«Работа в парах сменного состава».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Муратова Инна Адольфовна

Методика проведения и организации при работе в парах сменного состава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муратова Инна Адольфовна

воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №564

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга

Тема выступления: «Работа в парах сменного состава. Методика проведения и организации».

 В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.» Исходя из этого, главная цель педагога - вызвать и поддерживать у детей желание учиться. В этом помогают различные педагогические технологии и методы. Во время занятий и во время самоподготовки хорошие результаты дает работа в парах. Использование данной технологии позволяет:

-развивать самостоятельность обучающихся,

-формировать коммуникативную компетентность,

-развивать логическое мышление,

-развивать все виды памяти,

-обеспечивать более высокую интенсивность обучения,

-позволяет учащимся чувствовать себя более уверенно, учит решать проблемы,

-каждый ученик чувствует себя раскованно и свободно, потому что может продвигаться в решении задачи в своем темпе,

-формировать такие человеческие достоинства как дружелюбие, вежливость, уважение, умение сотрудничать.

     Перед началом занятия необходимо разбить коллектив класса на пары. Как это сделать? Самый простой и естественный способ - образовать пару из детей, сидящих за одной партой. На это не потратится много времени и быстрее накопится опыт взаимодействия именно у этой пары. Но этот опыт будет ограничен, а если не сложится - конфликты. Лучше всего приучаться детям работать в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть самыми разными, например, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей, можно назначить пару. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на заранее подготовленной схеме. Детям больше нравится способ, основанный на жеребьевке или случайности: найди пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, найди ответ к своей загадке или вытащи из мешочка номер своей пары.

    Важен состав пары: неэффективна пара из двух слабых учеников, так как им нечем поддерживать друг друга. Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по своему уровню (высокий со средним, а средний с низким и чередовать состав). В начале освоении этой технологии неплохо учитывать личные склонности детей. Самому слабому ученику подобрать терпеливого и доброжелательного партнера. Развитому - более сильного. Не объединять двух озорников или пассивных детей.

     При оценке работы пары подчеркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость и приветливость. Оценивать всегда общую работу - получилось ли сотрудничество. Перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая должна всегда лежать на партах.

                                                    Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договариваемся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, а кто будет выступать устно.
  4. Во время выступления говорить от имени двух лиц: «Мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

   Первоклассникам бывает трудно воспринимать мнение, отличное от собственного. Они часто путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута за счет введения правил и соответствующего «этикета», правил вежливого спора:

-высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

-выслушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Правильно ли я тебя понял?»

-если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь?»

     Если ребенок не хочет работать в паре, надо позволить ему работать отдельно, но вернуться к этому вопросу в индивидуальном порядке, не тратя на это время на занятии и не привлекая внимания других детей к этой проблеме, чтобы не усугублять ее.

     Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия партнеров. Нужно обсудить с детьми, как сесть за партой, чтобы смотреть друг на друга, а не на учителя, как разложить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.

    Одновременная работа нескольких пар вызовет шум. Ученикам предстоит научиться работать в условиях шума. Поможет упражнение со скороговорками: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою - мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит, но ученики довольно быстро привыкают к этому и в последствии даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде, и каждый старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

       Уровень шума можно и нужно регулировать. Необходимо договориться с детьми, что если во время работы вы, например, хлопните в ладоши, то все попробуют говорить тише, так, чтобы слышал только партнер, а если позвоните в колокольчик, то все замолчат.

     Требовать абсолютной тишины не следует, но надо бороться с выкрикиванием.

    Хорошо ладится работа там, где есть контакт. Установлению контакта и настрою на совместную работу способствуют следующие упражнения:

«Зеркало» - один участник делает произвольные движения, второй - старается их повторить, затем меняются ролями.

«Попугай» - один говорит случайные слова, второй - как можно быстрее их повторяет, затем меняются ролями.

«Разминка пальчиков» - соприкасаются пальцами с соседом по парте и говорят: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй ( вся ладонь).  

       Работа в парах поможет научиться слушать партнера и слышать его. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Дети будут стараться говорить так, чтобы быть понятыми.

       Максимальное время совместной работы - 10 -15 минут. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.

      Нельзя наказывать запрещением работы в паре.

      Парная работа является идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут проверить друг друга, закрепить или повторить новый материал. Работа в парах нравится младшим школьникам, но первый опыт ее организации может быть неудачным ( шум, медленный темп работы, неумение действовать совместно). Но не сдавайтесь. Постепенно у детей появится навык такой работы, ведь ребенок чувствует себя комфортно, он может свободно двигаться, свободно общаться. Выполнение задания ограничено временем, не желая, отстать от других пар, ребята стараются не отвлекаться, общаются только по заданной теме. А дети, которые стесняются высказываться при всем классе, в более узком кругу начинают говорить. У закомплексованных детей появляется уверенность в собственных силах.

     Работа в парах помогает формированию межличностных отношений.

    Данная форма работы помогает избежать длительного сидения за партой. И, что не менее важно, при ее использовании у учащихся активизируется познавательная деятельность, как мы заметили, учитываются индивидуальные особенности школьников, прививается культура общения. Создаются необходимые условия для общего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивная карточка для работы в парах и парах сменного состава при работе с текстом.

Н.Носов "Затейники", "На горке" Инструкция для работы в парах и парах сменного состава при изучении одного или нескольких текстов  на уроках литературного чтения 1-4класс...

Практикум "Работа в парах сменного состава"

Сообщение на РМО учителей начальных классов. На практике показала работу в парах сменного состава. Использовала 4 этапа, на каждом этапе  дети оценивали себя и своего товарища....

Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

quot;Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества". Г.А. Цукерман...

Обобщение опыта работы по теме самообразования. "Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса....