Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.
план-конспект урока (3 класс)
Педагогические цели | -познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом; -сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе; |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора; - развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля; - становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления. |
Педагогические задачи | -научить определять род имён существительных; -продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости. -воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством |
Личностные результаты УДД | установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. |
УУД (метапредметные) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах |
Педагогические технологии | Технология проблемно-диалогического обучения. |
Форма учебной деятельности, методы обучения. Оборудование урока | Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение. Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , мультимедиапроектор, экран , карточки. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_fgos.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.
Тема урока: «Род имени существительного».
Учитель МБОУ СОШ 12 г. Элисты Республики Калмыкия Болдырева Мария Борисовна, 1 кв.кат
Педагогические цели | -познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом; -сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе; |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора; - развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля; - становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления. |
Педагогические задачи | -научить определять род имён существительных; -продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости. -воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством |
Личностные результаты УДД | установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. |
УУД (метапредметные) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах |
Педагогические технологии | Технология проблемно-диалогического обучения. |
Форма учебной деятельности, методы обучения. Оборудование урока | Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение. Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедиапроектор, интерактивная доска, экран, карточки. |
ХОД УРОКА
№ п\п | Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Цели: -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Организационный момент. Доброго дня, ребята. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться! | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку | Настраиваются на работу. Записывают число в тетрадях. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Актуализация знаний и мотивация. Цели: -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции; | - Послушайте строки: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметов. - О какой части речи это стихотворение? Давайте поиграем в игру «Да-Нет» - Имя существительное обозначает предмет? (Да!) - Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Нет) - Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Да) - Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Да) - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными. - Ребята, у вас на партах есть карточки, на которых записаны слова, подчеркните имена существительные. Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака. С какой буквы начинаются все слова? | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное» Указывает объект наблюдения. | Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации | Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; - развитие познавательных интересов учебных мотивов |
3. | Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Запишите под диктовку. Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей. Проверка слов на интерактивной доске. (Дети вставляют пропущенные орфограммы) 2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные) 3. Какое слово здесь лишнее? - Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного. - Ребята, эти слова можно будет разделить на 3 группы. А на какие - сегодня узнаем. | Организует диалог с обучающимися, которые выполняют письменные задания. | На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока | Поиск вариантов получения знания по теме урока |
4. | «Открытие» детьми нового знания Цель: -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся | Какая стоит перед нами первая задача? - Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня. - Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного. - Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят: - Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ». - А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ». - Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине? Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: «Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит: Женский род запомню я И скажу: «Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он-мой». Средний род: «Оно-моё». Это правило – моё! - Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их? -Какие слова – помощники помогают определить род? - Как же определить род имен существительных? (Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род) - Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова - помощники на карточках) - Давайте подытожим наше открытие. - В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25. - Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы? - А чего мы не знали? Вывод: Это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода. -Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного. Алгоритм 1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы КТО? ЧТО?) 2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. 3) Определю род. Проверка. Вывод. -Какую задачу на уроке мы решали? Справились с ней? Физминутка
| Организует диалог, уточняет правило, подводит детей к самостоятельному выводу. | Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами, делают выводы. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения и коммуникации. Проводят самостоятельное исследование в поиске решения задачи, поставленной учителем |
5 | Первичное закрепление Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха | Работа по учебнику с.25, упражнение 39. -Выделите окончания. - Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные женского рода? Мужского рода? Среднего рода? - Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание». Прочитали. Работа у интерактивной доски по эталону. Работа на интерактивной доске. - Запишите слова в три столбика и вставьте буквы. (Ребята выходят и по очереди перетягивают слова к нужному роду) -Давайте проверим ещё раз сделанную работу. Все слова стоят под «нужным» родом. | Организует работу. | Работа в парах. Производят предварительную оценку работы. Записывают слова. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда | - Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию? 1 уровень: напишите существительные в три столбика. Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара, зарево. 2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род. Бабочка, девочка, машина. Кукла, лётчик, теремок. Корова, лось, соловей. 3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род. Разноцветным огнём На дворах и домах И от солнца блестит Снег лежит полотном. | Задает вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
7. | Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | - Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображениями предметов, сейчас вам нужно определить, к какому роду они относятся. | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на последующие уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
8. | Домашнее задание. | Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Состав слова. Значимые части слова". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме "Состав слова"....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе
Открытый урок русского языка в 3 классе "Правило употребления предлогов о и об"...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....
Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова
Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....