Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения
статья по русскому языку
Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному обогащению словаря младших школьников лексикой с национальной спецификой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения
Н.А. Ивандаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катановская СОШ Аскизского района Республики Хакасия
Ключевые слова и словосочетания: русский язык в национальной школе
В начальных классах Катановской СОШ в соответствии с ООП НОО наряду с русским языком изучаются учебные предметы «Хакасский язык» и «Литературное чтение на хакасском языке». Свои особенности присутствуют при преподавании всех названных учебных предметов.
В настоящее время существует потребность в формировании поликультурной компетенции обучающихся начальной школы, в воспитании у них интереса к культуре не только родного (хакасского) народа, но и к культурам других народов страны и мира.
В национальной начальной школе в процессе обучения русскому языку учителя используют специально образом разработанный дидактический материал и разные комплексы упражнений, которые способствуют эффективному развитию языковой способности обучающихся начальной школы, а также формированию национальной языковой картины мира, представлений о ценности языка и культуры своего народа и народов мира, воспитанию национального самосознания.
В школе с этнокультурным хакасским компонентом образования учителя начальных классов на уроках русского языка учителя набирают различный языковой дидактический материал этнокультурной тематики (лексический минимум и тексты). Учителя начальной школы, анализируя учебно-методический комплекс по русскому языку, учитывают методы современной педагогики и возрастной психологии, потому что невозможно реализовать этнокультурный компонент обучения русскому языку без дополнений в содержании и средствах обучения.
Методика обучения русскому языку в начальных классах Катановской школы содержит не только этнокультурный хакасский компонент, но также предполагает изучение лексики и сведений об истории, быте, традициях и культуре других народов страны и мира.
Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному обогащению словаря младших школьников лексикой с национальной спецификой.
Так, на уроках русского языка, решая грамматические задания, младшие школьники изучают хакасский детский фольклор, колыбельные песни, прибаутки, потешки, словесные игры и др. В этом также помогают небольшие прозаические и поэтические произведения на хакасском языке, в том числе сочинения детей и подростков, опубликованные на детских страничках республиканской газеты «Хабар» в номерах разных лет.
Например, стихотворение Н. Доможакова «Юный охотник»:
«По следам косули
Лыжи едут сами.
Мчит Каскар по склону
Прямо к ёлкам сизым.
Хиусом морозным
Потянуло снизу.
Видит – среди ёлок,
В гущине их хвойной,
Бурая косуля
Кормится спокойно».
Задание: «Спиши текст. Определи падеж каждого имени существительного. Подчеркни предлоги, обозначь окончания имён существительных».
Содержание таких тематических произведений воспитывает в младших школьниках чувства патриотизма и толерантности к другим народам. Иногда перед младшими школьниками учителя ставят несколько грамматических заданий: нахождение однородных членов предложения, письмо по памяти и др. Учителя, включая в процесс обучения русскому языку тексты этнокультурной тематики, обогащают и делают разнообразнее стандартные уроки. Такие тексты вызывают интерес к русскому языку, а это, в свою очередь, способствует повышению общей грамотности учащихся. Данные тексты, особенно с нравственно-этическим содержанием, формируют патриотические чувства у детей младшего школьного возраста.
Поликультурная и этнокультурная направленность уроков русского языка продолжаются и во внеурочной деятельности, включающей проведение хакасских национальных календарных и семейных праздников с привлечением родителей.
Работа в процессе обучения русскому языку младших школьников по созданию поликультурной среды – это один из подходов к изучению русского языка в национальной начальной школе (усиливается поликультурная составляющая), один из путей приобщения обучающихся начальных классов посредством слова к ценностям национальной культуры.
Литература
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
- Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного языка». – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/
Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....
" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"
Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...
Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий
В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...
Особенности преподавания русского языка как неродного
педагогический опыт...
« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»
При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...
«Особенности преподавания русского языка обучающимся с ТНР в соответствии с ФГОС»
В статье рассматриваются новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в соответствии ФГОС. Даются рекомендации по подготовке к такому уроку, выделяя основные аспекты...
Особенности преподавания татарского языка в русскоязычной школе.
Происходящие в последние годы социально - политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народа. Оно прежде всего выразилось в требованиях создания национальных школ,...