Результаты диагностического обследования по теме "Хорошо ли ребенку в школе"
материал (4 класс) по теме

Шелтукова Татьяна Борисовна

Цели исследования –

  1. Выяснить уровень удовлетворенности учениками данного класса школьной жизнью.
  2. Изучить индивидуальные особенности каждого ученика.
  3. Определить качество взаимоотношений между учениками.
  4. Определить уровень сформированности самооценки.
  5. Выяснить физическое и психическое состояние учеников.
  6. Определить уровень тревожности каждого ученика и выяснить ее причины.
  7. Определить основные направления индивидуальной и дифференцированной работы по обучению и воспитанию учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Хорошо ли ребенку в школе?»

Результаты исследования

Метод исследования – анкетирование.

Дата проведения исследования – 25 ноября 2011 года.

Объект исследования – ученики 4Б класса.

Цели исследования –

  1. Выяснить уровень удовлетворенности учениками данного класса школьной жизнью.
  2. Изучить индивидуальные особенности каждого ученика.
  3. Определить качество взаимоотношений между учениками.
  4. Определить уровень сформированности самооценки.
  5. Выяснить физическое и психическое состояние учеников.
  6. Определить уровень тревожности каждого ученика и выяснить ее причины.
  7. Определить основные направления индивидуальной и дифференцированной работы по обучению и воспитанию учеников.

Все результаты исследования помещены в приложениях.

  1. Приложение 1. Текст анкеты и количественные показатели ответов учеников класса.
  2. Приложение 2. Сводная таблица ответов учеников класса.
  3. Приложение 3. Количественные показатели результатов исследования.

Расшифровка и анализ результатов исследования проводится по каждой шкале отдельно, что позволяет полнее и объективней выявить особенности учеников класса.

Итогом исследования является индивидуальная характеристика каждого ученика класса и рекомендации по индивидуальной работе учителя и родителей по созданию благоприятных условий для повышения уровня обученности и формирования гармонично развитой личности (приложение 4).

Удовлетворенность школьной жизнью.

26 человек (88% учеников класса) довольны своей школьной жизнью. С радостью ходят в школу, им нравится учиться.

Беспокойство вызывают 4 человека (12% учеников класса), которые набрали менее 3 – х баллов: у Абросимова Сергея и Бакулиной Марии по 2 балла, у Бяширова Наиля и Давыдовой Любови – по 1 баллу.

Такой результат показывает, что эти дети не очень комфортно чувствуют себя в школе, у них есть реальные проблемы, которые мешают им: может, это нежелание учиться; может быть, это тяжелые семейные проблемы.

Анализ следующих шкал данной анкеты  говорит о том, что основными причинами являются большая тревожность (0 – 3 балла), а также низкий показатель самочувствия ребенка (1-2 балла).

Дружеские отношения в классе.

29 человек (97% учеников класса) отметили высокий уровень сплоченности классного коллектива, отметили дружелюбные отношения между учениками класса.

27 человек (90% учеников класса) охарактеризовали ученический коллектив как дружный, сплоченный, где дети не ссорятся и не ругаются друг с другом.

Все дети (100% учеников ) при сравнения с другими детьми считают одноклассников самыми лучшими.

Настораживает тот факт, что почти 50% учеников отметили то, что в классе ребята любят посмеяться над недостатками других, бывают случаи,  когда ученики в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки (11 учеников – 37%).

Самый низкий показатель по этой шкале набрал Рыков Евгений. Он отмечает то, что в классе дети могут проявлять несдержанность, могут посмеяться над недостатками других. Хотя от считает, что  в классе учатся не самые плохие дети.

Школьная тревожность.

14 учеников (47% учеников класса) получили по данной шкале менее трех баллов. Это говорит о высокой тревожности этих учеников.

Тревожность может быть связана с глубинными внутренними проблемами, которые ребенок каким-то образом осознает, но решить сам их не в состоянии. Причинами тревожности могут быть как семейные ситуации, неблагополучные отношения в семье, так и несложившиеся отношения с одноклассниками, низкий социальный статус. Серьезной причиной для проявления повышенной тревожности служит отсутствие позитивного контакта с педагогом.

20 учеников (67%) отмечают тревожность по поводу непонимания объяснения учителя, боятся отвечать у доски. 18 учеников (60%) с тревогой думают о завтрашнем дне. 19 учеников (63%) стараются как можно лучше выполнить задание, но считают, что обычно у них ничего не получается.

Самые низкие баллы по этой шкале набрали:

0 баллов – Лосева Екатерина, Микина Оксана, Сыропятов Никита.

1 балл – Бурмистрова Надежда, Феофанов Илья, Шляпкин Артем, Ашенков Евгений, Вавилин Артем, Вовасов Александр, Колгатов Антон.

2 балла – Киселев Владислав, Салькаев Ян.

Самооценка

Самооценка отражает степень уверенности ребенка в своих силах. Формирование самооценка у детей младшего школьного возраста довольно тесно связано  с мнением о них наиболее близких людей, на самооценку ребенка сильно влияют его школьные успехи.

27 детей  (90% учеников класса) набрали по этой шкале более трех баллов. Это показывает на то, что у них сформирована адекватная самооценка, они уверены в своих знаниях, навыках и умениях.

9 человек (30% учеников класса) набрали самый высокий показатель – 5 баллов.

У трех учеников (10%) показатель равен двум, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе и своих силах, о большой тревожности. Такие показатели набрали Феофанов Илья, Лосева Екатерина и Бакулина Мария.

Проанализировав результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:

Феофанов Илья чувствует непонимание между ним и учителем, переживает, когда сравнивает себя с другими учениками и не уверен в своих силах.

Лосева Екатерина и Бакулина Мария переживают то, что одноклассники не относятся к ним с большим уважением, чувствуют непонимание между ними и учителем, очень переживают, когда сравнивает себя с другими учениками.

Самочувствие ребенка.

Данный показатель свидетельствует  о том, каково физическое и психологическое самочувствие учеников класса.

20 человек (67% учеников класса) набрали по этой шкале более трех баллов, что говорит о хорошем самочувствии, комфортном психологическом состоянии.

10 человек (33% учеников класса) имеют по этой шкале показатель равный двум и менее. Это свидетельствует о том, что ребенок устал, он на пределе своих физических и психических сил, на грани между здоровьем и болезнью.

Самый низкий балл набрал Бяширов Наиль – 1 балл. Он отметил только лишь то, что обычно он спокоен и полон сил.

Тревожность вызывает тот факт, что ученики, имеющие высокие показатели обученности (Давыдова Любовь, Абросимов Сергей, Колгатов Антон, Бакулина Мария, Сарайкин Евгений) набрали по этой шкале низкий балл. Это говорит о том, что этим детям приходится прикладывать много усилий для достижения таких результатов.

Приложение 1.

Текст анкеты и количественные показатели ответов учеников класса.

№ п/п

Вопрос анкеты

Ответ

да

нет

1.

В школе я чувствую себя совершенно свободно.

10

20

2.

Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

11

19

3.

Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснение учителя.

20

10

4.

Я думаю, что могу на уроках выполнять больше заданий, если потребуется.

17

13

5.

Очень хочется отдохнуть.

25

5

6.

Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

5

25

7.

Ребята в нашем классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и ругаются.

3

27

8.

Я всегда боюсь отвечать у доски.

10

20

9.

Мои одноклассники с уважением относятся ко мне.

24

6

10.

Часто на уроках я чувствую, что устал.

17

13

11.

Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

7

23

12.

В классе ребята любят посмеяться над недостатками других.

15

15

13.

Когда учитель собирается дать классу задание или самостоятельную работу, я чувствую страх, что не справлюсь.

15

15

14.

Я точно знаю, что мои родители очень меня любят.

30

-

15.

Мне часто кажется, что я болен.

5

25

16.

Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

18

12

17.

Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, самые плохие дети учатся в нашем классе.

-

30

18.

Когда я вечером ложусь в постель, я с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

12

18

19.

Мне кажется,  что учитель постоянно недоволен мной.

6

24

20.

Я думаю, что плохо вижу.

2

28

21.

Мне интересно в школе.

3

27

22.

Мне очень нравятся ребята в моем классе.

1

29

23.

Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

19

11

24.

Я сильно переживаю, когда сравниваю себя с другими.

9

21

25.

Обычно я спокоен и полон сил.

21

9

Приложение 2.

Сводная таблица ответов учеников класса.

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Удовлетворенность школьной жизнью

1

10

20

6

5

25

11

7

23

16

18

12

21

3

27

Дружеские отношения в классе

2

11

19

7

3

27

12

15

15

17

-

30

22

1

29

Школьная тревожность

3

20

10

8

10

20

13

15

15

18

12

18

23

19

11

Самооценка

4

17

13

9

24

6

14

30

-

19

6

24

24

9

21

Самочувствие ребенка

5

25

5

10

17

13

15

5

25

20

2

28

25

21

9

 

Приложение 3.

Количественные показатели результатов исследования.

Шкала исследования

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

Набранный балл (чел)

Процентный показатель

0

%

1

%

2

%

3

%

4

%

5

%

Удовлетворенность школьной жизнью

-

2

6%

2

6%

14

48%

11

37%

1

3%

Дружеские отношения в классе

-

-

-

-

1

3%

10

34%

7

23%

12

40%

Школьная тревожность

4

13%

8

27%

2

7%

7

23%

8

27%

1

3%

Самооценка

-

-

3

10%

4

13%

14

47%

9

30%

Самочувствие ребенка

-

-

1

3%

9

30%

11

37%

6

20%

3

10%

Шкала исследования

Показатель

Количество человек

%

Удовлетворенность школьной жизнью. 

Довольны своей школьной жизнью

26

88

Не очень комфортно чувствуют себя в школе

4

12

Дружеские отношения в классе.  

Отметили высокий уровень сплоченности класса

29

97

Охарактеризовали ученический коллектив как дружный,

27

90

Считают одноклассников самыми лучшими

30

100

Школьная тревожность.

Высокий уровень тревожности учеников

14

47

Самооценка. 

Адекватная самооценка

27

90

Низкая самооценка

3

10

Самочувствие ребенка. 

Хорошее самочувствие, комфортное психологическое состояние

20

67

На пределе своих физических и психических сил, на грани между здоровьем и болезнью.

10

33



Предварительный просмотр:

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Анкета

Выполнил______________________________________________________________

Дата выполнения ______________________________________

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25



Предварительный просмотр:

Результаты анкетирования «Хорошо ли ребенку в школе?»

Абросимов Сергей

Вопрос анкеты

Ответ

да

нет

1.

В школе я чувствую себя совершенно свободно.

+

2.

Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

+

3.

Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснение учителя.

+

4.

Я думаю, что могу на уроках выполнять больше заданий, если потребуется.

+

5.

Очень хочется отдохнуть.

+

6.

Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

+

7.

Ребята в нашем классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и ругаются.

+

8.

Я всегда боюсь отвечать у доски.

+

9.

Мои одноклассники с уважением относятся ко мне.

+

10.

Часто на уроках я чувствую, что устал.

+

11.

Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

+

12.

В классе ребята любят посмеяться над недостатками других.

+

13.

Когда учитель собирается дать классу задание или самостоятельную работу, я чувствую страх, что не справлюсь.

+

14.

Я точно знаю, что мои родители очень меня любят.

+

15.

Мне часто кажется, что я болен.

+

16.

Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

+

17.

Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, самые плохие дети учатся в нашем классе.

+

18.

Когда я вечером ложусь в постель, я с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

+

19.

Мне кажется,  что учитель постоянно недоволен мной.

+

20.

Я думаю, что плохо вижу.

+

21.

Мне интересно в школе.

+

22.

Мне очень нравятся ребята в моем классе.

+

23.

Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

+

24.

Я сильно переживаю, когда сравниваю себя с другими.

+

25.

Обычно я спокоен и полон сил.

+

Удовлетворенность школьной жизнью

2

Дружеские отношения в классе

5

Школьная тревожность

3

Самооценка

4

Самочувствие ребенка

2

Сергей не очень комфортно чувствует себя в школе. Возможно это из-за того, что Сергей устал, чувствует усталость как физическую, так и психическую.

Отношениями в коллективе он полностью удовлетворен. Он пользуется авторитетом среди одноклассников, у него много хороших друзей и приятелей.

Настораживает большой показатель школьной тревожности. Это можно объяснить непрочностью знаний. Сережа тревожится о завтрашнем дне, беспокоится о правильности выполнения заданий. Тревожность может быть связана с глубинными внутренними проблемами, которые ребенок каким-то образом осознает, но решить сам их не в состоянии. Причинами тревожности могут быть как семейные ситуации, так и несложившиеся отношения с одноклассниками, низкий социальный статус.

Самооценка у Сергея немного занижена, он не верит в свои силы. Необходимо ставить перед ним точные, определенные цели и добиваться того, чтобы он их достигал, надо поддержать его, больше говорить о его способностях и возможностях.

Необходимо разъяснить Сергею необходимость школьных занятий, поговорить о том, что нужно быть уверенным в своих силах, а этого можно добиться только постоянной работой над собой, прочностью и высоким качеством знаний и умений.

Необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами о состоянии здоровья Сергея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование первоклассников (сентябрь, декабрь)

В течение первого года обучения в начальной школе введено безотметочное обучение. Но, не смотря на это, нужно обязательно отслеживать уровень развития детей. Обучаясь по УМК "Начальная школа XXI века"...

Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………2 1.1. Характеристика детей с нарушением...

Таблица диагностического обследования №1 учащихся 3 класса по УМК Начальная школа 21 века

Данный  материал  содержит  таблицу  диагностического  обследования№1  учащихся  3  класса  по  русскому  языку  и  математике  по...

Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие

Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие...

Диагностическое обследование 1-4 классы УМК "Начальная школа 21 века"

Диагностическое обследование проводится ежегодно в начале, середине и конце учебного года....

Сводные таблицы данных по результатам диагностического обследования

Общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия развития эмоционального интеллекта " предполагает диагностический блок. Целью которого является получение необходимой информации об уров...