Работа в парах сменного и постоянного состава как условие дифференцированного подхода в обучении на уроках в начальной школе.
статья

Парецкая Александра Сергеевна

В школьной практике дифференцированный подход применяется редко, так как требует особых усилий и условий для  организации различных форм деятельности, которые на уроке, в классе, в котором одновременно присутствует 25 – 30 учеников,  обеспечить трудно. В связи с этим особую значимость приобретает организация работы учеников начальных классов в парах сменного и постоянного состава. Данный прием коммуникативной технологии я стараюсь применять на своих уроках и хотела бы в данной статье рассказать об особенностях и преимуществах работы в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель Парецкая Александра Сергеевна.

  Среди групповой учебной деятельности при дифференцированном подходе в обучении выделяют собственно групповую деятельность, когда группы составляют 4 – 5 учеников, а также работы в парах – сменного и постоянного состава.   Однако в школьной практике дифференцированный подход применяется редко, так как требует особых усилий и условий для  организации различных форм деятельности, которые на уроке, в классе, в котором одновременно присутствует 20 – 25 учеников,  обеспечить трудно. В связи с этим особую значимость приобретает организация работы учеников начальных классов в парах сменного и постоянного состава. Данный прием коммуникативной технологии  я стараюсь применять на своих уроках и хотела бы в данной статье рассказать об особенностях и преимуществах работы в парах.

Задача обучения работы в парах:  

-учить умению сотрудничать  и работать в паре,

-учить быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений,

-учить уметь слушать и слышать партнера,

-учить свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:

1) Личностных:

- в паре ученику необходимо самоопределиться относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения: таким образом учебная работа приобретает личностный смысл;

- осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается его самооценка, растет познавательная активность и мотивация.

2) Регулятивных:

 партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат.

3) Познавательных:

  за счет интенсификации общения в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий.

4) Коммуникативных:

  развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.

   Таким образом, пара является минимальной единицей, в которой может быть выстроено учебное сотрудничество.

Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы можно представить как сочетание линейного (во временной последовательности) и концентрического (в содержании) алгоритма: 

1. Подготовка к работе в паре.

2. Непосредственная работа в паре.

3. Рефлексия способов взаимодействия эффективности

Парная рефлексия – это процесс, в ходе которого пара обсуждает, насколько удалось:

достичь поставленной рабочей цели; сформировать хорошие товарищеские отношения.

К работе в паре учащихся нужно готовить.

Подготовительный этап имеет различные формы.

1. Прежде всего, если предполагается работа в парах сменного состава, то нужно сформировать у детей умения ориентироваться в пространстве класса. Это же умение понадобится ученикам, если предполагается работа в парах постоянного состава, а сильный ученик из пары отсутствует на уроке.

Для того чтобы быстро образовать пары по разным основаниям, дети должны хорошо освоиться в пространстве класса.

Для этого я использую следующие упражнения:

- Обращаю  внимание детей на имеющееся в классе свободное место. Того, кто ответил первым, прошу сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Затем я  указываю на следующего ученика, который должен найти свободное место и занять его.

     Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия с партнером. Поэтому я стараюсь научить детей , как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как расположить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.

2. Развитие навыка работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Поэтому важно научить детей:

1) Работать в условиях шума.

Для этого я использую следующее упражнение:  раздаю  каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. 

2) Регулировать уровень шума.

Этому способствует следующее упражнение: договариваюсь с детьми, что если во время работы он  два раза хлопнет  в ладоши (или позвонит в колокольчик), то  все начнут говорить громче;  на три хлопка (звонка) – все замолчат;  на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер. 

3. Установление контакта и настрой на совместную работу:

Для формирования готовности детей к совместной работе я использую  следующие упражнения:

«Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

«Равновесие» — участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» — ученики соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят: « Желаю (большой), большого (указательный), успеха (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь)»

4. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Однако имеются упражнения, которые способствуют формированию данного умения, например:

- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем, по сигналу, поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

5. Соблюдение этикета или правил работы в паре

Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно первоклассников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного,  и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:

- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»

- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук).

Как и при всяком непосредственном общении, партнёры пары должны знать правила работы в паре (они могут быть вывешены на плакате, их можно повторять перед каждой работой в паре):

Говорим шепотом.

Работаем вместе.

Договоримся,  если письменное задание:  как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Оцениваем работу, благодарим  друг друга.

         Перед работой они повторяются  детьми: на первых порах читаются вслух; когда правила будут в основном детьми усвоены, вспоминаются коллективно.

В работе каждого вида пар есть свои особенности, преимущества и недостатки.

         Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:

- можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем.

       Детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.).

Ещё варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);

Ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд.

          Не любые пары будут работать успешно.

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации. Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, можно позволить ему работать отдельно, но обязательно нужно вернуться  к этой проблеме на следующих уроках.

      Для осуществления дифференцированного подхода эффективно организовывать работу в парах постоянного состава.

 Цель использования работы в постоянных парах:

-обеспечить наиболее полное, правильное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпами работы;

-учить помогать друг другу в учебной работе.

 При этом успехи каждого оцениваются не только по тому, как разобрался в материале, но и по тому, как помог товарищу. Так как пара остаётся постоянной, то ученики видят, как меняется их работа, участие в выполнении задания, полнее ощущают свои успехи.

     Формирование пары постоянного состава:

самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.

Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

    Виды упражнений, заданий для работы в парах могут быть разнообразными, но в то же время сгруппированными  в зависимости от темы и цели урока, а также по алгоритмам выполнения заданий, т.к. новый алгоритм выполнения заданий и упражнений на каждом уроке отнимал бы много времени на обучение детей.

   По источникам материала это либо упражнения из учебника, либо раздаточный материал.

  По виду речи это устные и письменные ответы.

  По организации предъявления результата работы – либо индивидуальные, либо совместные.

      Работа в парах постоянного состава может проводиться  на каждом уроке. Особое внимание уделяется при этом  слабым учащимся. Задания должны быть сгруппированы в зависимости от типа и цели урока; на уроках разного типа применяются  разные алгоритмы выполнения задания. Планируя организацию работы в парах, учитель должен учитывать тип урока – первого типа (обретения нового знания/умения), второго (закрепления) или третьего (обобщения).

      Таким образом,  используя  работу в парах, учитель может добиться следующих результатов:

-обеспечить наиболее полное, правильное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпами работы;

     -учить помогать друг другу в учебной работе.

При этом успехи каждого оцениваются не только по тому, как разобрался в материале, но и по тому, как помог товарищу. При организации работы в парах постоянного состава пара ученики видят, как меняется их работа, участие в выполнении задания, полнее ощущают свои успехи.

         Работа в парах способствует:

-развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитию навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формированию готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-развитию умения определять общую  цель и пути ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формированию умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века"

Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века" контрольная работа на курсах повышения квалификации....

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе

Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Из опыта работы...