Особенности обучения русскому языку детей-инофонов
статья (3 класс)
В статье рассказывается об обучении русскому языку детей с поликультурным компонентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_obucheniya_russkomu_yazyku_detey_inofonov.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения русскому языку детей – инофонов в рамках начальной и средней общеобразовательной школы
Введение
Проблема обучения русскому языку детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна. Россия столкнулась с процессом и внутренней, и внешней миграции, с появлением целой волны детей из республик бывшего Советского СоюзаВо многих школах появились полиэтнические классы, где обучаются дети, владеющие государственным русским языком в разной степени.
Основным принципом обучения в таких классах становится принцип диалога культур. Основным подходом обучения государственному языку в полиэтнических классах становится личностно-центрический подход. Основа реализации данного подхода в обучении детей – инофонов - организация дифференцированных уровневых подгрупп на уроках русского языка. Для более полного понимания вопроса следует определиться со значением основных понятий.
Учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на родном языке, так и на государственном русском. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи.
Учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе же учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на государственном русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности (по статье Тамакаева А.А. «Освоение русского языка и адаптация детей — инофонов в условиях школы с полиэтническим составом»).
В школе, где я работаю, представлен широкий спектр национальностей: таджики, узбеки,чеченцы, киргизы, армяне, молдоване, что составляет 40% от общего числа всех учащихся.
Конечно, основными идеями в процессе функционирования такой школы становятся идеи воспитания толерантности, культуры мира, согласия, развития ценностей поликультурного общества, содействие адаптации детей разных этнических групп. Помимо воспитательных и развивающих целей важным остается и решение предметных задач. В связи с этим в полиэтнических классах необходимо скорректировать языковую и образовательную программы в целях полноценного одновременного обучения русскому языку и детей-носителей языка, и детей-инофонов.
В полиэтнической школе роль русского языка специфична. Известно, что в школе язык выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Отсутствие сформированных компетенций в сфере русского языка у школьников — представителей разных этнических групп ведет к затруднениям в обучении всем предметам, что составляет одну из ведущих проблем современной российской школы.
Принципы, формы и приемы работы на уроке русского языка в классе
с многонациональным контингентом учащихся
При организации урока в классах, где в большей или меньшей степени присутствуют дети-инофоны, необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип обязательной коммуникативной направленности обучения;
- принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и их различным сторонам;
- принцип единства приобретения знаний и умений и формирования их практического использования (взаимосвязи языковой и речевой компетенций при их формировании);
- включение элементов обучения русскому языку как неродному.
Перед учителем, работающим в полиэтническом классе, стоят следующие задачи:
- Обучать всех ребят в классе нормам орфоэпии;
- Прививать им орфографическую и пунктуационную грамотность;
- Расширять словарный запас школьников;
- Развивать у них правильную во всех отношениях речь;
- Обучать детей-инофонов государственному языку, не снижая показателей общей филологической подготовки всех учащихся и не нарушая требований стандарта образования;
Но перед этим нужно решить еще одну важную задачу – задачу выравнивания, так как всем предъявляются одни и те же требования: обучение ведётся по одним учебникам и по одной программе, нет дифференцированных заданий для проведения любых контрольных работ.
Опыт показывает, что наиболее эффективным и единственно возможным в классах с полиэтническим составом является дифференцированный подход путём применения различных форм группового обучения. Для уч-ся средней школы он наиболее актуален. В старших же классах целесообразнее использовать модульно-блочную систему, занимаясь с разноуровневыми группами учащихся (отдельно с каждой). Наша школа работает по УМК Т.А. Ладыженской, который предназначен для учащихся, изучающих русский язык как родной. Но и на его материале, перераспределяя время урока, акцентируя внимание на трудных для детей-инофонов темах,навыках, применяя разные формы работы , мы обучаем детей-инофонов русскому языку.
-немногочислен-ный словарный запас
-невосприятие переносного значения слова
-затруднения при чтении и пересказе
Расширение словарного запаса учащихся. При изучении русского языка как неродного словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащегося. В дополнение к упражнениям из учебника в полиэтническом классе можно использовать способы семантизации слов:
- Наглядность
- Комментарий учителя(трудных для понимания слов, устаревших слов, авторских неологизмов)
Упражнение «Тракторист»( профессионализмы)
«Пророк»( устаревшие слова)
- Подбор синонимов, антонимов
- Догадка на основе контекста, чтение и контекст ( клоуз-тест, выбор подходящего синонима)
- Словообразовательный анализ
- Работа со словарем
- Эвристическая беседа
- Создание ассоциативных радов
- Этимология слова
- Практические методы ( игры, упражнения)
- Запиши предложения, заменяя слово «идёт» близкими по смыслу.
Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.
подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что? —… встретиться — с кем? — …рисовать — чем? — …);
упражнения на введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом).
упражнение на составление тематических групп (выпиши- те из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.);
Метод подбора фразеологизмов. Подбираем фразеологические обороты со словом «глаз»
Фонетика
Нарушение норм русского произношения
-это смешение или замена фонем (например, о и у, щ и ш, твердых и мягких согласных) в написаниях типа нашя
Вместо наша,
шагат вместо шагать
-вставка лишних гласных (для носителей многих языков русские сочетания согласных являются непривычными) ( сиклонение, идёом,билижним)
-перестановка звуков, меняющая структуру слога.
Включение в каждый урок фонетической темы. Учитель контролирует, отрабатывает:
- произнесение вводимой единицы (проговаривание вслед за учителем);
- артикуляция (артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки);
- исправление обнаруженных ошибок;
- сообщение на новом уровне обучения новых сведений об особенностях строения слова и соотнесении его с написанием (информация о возможных изменениях звуковой формы (беглые гласные, чередование гласных и согласных, оглушение согласных, упрощение групп согласных и т.д.).
Примеры упражнений:
Произнеси скороговорки.
С какого гласного в русском языке слова не начинаются?
Орфоэпические нормы: прочитайте, следя за произношением.
Исправь диалог, соблюдая орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Запишите имена прилагательные с существительными, данными в скобках. Определите род. Выделите окончание.
Молодой (дуб, береза, дерево). Тихий (голос, утро, ночь). Голубой (небо, простор, лента). Русский (народ, речь, слово). Коллективный (труд, работа, занятие). Ранний (сев, весна, утро). Классный (час, комната, собрание). Теплый (день, ночь, утро)( упражнение даёт чёткую ориентацию на грамматическую систему русского языка и содержит необходимый для ученика алгоритм (существительные трёх родов, задающие окончания прилагательных).
Примеры заданий:
- -найдите корень и подберите однокоренные слова: зима -…; осень - …;
- -образуйте от данных существительных прилагательные;
- -от данных глаголов существительные по образцу :бегать – бег; синеть – синь;
- -продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом); под - пилить, под - бросить, под – писать.
Развитие речи
Отсутствие/ слабый навык пересказа
Затруднения при создании собственного речевого высказывания
Следует моделировать естественный речевой акт (расспросите соседа по парте о морфологических особенностях…, расскажите о завтрашнем воскресном дне)
Расскажите о вашем знакомом, используя в качестве сказуемого полные прилагательные. В случае затруднения обращайтесь к материалу для справок.
Какая у него внешность? (его портрет, лицо, фигура, походка).
(У него/ у неё … … волосы/глаза/ лицо)
Какие черты характера ему свойственны?
(Он/она … … … человек)
За что вы его (не) любите?
(Я (не) люблю его за … … .)
Материалы для справок:
– фигура: стройный, крепкий, сильный, полный, худощавый;
– лицо: смуглое, бледное; широкое, круглое, продолговатое, худое, полное; открытое, спокойное, живое; правильные (неправильные) черты лица;
– глаза: живые, весёлые, серьёзные, задумчивые, добрые;
– нос: прямой, курносый, большой, небольшой;
– волосы: тёмные, светлые, русые, каштановые, рыжие; длинные, короткие, густые, редкие; прямые, кудрявые;
– походка: быстрая, лёгкая, тяжёлая, медлительная, стремительная;
– черты характера: спокойный, сдержанный, молчаливый, общительный, разговорчивый, беспокойный, деликатный, скромный, добродушный, отзывчивый, мягкий, сердечный, заботливый, замкнутый, прямой, упорный, жизнерадостный, трудолюбивый, решительный, твёрдый, волевой, слабый.
Прочитайте диалоги. Пользуясь материалом для справок, дополните ответные реплики недостающими словами. Употребите их в нужном падеже.
– Скажите, пожалуйста, Вы знакомы с этим человеком?
Нет. Вначале его лицо показалось мне …, но потом я понял, что ошибся.
– Меня интересует, какое мнение у вас об этой студентке?
Не очень хорошее. Она оказалась слишком … .
– Как чувствует себя после отпуска ваша подруга? Вы видели её?
Да, видела на днях. Она выглядит … .
– Какое впечатление произвёл на вас ваш новый руководитель?
Самое благоприятное! Он кажется мне … .
– Тебе нравится твой новый сосед по комнате?
Сначала он показался мне … , но потом он оказался … .
– Один писатель сказал, что счастье делает людей похожими.
Это правда. Счастливые кажутся нам … друг на друга.
Материал для справок: весёлый и общительный; умный и энергичный; бодрый и здоровый; похожий; знакомый; легкомысленный; замкнутый и неразговорчивый.
Синтаксис
Нарушение порядка слов в русском предложении.
В русском языке обычный порядок слов: подлежащее (группа подлежащего) + сказуемое (группа сказуемого), т.е. распространенное предложение чаще оканчивается дополнением либо обстоятельством. Нарушение порядка слов можно предупредить только постоянной работой на уроке с семантическими связями внутри предложения. Необходимо учить детей правильно задавать вопросы ко всем членам предложения, обучая предложно-падежной системе русского языка как родного.
Внеурочная деятельность по предмету
Большая роль в обучении детей – инофонов государственному русскому языку отводится и внеурочной деятельности. Дети- инофоны приобщаются к русской культуре, овладевают государственном языком, участвуя в кружках гуманитарного и эстетического цикла, например: «Проба пера», «Вокальная студия «Ритм», театральный кружок. Ребята принимают активное участие в таких формах внеурочной работы по предмету:
- олимпиады по русскому языку и литературе;
- участие в предметных конкурсах «Русский медвежонок», «Лукоморье»и других предметных конкурсах разного уровня;
- участие в предметных декадах;
- участие в театрализованных постановках( предметных и общешкольных).
Участие детей – инофонов в социально-культурных мероприятиях и проектах способствует расширению языковой среды, знакомству с русской картиной мира, лучшей адаптации этих уч-ся, освоению государственного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...
Особенности обучения английскому языку в начальной школе
Перед учителем английского языка в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...
«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»
Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....
Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.
В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов...
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....
Методические приемы при обучении русскому языку детей инофонов.
Методические рекомендации для учителей, где в классе приобладают инофоны...
Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения
Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному...