ПРОЕКТ занятия «Школы будущего первоклассника» по теме «Понятие гласных и согласных звуков»
план-конспект урока по русскому языку по теме
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Понятие гласных и согласных звуков».
Цели и задачи:
• Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;
• Создать проблемную ситуацию, выводящую детей на изучение новых понятий;
• Создать условия по совершенствованию навыков различать гласные и согласные звуки;
• Способствовать формированию наглядно-образного и логического мышления;
• Организовать деятельность детей по развитию речи;
• Способствовать формированию положительных мотивов учебной деятельности;
• Создать комфортный микроклимат в классе, обеспечивающий мягкую адаптацию детей к школьному обучению.
Оборудование: карточки-звуки, лист с домиками звуков, рисунок и декорация сказочной страны и поляны, сказочные герои, рисунок «Цветок мак», звуковая схема слова «мак», музыкальная запись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanyatiya.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОЕКТ
занятия «Школы будущего первоклассника»
по теме «Понятие гласных и согласных звуков»
учитель высшей категории: Бутошина Л. А.
микрорайон Сокольники, г. Новомосковск
2011-2012 учебный год
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Понятие гласных и согласных звуков».
Цели и задачи:
- Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;
- Создать проблемную ситуацию, выводящую детей на изучение новых понятий;
- Создать условия по совершенствованию навыков различать гласные и согласные звуки;
- Способствовать формированию наглядно-образного и логического мышления;
- Организовать деятельность детей по развитию речи;
- Способствовать формированию положительных мотивов учебной деятельности;
- Создать комфортный микроклимат в классе, обеспечивающий мягкую адаптацию детей к школьному обучению.
Оборудование: карточки-звуки, лист с домиками звуков, рисунок и декорация сказочной страны и поляны, сказочные герои, рисунок «Цветок мак», звуковая схема слова «мак», музыкальная запись.
Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
1.Организационный момент. Отдых детей. | - Дети, как вы думаете, я уже все знаю о вас?
- Конечно же, всего о вас знать я не могу. Но точно знаю, что вы все очень любите сказки. - Я хочу сейчас пригласить вас в одну из них. Хотите? - А чтобы побыстрее попасть в Сказочную страну, мы выберем самое быстрое средство передвижения. Как вы думаете какое? - Конечно же, мы полетим в Сказочную страну на волшебном ковре-самолете. И так: раз, два, три. (Взмахивает волшебной палочкой, появляется ковер-самолет) - Устраиваемся поудобнее. Мы летим в Сказочную страну (звучит музыка и дети совершают движения полета). - Мы летим над полянами, над широкими лугами, над дремучими лесами, над морями, над большими городами, над пустынями, горами. - А вон вдали показалась Сказочная страна. Держитесь крепче, наш ковер-самолет начинает снижение. (Музыка стихает, дети садятся на свои места). (Появляется рисунок «Сказочная страна»). - Мы с вами в Сказочной стране. Посмотрите, кто нас встречает (герои сказок). Дети давайте поприветствуем их. | - Да. Потому что мы познакомились. - Нет. За это время, что мы знакомы, нельзя узнать все. - Да. Вы уже знаете о нас много. - Да. Очень. - Да. Очень хотим. - Мы поедем на волшебном поезде. - Мы полетим на самолете. - На ракете, думаю, будет быстрее. - Сказочный ковер-самолет. - Здравствуйте, друзья! (дети пока являются зрителями). Мальвина - Здравствуйте, девочки и мальчики! Буратино - Привет! Мы очень рады видеть вас у нас в Сказочной стране! Красная шапочка - Здравствуйте, ребята! Ой, а что же это мы держим наших гостей у ворот!? Кот в сапогах - И то верно. Здравствуйте, ребята! Милости просим к нам в Сказочную страну. (Ворота открываются и все оказываются на волшебной поляне. Появляется декорация волшебной поляны: порхают бабочки, поют птицы, цветы, ягоды...) Мальвина - Ребята, мы на волшебной поляне. И хоть мы в волшебной стране и на волшебной поляне, но не надо забывать вести себя правильно. Буратино - Ну, вот еще! Опять ты, Мальвина, начинаешь воспитывать. Надоело! Можно хоть сегодня сделать исключение!? Мальвина - Ах, Буратино, ну какой же ты не воспитанный мальчик. (Обижается)
- Ну ладно, ладно. Я пошутил. Красная шапочка - Буратино! Как тебе не стыдно? Ты ведешь себя некрасиво. Что наши гости скажут? Сейчас же извинись перед Мальвиной. Буратино - Ну, вот еще! Не хочу! Кот в сапогах (строго) - Буратино! Девочки правы. Тебе немедленно надо извиниться. Буратино - Хорошо! Извините! Кот в сапогах Нет, так не извиняются. Буратино -А как? Красная шапочка - А мы сейчас попросим ребят помочь тебе. Ребята, помогите, пожалуйста, Буратино! - Надо сказать, извини меня, Мальвина. - Мальвина, прости меня, пожалуйста. - Мальвина, прости меня, я не хотел тебя огорчить. - Мальвина, прости меня, пожалуйста, я буду послушным. Буратино - Спасибо, ребята. Вы добрые и воспитанные. Мне очень стыдно за мой некрасивый поступок. Я сейчас все исправлю. (Походит к Мальвине) - Мальвина, прости меня, пожалуйста, я буду послушным и воспитанным. Мальвина - Ну, конечно же, Буратино, я тебя прощаю. Я знаю, что ты добрый мальчик (обращается к детям) - Дети, а как надо правильно вести себя в лесу, даже если мы на волшебной поляне? - В лесу нельзя шуметь. - Нельзя разорять гнезда птиц. - Лес - это дом для животных. - Нельзя разводить огонь. - Надо тихо любоваться красотой леса. - Нельзя мусорить в лесу. - Нельзя рвать и ломать растения леса. Мальвина - Молодцы! Знаете как надо вести себя в лесу. Мы приглашаем вас погостить на нашей волшебной полянке. Давайте полюбуемся ее красотой. (Звучит музыка, дети ходят в хороводе). | Диалог учителя и детей. (Это способствует включению детей в работу, активизирует детей, развивает речь). Сценка, взятая на этом уроке - воспитательный момент по культуре поведения, способствует развитию умения детей дошкольников участвовать в ролевых играх на уроках окружающего мира. В этой сценке задействованы учащиеся 4-го класса (мои дети). Ответы детей обобщаются в правилах поведения в лесу, появляется таблица рисунков и символов. Дети получают дополнительно знания по окружающему миру по теме: «Правила поведения в лесу». |
2. Актуализация знаний. | - Спасибо вам, друзья, за приглашение. На этой волшебной полянке мы - Дети мы уже знаем с вами, что такое звук. Мы слушали разные звуки в городе, слушали музыкальные звуки. Как, вы думаете, вы уже все знаете о звуках? Давайте послушаем звуки волшебной полянки и нарисуем их. (Звучит запись). - Сколько много звуков вы услышали! И они все прячутся в своих домиках. Какие они таинственные! Скажите, а вам хочется узнать волшебную тайну этих звуковых домиков? | Дети слушают звуки леса. (Делают рисунки на листе) [ ], [ ] - Пение птиц. - Жужжание жуков. - Шелест листьев и др. - Да. Это очень интересно. - А вдруг мы узнаем что-то новое. - Мы знаем, что звуки можно записывать буквами. А вдруг эта тайна нам поможет научиться читать. | Дети знают символы: [ ], - домик для звука [ ] |
3. Знакомство c новым. | - Хорошо. Я попрошу помочь мне волшебный цветок - мак. - А чтобы наш цветок заговорил, мы подарим ему звуковые домики. - Давайте «имя» цветка озвучим. (Произносим) - Сколько надо звуковых домиков? - И среди них есть один звук особенный его можно спеть, громко крикнуть, потянуть и ему ничто не помешает. Этот звук живет в середине, и зовут его [а]. - Давайте попробуем произнести его (произносим) а-а-а-а-а. - Скажите, воздух легко выходил изо рта? - Вам мешали зубы, губы, язык? - Вы легко произносили этот звук? - Мы разгадали тайну этого звука: он легко произносится, его можно спеть и потянуть, громко крикнуть и ему ничто не мешает. Этот волшебный звук называют «гласным» и живет он в красном домике. -красный цвет. (Заменяем на схеме) - А тайну других звуков вы хотите узнать? - Послушайте, как умеет разговаривать 1-ый звук. (Произношу) - Давайте вместе. (Произносим) м-м-м-м-м - Скажите, воздух легко выходит изо рта? - Вам мешали губы, зубы, язык? - Трудно было произносить этот звук? - Мы разгадали тайну и этого звука: он произносится нелегко, губы мешали воздуху выходить изо рта, он как-будто застрял и споткнулся. Этот звук называют «согласным» и живет он в синем или зеленом домике. О - синий цвет. О - зеленый цвет. - А вот когда и в каком домике живет согласный звук - это тайна. Вы ее хотите узнать? - Хорошо. Эту тайну мы узнаем на следующих наших уроках. - А сейчас давайте разгадаем тайну последнего звука [к]. (Дети работают в парах) - И так звук [к] у нас... - Почему? - Молодцы! Какую же тайну о звуках вы узнали? | М...А...К... [ ] -Три. - Легко. - Не мешали. - Легко. - Да. - Трудно. - Губы долго не разжимались. - Было трудно произносить. - Да, хотим. Работают в парах, произносят звук [к] и выясняют: гласный он или согласный. - Согласный. - Трудно произносится. - Горлышко напрягается. - Звуку что-то мешает ... и т.д. - Звуки бывают гласные и согласные. | На доске появляется рисунок цветка мак и схема [ ] Дети не знают слова транскрипция, знают, что это домик для звука. Домик - слово. |
4. 3акрепление нового. | - Ребята, пока мы с вами разгадывали тайну звуков, наши друзья приготовили для вас игру. - Звукам так понравилось, как вы разгадываете их тайну, и они тоже приглашают вас гости в город «Букв и звуков». - Но это будет наше следующее путешествие. - Время волшебства заканчивается и нам пора возвращаться. (Звучит музыка). | Сказочные герои: - игра называется «Живые звуки». Мы называем звук, а вы показываете для него домик, [у] - красный, [ о] - красный, [н] - белый домик, [и] - красный, [р] - белый домик, [с] - белый. Сказочные герои - Хорошо. - А сейчас еще одна игра «Найди правильно домик». Гласный Согласный Красный Белый - Вы слышите звук и занимаете его домик, [т], [л], [а], [и], [п], [о]. (Две команды. Получается.) 1 команда 2 команда б.б.к. к.б.к. - Наши бабочки и стрекозы приглашают вас на порхающий вальс (танцуют). Дети делают движения полета и возвращаются из путешествия. | Показывают красную и белую карточку, т.к. пока дети не умеют различать твердые и мягкие согласные. |
5. Итог. | - Дети попробуйте ответить на мой вопрос. - Куда и для чего мы сегодня путешествовали? - Как вы думаете, мы справились с этой задачей? - А сейчас я хочу подарить вам волшебные домики для звуков, они помогут вам рассказать мамам и папам о нашем путешествии. (Все получают лист с домиками, прошу их раскрасить) О- красный, О- зеленый, 0-синий. - Каким цветом мы раскрасим домик для гласного звука? - А для согласного? - Спасибо, вы молодцы. Мне было очень приятно работать с вами. - А добрая фея Сказка оставила для вас подарок. (герои сказок угощают детей конфетами). | - В сказку. - На волшебную поляну в волшебный лес. - Чтобы услышать новые звуки. - Чтобы узнать тайну звуков. - Да. Мы разгадали тайну звуков. - Мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные. - Мы умеем различать их. - Красным. - Синим и зеленым. Дети раскрашивают домики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
Урок русского языка по теме "Понятие о чередовании согласных звуков в корне."
Презентация к уроку...
Занятие в Школе будущего первоклассника по теме: "Знакомство с «Тетрадью». Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и снизу вверх)".
Цели:· подготовка дошкольников к обучению письму;· формирование интереса к выполнению графических упражнений, подгот...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных и согласных звуков"
Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы....
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»
Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....