рождения ______________
3. Домашний адрес ________________________
4. Телефон _______________________________
5. Откуда поступил ребенок ________________
6. Данные о родителях:
МАТЬ | ОТЕЦ |
ФИО: | |
Родной язык: | |
Место работы: | |
Должность: | |
Рабочий телефон: | |
Состав семьи: |
II. Объективные данные
1. Заключения специалистов
Неврологический статус: ______________________________
(невропатолог)
Состояние интеллекта: ________________________________
(психоневролог)
Состояние слуха: _____________________________________
(отоларинголог)
Состояние зрения: ____________________________________
(офтальмолог)
2. Дата поступления в логопедическую группу _________
3. Решение Психолого-медико-педагогической комиссии от __________
Протокол № _____________ Принят на срок _____________
4. Заключение ПМПК ________________________________
III. Анамнестические данные
1. Перинатальный период развития
От какой беременности _______________________________
Как протекала беременность __________________________
2. Натальный период развития
Как протекали роды _________________________________
(в срок или нет, наличие патологии родовой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)
3. Постнатальный период развития
Раннее физическое развитие:
Когда ребенок начал
• держать голову ______________________
• переворачиваться___________________________________
• сидеть ____________________________________________
• стоять с помощью опоры ____________________________
• ходить ____________________________________________
Раннее эмоциональное развитие:
• комплекс оживления ________________________________
• узнавание близких __________________________________
• реакция на посторонних _____________________________
Раннее речевое развитие:
• гуление ___________________________________________
• лепет _____________________________________________
• первые слова ______________________________________
первая фраза ________________________________________
темп речевого развития _______________________________
(замедленный, нормальный, ускоренный)
• стимуляция речевого развития ребенка ______________
(чтение детской литературы, ее подбор и объем в соответствии с возрастом,
с какого возраста разучиваются стихи, песенки, как запоминает)
IV. Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию)
(наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок)
2. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата:
• губы __________________________________
• язык __________________________________
• твердое и мягкое нёбо ___________________
3. Состояние артикуляционной моторики:
• наличие/отсутствие движений __________
• тонус_________________
(нормальный, гипотонус, гипертонус)
• объем движений _________________
(полный, неполный)
• способность переключения от одного движения к другому ________
(нарушена/не нарушена)
• замены сложных движений на более легкие ______________
• наличие синкинезий ________________________________
• наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка ____________________
V. Состояние дыхательной и голосовой функции
1. Тип неречевого и речевого дыхания
(ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)
• объем речевого дыхания ___________________________
(нормальный, недостаточный)
• частота речевого дыхания __________________________
(в норме, учащенное, замедленное)
• продолжительность речевого дыхания _______________
(в норме, укороченное)
2. Характеристика голоса:
• громкость ________________________________________
(нормальный, тихий, чрезмерно громкий)
• тембр ___________________________________________
(не нарушен, наличие носового оттенка и др.)
• модуляция _______________________________________
(наличие или отсутствие монотонности)
VI. Условия воспитания ребенка
1. Отмечаются ли нарушения речи и слуха у родителей или близких родственников ___________________________
2. Как давно семья проживает в городе (селе, поселке) с преимущественно русскоязычным населением ___________
3. Какой язык для ребенка родной ____________________
4. Количество языков, на которых общаются в семье: один, два, три, более трех _______________________________
5. Кто в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья)
• общается с ребенком только на родном языке ________
• хорошо владеет устным русским языком _____________
• хорошо читает и пишет на русском языке ____________
• общается с ребенком только на русском языке ________
6. Уровень владения русским языком матерью ________
7. Какие языки ребенок
• хорошо понимает _______________________
(со слов матери)
• употребляет в речи ______________________
(со слов матери)
8. На каком языке ребенок преимущественно общается:
• в домашней обстановке ___________________________
• среди сверстников ________________________________
9. Проявляет ли интерес к просмотру сказок, мультфильмов, фильмов на русском языке ______________________
VII. Уровень владения родным (нерусским) языком (определяется совместно с родителями и на основании соответствующих характеристик)
1. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизносительной стороны речи при общении на родном языке ____________
2. Наличие или отсутствие нарушения фонематического слуха _______________________
3. Словарный запас ________________________________
(достаточный или недостаточный)
4. Грамматические конструкции ______________________
(наличие или отсутствие аграмматизма при общении на родном языке)
5. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи на родном языке)
• темп ________________________________________________
(тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
• ритм ________________________________________________
(нормальный, аритмия, растянутый, скандированный)
• употребление основных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная) ____________
6. Связная речь _______________________________________
VIII. Уровень владения русским языком (определяется логопедом)
1. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизносительной стороны речи при общении на русском языке ___________
2. Наличие или отсутствие нарушений фонематического слуха _________________________________________________
3. Лексико-грамматическое оформление речи __________
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи на русском языке):
• темп ________________________________________________
(тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
• ритм ________________________________________________
(нормальный, аритмия, растянутый, скандированный)
• употребление основных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная) ____________
5. Способность к коммуникативному партнерству ________
IX. Сопоставление результатов обследования уровня речевого развития на родном и русском языке :
1. Одинаково хорошее владение родным и русским языком, уровень владения соответствует возрастным нормативам.
2. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка; уровень овладения русским языком достаточен для общения в быту; выявлена интерференция двух языковых систем.
3. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка, русский язык ребенок понимает только на бытовом уровне, но в общении использует только родной язык.
4. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка, при обследовании выявлено заикание, русским языком не владеет (понимает на бытовом уровне).
5. Речевое развитие на родном языке в пределах возрастной нормы, но выявлено грубое нарушение просодической и произносительной стороны речи, обусловленное дислалией (дизартрией, ринолалией); при этом русским языком владеет в пределах низкой нормы.
6. При обследовании речи на родном (доминантном) и русском языке выявлено: в анамнезе задержка речевого развития; ограниченный словарный запас; нарушения грамматического и фонетического строя речи.
X. Заключение ________________________________________
(Возможные варианты: ринолалия у ребенка с русским неродным языком; заикание у ребенка с русским неродным языком (при ФФН, ОНР и др.); фонетическое недоразвитие у ребенка с русским неродным языком; фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка с русским неродным языком; общее недоразвитие речи у ребенка с русским неродным языком.)
XI. Рекомендации ____________________________________
1. Связная речь нарушена.
2. Грамматический строй грубо нарушен.
3. Словарный запас беден, не точен.
4. Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез сформированы частично.
5. Слоговая структура грубо нарушена.
6. Звукопроизношение частично нарушено.
7. Общая и мелкая моторика нарушены.
Общее недоразвитие речи IIIуровень.
Индивидуальный план работы
1. Развитие высших психических функций.
2. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
3. Формирование грамматических конструкций:
- образование существительных во мн.ч. И.п. и Р.п.;
- образование относительных и притяжательных прилагательных;
- подбор антонимов, синонимов;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласование существительных с прилагательными и числительными;
- работа над предлогами: НАД, ОКОЛО, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ
4. Развитие органов артикуляции с помощью артикуляционной гимнастики.
5. Постановка звуков
6. Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
7. Дифференциация звуков [ц-т,], [ш-с], [ж-з], [ч-т,], [щ-с,], [л,-j], [л-р], [р-j] изолированно, в слогах, словах, фразах.
8. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
9. Формирование слоговой структуры слова (2,3,4сложные слова со стечением согласных)
10.Развитие связной речи: составление предложений, небольших расcказов, пересказ.
11. Развитие мелкой моторики, общей двигательной активности.
(Рекомендации к дальнейшему обучению в дошкольном учреждении компенсирующего вида в соответствии с заключением логопеда о наличии у ребенка нарушений речи различной этиологии. Использование специальной программы обучения русскому неродному языку для успешной интеграции в среду русскоговорящих сверстников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты диагностического обследования по теме "Хорошо ли ребенку в школе"
Цели исследования –Выяснить уровень удовлетворенности учениками данного класса школьной жизнью.Изучить индивидуальные особенности каждого ученика.Определить качество взаимоотношений между учениками.Оп...
Родителям для обследования речи ребенка перед школой
Рекомендации родителям...
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ...
Протокол обследования ребенка 4 – 7 лет
Протокол...
Занятие 5. Конспект занятия " Обследование ребенка 7-11 лет. II этап"
Конспект занятия. Обследование ребенка 7-11 лет...
Диагностическая программа для обследования слабослышащего ребенка
Разработала: студентка 5 курса ШфИвГУ Кормителева Л.Э.(Материалы взяты из интернет- источников, а также авторских методик)...
Данные обследования ребенка с РАС для составления индивидуального образовательного маршрута.
Информация о раннем этапе развития ребёнка, коррекционно-развивающей работе в дошкольный период, данные диагностики, проводимой специалистами образовательного учереждения, в которое поступил ребёнок с...