Школа будущего первоклассника. Звук [о], буква Оо. Число 8. Цифра 8.
план-конспект

Глебова Светлана Викторовна

Разработка занятия "Школы будущего первоклассника" включает план-конспект занятия по теме "Звук [о], буква Оо. Число 8.Цифра 8".Материал может использоваться при подготовке к школе, а также в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           Автор: Глебова Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №4 г. Карачева Брянской области

Школа будущего первоклассника "По дороге в школу".  Занятие 13.

Идея занятия:  в увлекательной форме познакомить детей с буквами Оо, числом и цифрой 8.

Тип занятия: открытие нового знания.

Тема занятия: Звук [о], буква Оо. Число 8. Цифра 8.

Цель занятия:

-создать условия для ознакомления дошкольников с гласным звуком [о], буквой Оо, числом и цифрой 8, развития речи, памяти, логического мышления, мелкой моторики, расширения словарного запаса.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; 

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- готовность целенаправленно использовать  ранее полученные знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- планировать последовательность действий на занятии;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные универсальные учебные действия

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.

Предметные результаты

- выделять и характеризовать звук [о] в словах в процессе слого-звукового анализа ;

- распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове;

- узнавать букву Оо среди других букв;

- читать открытые и закрытые слоги с буквой о;

- составлять предложения по сюжетной картинке;

- писать графические элементы по заданному образцу: правильно располагать на рабочей строке, соблюдать интервал, наклон:

- штриховать, не выходя за контур;

- познакомиться с числом и цифрой 8;

- соотносить цифру и число предметов;

- составлять равенства и неравенства, в которые входит число 8.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, лист для занятия на каждого ребенка.

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические материалы: Приложение 1,2 – «Занятие 13» задания для индивидуальной работы, Приложение 3 – «Занятие 13. Домашнее задание».

Дополнительные материалы:

презентация  к уроку, цирковая физкультминутка http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/cirkovaja_fizminutka/319-1-0-6215


Урок 1 . Подготовка к обучению грамоте и развитие речи

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

  Слайд 2

- Как называются наши занятия?

- На каждом занятии мы с вами делаем еще 1 шаг к школе.

- Готовы ли вы дальше отправиться за новыми знаниями?

- Давайте проверим: Все ль на месте,

                                    Все ль в порядке,

                                    Карандашики?

                                    Тетрадки?

                                    Спинки держим … ,

                                    Ручки кладем … .

                                    Если надо что сказать … .

-По дороге в школу.

- Да.

- Да.

- Ровненько.

- Пряменько.

- Руку будем поднимать.

Личностные УУД

(осмысление внутренней позиции будущего школьника на уровне положительного отношения к занятиям)

Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места)

2. Актуализация знаний

3. Открытие нового знания

 

 

  Слайд 3 (чистый экран, звучит «Песенка о цирке»)

- Где вы могли слышать такую музыку?

(Проверка – слова песни «Цирк! Цирк! Цирк!» и появление на экране картинки «Цирк»).

- Кто из вас был в цирке?

- Что вам особенно запомнилось?

- Назовите слова на тему «Цирк».

- А что означает слово цирк?

- Посоветуйтесь тихонечко в парах (дети уже выполняли на других занятиях работу в парах) и попробуйте дать ответ.

- Подсказка Слайд 4: слово «цирк» пришло из латинского языка и означает «круг»

- Почему?

- Вы видите здание Брянского государственного цирка.

Слайд 5-6

-  Арена имеет одни и те же размеры в любом цирке-13м, т.к. цирк изначально был связан с выступлением лошадей, а выполнить бег галопом лошадь может только при таких размерах арены.

- А кто знает, как арена называется по-другому?

- Так куда мы сегодня с вами отправимся?

- Как вы думаете, а зачем «по дороге в школу» мы можем зайти в цирк?

 

- Кто начинает представление и самым первым приветствует зрителей?

- Повторите слово.

  Слайд 7.

- Догадайтесь, кто следующий выходит на арену.

Слайд 8.

- Он жонглер и акробат,

  Веселить всех в цирке рад.

  Поскорей скажите, кто он?

  На арене рыжий…  Слайд 9.

- Мы можем оживить клоуна. А для этого надо справиться с заданием.

Слого-звуковой анализ слова. (Клик мышью)

- Сколько слогов в слове?

(клик мышью)

- Какой слог ударный?

 (клик мышью)

- Назовите 1-й слог

- Назовите в нем первый звук.

- Какой он?

- Проверяем правильность ответа по схеме? (клик мышью)

- Как вы думаете, какой буквой его обозначим?

- Мы уже знакомы с этой буквой?

- Но у нас есть дети, которые могут её найти среди других букв.

(Клик мышью)

- Если вы укажите букву правильно, она станет в слово. (Клик мышью по букве)

- Назовите 2-й звук.

- Какой он? (Клик мышью)

- Какой буквой обозначим?

- Найдите её. (Клик мышью - появление букв, клик мышью по букве - буква становится в слово)

 - Назовите 3-й звук.

- Какой он?

(Клик мышью)

- Как вы думаете, какой буквой его обозначим?

- Мы уже знакомы с этой буквой?

- Значит, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

Переход на слайд 10.

- Как вы думаете, почему? Как она связана с темой нашего занятия?

- На что ещё похожа? (Клик мышью - появление обруча)

- Обруч на арене вспыхнет,

  Тигр в огонь отважно прыгнет.

- Так с какой буквой мы сегодня познакомились?

 (Клик мышью по букве О - возврат на слайд 9)

- Кто её может найти? (Клик мышью - появление букв, клик мышью по букве - буква становится в слово)

- Назовите 2-й слог в слове «клоун».

- Назовите в нем первый звук.

- Какой он?

- Какой буквой обозначим?

- Выберите её. (Клик мышью появление букв, клик мышью по букве – буква У становится в слово)

- Назовите последний звук в слове.

- Какой он? (Клик мышью)

- Какой буквой обозначим? (Клик мышью – появление букв, клик мышью по букве – буква Н становится в слово)

- У нас остались еще буквы, которые мы не называли, назовем оставшиеся буквы (по указке учителя)

(Буквы названы - клик мышью – клоун радуется, поет песню)

 

Выдвигают гипотезы.

-  Арена, клоун, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщик, жонглер и т.д.

Участвуют в обсуждении,

осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Читающие дети читают текст со слайда

- Здание цирка имеет форму цилиндра, арена круглая.

- Манеж.

- В цирк.

Высказывают предположения, в том числе:

- Чтобы познакомиться с новой буквой.

- Конферансье.

Хоровое проговаривание.

Читающие дети читают текст со слайда.

- Клоун

- 2

- 1-й

- Кло-

- [к]

- Согласный, твердый.

- Ка

- Нет.

- [л]

- Согласный, твердый.

-[о]

- Гласный, ударный.

- Мы не знакомы с буквой, обозначающей звук [о].

- Мы познакомимся с буквой О.

- Похожа на арену цирка.

- Похожа на обруч.

- ун

Личностные УУД
(формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов)

Познавательные УУД (структурирование знаний)

Коммуникативные УУД

(готовность слушать собеседника и вести диалог)

Познавательные УУД

(умение излагать свое мнение и аргументировать)

 

Коммуникативные УУД
(учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Регулятивные УУД
(принятие и сохранение учебной задачи,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации)

Познавательные УУД
(выделение существенной информации; актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний)

 

Познавательные УУД

(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно)

Коммуникативные УУД
(оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Физкультминутка

- Артисты цирка – это не только люди, но и животные.

- Сейчас вам нужно поработать в парах и выбрать среди представленных животных тех, в названии которых нет звука [о]. Вычеркните их в своих рабочих листах

Слайд 11.

- Проверим.

- Лишние звери ушли. В названиях оставшихся есть звук [о].

- Каких еще животных можно увидеть на арене цирка?

- Кто их тренирует?

Палочкой помашет –

Хищники пляшут.

Нахмурит лицо –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это... (дрессировщик)

Слайд 12.

- Сейчас вы представите себя различными животными по ходу стихотворения и станете выполнять соответствующие движения.

Если б я была собачка,

У меня бы вырос хвост.

Если б я была котёнком,

Я б царапалась до слёз.

Если б я была лошадка,

Я б скакала по лугу,

Только я ещё не выросла,

Всё сразу не могу.

Но зато, как захочу,

Я галопом побегу,

Как лошадка на лугу,

Я как зайчик, я как мячик,

По всей улице промчусь,

Только плавать по- собачьи,

Я никак не научусь.

     (Р. Дерикот)

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Закрасьте её?

- Каким цветом закрасите?

- Почему?

- Нарисуйте внутри большой постепенно уменьшающиеся буквы о.

Буква О  всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь – овальная.

(Г. Ванюхина)

Слайд 13.

- Сейчас я возьму волшебный карандаш, который покажет, как правильно написать овалы. (Показ кликом мыши на карандаш сопровождается объяснением, обращается внимание на границы написания овалов)

- Теперь вы напишите согласно составленному алгоритму действий.

(Те, кто справился раньше, дорисовать обезьянке цирковой атрибут, например, колпак)

- Выберите лучший овал и подчеркните его.

Дети в парах выбирают лишних зверей, объясняя свое мнение.

Проверка по эталону.

 

- Дрессировщик

Выполняют движения по тексту.

- Красным.

- Буква гласного.

Самоконтроль

Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности; осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД

(участие в работе пары, общение друг с другом; осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

Личностные УУД (понимание важности проявления заботы о своем здоровье; мотивированное выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления)

Познавательные УУД

(актуализация изученных способов действий)

Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному плану)

- Мы познакомились с буквой …

- Теперь она может пополнить ряд букв, которые мы уже знаем. Впишите ее в рамочку «Эти буквы мы уже знаем»

- Для чего мы это делали? Что можем сделать теперь?

Слайд 14-15.

- Как называют артистов, поднимающих тяжелые предметы? Слайд 16.

- Я предлагаю вам тоже испытать себя в роли силачей. Только поднимать нужно не тяжелые грузы, а выполнить «тяжелое» задание: прочитать слова и предложения.

Слайд 17-20.

Слайд 21. (Антракт)

- Наступило время антракта.

- А как называется антракт в школе?

- Что можно делать во время перемены?

- А еще можно послушать веселую музыку и выполнить под нее движения вместе с артистами цирка.

- О

- Почитать слоги с новой буквой.

Хоровое чтение открытых и закрытых слогов

- Силачи.

Чтение слов, предложений

- Перемена.

Проговаривают правила поведения на перемене.

Познавательные УУД

(овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного)

Рефлексия деятельности (итог урока)

- Огромное трудолюбие и желание пойти в школу помогли нам сделать новые открытия на этом уроке.

Расскажите, что вы открыли для себя нового? Чему научились?

- Сегодня на уроке я узнал …

- Сегодня на уроке я научился …

- Мне было интересно (не интересно)…

 

Заканчивают предложения.

На перемене выполняют движения вместе с  артистами цирка под цирковую физкультминутку.

Регулятивные УУД

(оценка, самооценка собственной деятельности на уроке)

Урок 2. Математика

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 - Антракт закончен. Проверяем все ли на местах?

Всё ли на местах?

Организация рабочего места

Личностные УУД (определение общих для всех правил поведения)

Регулятивные УУД

(самоорганизация и организация своего рабочего места)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

А) Задания на внимание.

Б) «Угадай число»

В) Формулирование темы урока

Слайд 23.

- А теперь проверим всё ли на местах в летнем цирке, который перед вами на экране.

- Ребята, кто знает, как называется летний цирк?

- Найдите 8 отличий между картинками.

- Как называют артистов, которые вытаскивают из шляпы голубей, зайцев?

Слайд 24.

- Сегодня фокусник проделывает фокусы с числами и цифрами.

- Найдите цифры, которые спрятались в картинках. Слайд 25.

- Теперь фокуснику нужны помощники?  Слайд 26.

- Вы готовы помочь фокуснику?

- Сколько карточек нужно отсчитать , чтобы открыть карточку с цифрой 6?

- Отсчитаем. (Клик мышью по 6-й карточке – появление цифры 6)

- На какой карточке записана цифра 7? Справа или слева от карточки «6» ее нужно искать? Почему? (Клик мышью – появление цифры 7)

- Какая цифра написана на карточке, которая находится между 3-й и 5-й карточкой? (Клик мышью)

- Назовите «соседей» второй карточки. (Клик мышью)

- Какие цифры написаны на оставшихся карточках? (Клик мышью)

- Почему не открывается последняя карточка?

- Предположите,  какова тема нашего занятия?

- Чем мы сегодня будем заниматься?

- Шапито.

- Фокусник.

- Отсчитать 5 карточек и открыть шестую.

Отсчитывают по указке.

- 4

- 1 и 3

- 2, 5 (8)

- Не можем записать цифру 8, т.к. не изучали число 8.

- Число и цифра 8.

- Познакомимся с числом и цифрой 8.

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению математики)

Регулятивные УУД

(учатся работать по предложенному учителем плану)

Познавательные УУД

(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД

(определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя)

3. Построение проекта выхода из затруднения

Физкультминутка

Слайд 27.

- Семь малюсеньких котят,

  Что дают им все едят,

  А один сметаны просит,

  Сколько же котяток?

- Хором посчитаем, сколько же котят.

- Число 8 обозначает 8 предметов.

- Число 8 на письме обозначается цифрой 8. (Клик мышью - Слайд 28)

- На что похожа цифра?

  Буква О, буква О -

  Цирковое колесо.

  Если О на О привстанет,

  Цифрой 8 буква станет.

(Клик мышью)

- Сегодня в цирке полный сбор:

  Китайский фокусник,

  Жонглер участвует в программе-

  Жонглирует шарами.

  Он кольца ловко вверх подбросил,

  Два сложились в цифру 8.

Слайд 29.

- А сейчас выступление эквилибристов. Это люди способные сохранять равновесие в различных условиях

- Для своих выступлений они используют предметы, которые называются катушки.

- Какую форму имеет катушка?

- Поверх катушки устанавливается доска.

Слайд 30.

- Сколько катушек поставил эквилибрист для своего номера сначала?

- Посчитаем.

- Как можно получить число, следующее при счете за числом 5?

(Клик мышью – появление катушки)

- Как можно получить число, следующее за числом 6?

(Клик мышью – появление катушки)

- Какое число идет при счете сразу за числом 7?

- Как можно получить 8?

(Клик мышью – появление еще 1 катушки)

- Как это записать?

(Клик мышью)

- Было 7 катушек, стало 8.

- Что больше:7 или 8?

- На сколько больше?

- Как это записать?

(Клик мышью)

- Что меньше:7или 8?

- На сколько меньше?

- Как это записать?

(Клик мышью)

- Возьмите свои рабочие листы.

- Чем жонглирует обезьянка?

- Сколько их?

- Закрасьте их.

- Раскрасьте любым карандашом печатную цифру 8.

- Обезьянка пришла сегодня не одна. Сейчас мы узнаем с кем , выполнив задание.

- Одна клетка вверх, одна вправо, три клетки вниз, две вправо, три клетки вверх, одна вправо, пять клеток вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, одна клетка вниз, три влево, одна вверх, две вправо, одна вверх, две клетки влево, две вверх, одна вправо.

- Кто у вас получился? Слайд 31.

- Дорисуйте ей мордочку, ушко.

Если б я была собачка,

У меня бы вырос хвост.

Если б я была котёнком,

Я б царапалась до слёз.

Если б я была лошадка,

Я б скакала по лугу,

Только я ещё не выросла,

Всё сразу не могу.

Но зато, как захочу,

Я галопом побегу,

Как лошадка на лугу,

Я как зайчик, я как мячик,

По всей улице промчусь,

Только плавать по- собачьи,

Я никак не научусь.

- А теперь мы возьмем волшебный карандаш для того, чтобы правильно научиться писать цифру 8. Слайд 32.

(Показ кликом мыши на карандаш сопровождается объяснением)

- Теперь вы напишите цифру согласно составленному алгоритму действий.

- Выберите лучшую цифру и подчеркните ее.

- 8.

- Катушка имеет форму цилиндра.

- 5

- Добавить еще 1 катушку. 5 да 1 =6

- 6 да 1=7

- 7 да 1 =8

7+1=8

- 8>7

- 7<8

- Бананами.

- 8.

- Собачка.

Самоконтроль

Регулятивные УУД

(осмысление выделенных педагогом ориентиров действий в новом учебном материале)

4. Самостоятельная работа с применением нового знания

- Поработайте в парах. Расставьте нужные знаки >,<,=  Дорисуйте фигурки.

- Проверим.

Слайд 33.

Самопроверка по образцу

Познавательные УУД

(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации)

Коммуникативные УУД

(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

5. Рефлексия учебной деятельности (итог)

- Вот и 2й наш урок подходит к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Слайд 34.

- Какая цифра должна быть на пустой карточке?

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Что запомнили?

- Что на уроке особенно понравилось?

- Что получилось?

- Что вызвало затруднения?

  Слайд 35.

- Перед вами артисты различных цирковых профессий, которые помогали нам провести урок. Посчитайте сколько их.

- Представление окончено. А как нужно вести себя после представления?

(Клик мышью)

- Спасибо за работу.

- Наградите себя аплодисментами.

- Познакомиться с числом и цифрой 8.

-  8.

- В цирке.

- 8.

- Не надо сразу убегать из зала. Надо поблагодарить артистов  аплодисментами.

Познавательные УУД

(Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

 

Литература и интернет-источники

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М.: Знание, 1993.
  3. Тарасова Л.Е. Азбука: учебник-тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: ВАКО, 2014.
  4. Вся дошкольная программа. Письмо. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.
  5. Изучаем математику. Рабочая тетрадь. Часть 1. – Киров: ИП Бурдина С.В., Дом печати - ВЯТКА , 2013.

      http://mycircus.club/cirkovoi-slovar

      http://muzey-factov.ru/2287

      http://www.babyblog.ru/user/versusgo/13965

      http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/detskie-zagadki-s-otvetami.html

      http://data12.gallery.ru/albums/gallery/159474-5fafb-36428810-m750x740-u6d23a.jpg

      http://readik.ru/str1_20_1_6.php

      http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/268/99268066_large_olRNoFSdt3ObZ26sI.jpg

      http://player.myshared.ru/891854/data/images/img24.jpg

      http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/cirkovaja_fizminutka/319-1-0-6215 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ занятия «Школы будущего первоклассника» по теме «Понятие гласных и согласных звуков»

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯТема: «Понятие гласных и согласных звуков». Цели и задачи:• Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;• Создать проблемную ситуацию, выводящу...

Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»

Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной  буквы Т....

Конспект занятия и презентация по обучению грамоте для будущих первоклассников «Звук а и буква Аа»

Данный материал предназначен для занятий с будущими первоклассниками....

Школа будущего первоклассника. Занятие 13. Буква К. Пространственная ориентировка.

Конспект занятия в школе будущего первоклассника и печатные задания к нему....

Школа будущего первоклассника Занятие 16. Животные Африки. Цифра 9

Конспект занятия в школе будущего первоклассника и печатные задания к нему....

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Занятие с будущими первоклассниками "Звук и буква Р"

Конспект урока с полным описанием этапов....