Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
статья по иностранному языку (2 класс) по теме

Давыдова Наталья Вячеславовна

Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей иностранного языка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Слайд 3

Цель начального образования – формирование готовности к взаимодействию с окружающим миром Готовность включает следующие компоненты: интеллектуальную готовность; личностную готовность; коммуникативную готовность; рефлексивную готовность; деловую готовность; креативную готовность; эмоциональную готовность.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность – - способность работать с информацией разного типа, умения применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи; владеть (на возрастном уровне приёмами самостоятельного добывания новых знаний

Слайд 5

Личностная готовность - - желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

Слайд 6

Коммуникативная готовность - - способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.

Слайд 7

Рефлексивная готовность - - способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

Слайд 8

Деловая (деятельностная) готовность - - способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.

Слайд 9

Креативная готовность - - способность решать учебную задачу творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения. Эмоциональная готовность – - обоснованное желание учиться, адекватная реакция на различные учебные ситуации.

Слайд 10

Изучение иностранного языка : оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка; оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности; создает базу для продолжения изучения иностранного языка в основной школе; способствует раннему вхождению ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке; позволяет лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Слайд 11

Цели обучения ИЯ на первой ступени обучения: способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения; формировать у детей готовность к общению на ИЯ и положительный настрой к дальнейшему его изучению; сформировать элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

Слайд 12

ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с доступными образцами детской литературы на изучаемом ИЯ; приобщить детей к новому социальному опыту с использованием ИЯ; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Слайд 13

Список профессиональных умений учителя иностранного языка: умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям; умение модифицировать учебные программы; умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся; умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.

Слайд 14

умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе; умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов; умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.

Слайд 15

Кроме того, для учителя начальной школы особенно важно: - предоставление ребенку свободы выбора - демонстрация энтузиазма - оказание авторитетной помощи - терпимое отношение к возможному беспорядку - поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность - одобрение результатов деятельности учащихся - способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником - уважение потенциальных возможностей не очень сильных в языке детей.

Слайд 16

Культурная образовательная среда Внешние компоненты Внутренние компоненты - предметное оформление кабинета - другие предметы начальной школы - отношение родителей к ИЯ и условия, создаваемые дома для его изучения - отбор содержания обучения (реализованное в УМК) - технология его освоения - формы взаимодействия в процессе обучения

Слайд 17

Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Слайд 18

Основные принципы проектной деятельности формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата; получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка; самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости; обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы.

Слайд 19

Упражнения для младших школьников для достижения коммуникативной успешности упражнения игрового характера; пение; хоровая декламация; занятия изобразительной деятельностью с комментированием; упражнения на ритмизацию моторных процессов

Слайд 20

Игровые упражнения : - развивают фонематический слух; - развивают восприятие речи; - развивают внимание; - развивают память; - повышают учебную мотивацию; - повышают самооценку учащихся.

Слайд 21

Пение, хоровая декламация : - способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции; - формируют чувство ритма и темпа. Изобразительное искусство : - активизирует умственную деятельность; - активизирует речевую деятельность.

Слайд 22

Упражнения на ритмизацию моторных процессов (на развитие координации рук и ног, мелкой моторики) способствуют формированию : - пространственных представлений; - осознанности собственных движений, - навыков невербального общения

Слайд 23

Критерии деятельности педагога (Мотков О.И.): поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка; не мешать желанию ребёнка сделать что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была; предлагать детям делать больше свободных рисунков, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

Слайд 24

не применять явной системы оценок продуктов ребёнка, не сравнивать с другими детьми, а только с его прошлыми опытами; не смеяться над необычными образами; творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса; не навязывать свою программу образов и действий; поддерживать на занятиях положительный эмоциональный тон; использовать творческие методики и задания.



Предварительный просмотр:

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

   Четырёхлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень современной школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.

   На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и  поведения.

   Тот факт, что в современной школе иностранный язык изучается со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

   Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана.

   Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

  1. Бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д.;
  1. Стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
  1. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создаёт базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится всё более очевидной.
  1. Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребёнка, учёт его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

   На первой ступени обучения (во II – IV классах) реализуются следующие цели:

  1. способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

  1. сформировать элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

  1. ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

  1. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;

  1. формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

   Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», может решить только методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.

   Умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые ещё не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелёгкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создаёт учитель на уроке.

   Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приёмы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

   Все вышеперечисленные компоненты составляют культурную образовательную среду, окружающую учителя и ученика. Культурная образовательная среда на всех уровнях призвана создавать условия для духовного роста младших школьников, развития их интереса к новому языку и на этой основе лучшему осознанию своего родного языка. Образовательная среда при обучении ИЯ в начальной школе включает внешние и внутренние компоненты.

   Внешние компоненты культурной среды связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный процесс:

 - предметное оформление кабинета, в котором проходят занятия ИЯ;  

 Здесь учитель сталкивается с рядом проблем. Кабинеты, в которых идет преподавание ИЯ в средней и старшей школе, должны быть оборудованы по- разному. Кабинет для начальной школы должен представлять собой скорее игровую комнату с большим количеством «предметов первой необходимости» - игрушек, посуды, что будет совершенно лишним в кабинете для старшеклассников.

 - другие предметы начальной школы, и, в первую очередь, родной язык

Что касается грамотности, то многие учащиеся с трудом по слогам читают во 2-ом классе на родном языке, не умеют грамотно ответить на вопрос учителя, просто не знакомы со стихами и сказками русских поэтов и писателей.

 - отношение родителей к ИЯ, которое передаётся детям, и условия, которые создаются для успешного изучения нового языка дома.

В процессе работы я столкнулась с негативным отношением некоторых родителей к обязательному изучению ИЯ со 2-го класса. Они считают введение изучения ИЯ в начальной школе  «непростительным усложнением содержания начального школьного образования, вредным, лишающим ребёнка детства нововведением». Приходится доказывать, что занятия ИЯ положительно влияют на знание родного, многие дети со слабыми общими способностями показывают прекрасные результаты в речи на иностранном языке.

Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно-деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом, который находит воплощение на уроке иностранного языка. Это отбор содержания обучения (реализованное в УМК), технология его освоения и формы взаимодействия в процессе обучения учителя и учащихся.

   В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей чёткое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребёнка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

   Учебно-методические комплекты, используемые в школах города, построены в соответствии с современными требованиями к обучению иностранным языкам в начальной школе, позволяют учителю, работающему с ними, добиваться целей обучения  иностранному языку. Они отражают новейшее состояние образовательных технологий, учитывающих современные лингвофилософские, лингводидактические и психолого-педагогические воззрения на процесс овладения иностранным языком.

   Одним из основных способов организации культурной среды при обучении ИЯ в начальной школе – включение реальной иноязычной среды в процесс обучения – это непосредственное  и опосредованное общение с носителями языка, использование Интернета и таких аутентичных средств, как журналы, фильмы, книги, телепередачи.

   Использование проектной технологии со II класса – важное условие построения культурной среды. Совместное выполнение детьми проектных заданий, предполагающих создание собственного продукта деятельности, приводит к ситуации сотрудничества, развитию их инициативы и творчества, созданию доброжелательной атмосферы, благоприятной для обучения ИЯ.

   Организация кружков, конкурсов, проведение выставок творческих работ с приглашением родителей, где демонстрируются успехи младших школьников в освоении нового языка – ещё один способ построения культурной среды.

   В заключение хочу процитировать предложенные Мотковым О.И. критерии деятельности педагога, поддерживающие и гармонизирующие творчество детей:

     1.   поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка;

     2.   не мешать желанию ребёнка сделать что-то по-своему;

     3.   уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была;

     4.   предлагать детям делать больше свободных рисунков, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

     5.   не применять явной системы оценок продуктов ребёнка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

     6.   не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребёнка;

     7.   творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;

     8.   не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления;

     9.   больше внимания уделять организации творческого процесса, а не результатам;

     10.  развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;

     11.  поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный фон;

     12.  использовать творческие методики и задания: творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями; упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, деловых качеств, самопознания.

       

Литература

1.   Гальскова Н.Д. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.И. Никитенко.- Иностранные языки в школе, 1994. - №1.

2.   Кожевникова О.В. К вопросу о раннем языковом образовании детей дошкольного возраста / О.В. Кожевникова // Теоретические и практические вопросы языкового образования: Сб. науч. Тр. – Ижевск, 2003.

3.   Мотков О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // Журнал Дополнительное образование, 2000, - №4.

4.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков. – Самара, 2004.

5.   Шутова Т.С. Обучение иностранному языку в раннем школьном возрасте / Т.С. Шутова // В сб. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Ижевск, 2005.

6.   Баранников А.В. О введении иностранного языка во II классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году. / А.В. Баранников. – Иностранные языки в школе, 2002, - №2.

7.   Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. -№4.

8.   Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2008. - №4.

9.   Гришанова И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников.// Иностранные языки в школе . – 2007. - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

«Использование приёма «драматизации» при обучении иностранному языку в начальной школе»

Использование приёма «драматизации» на уроках иностранного языка в начальной школе способствует развитию коммуникативной компетентности....

Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...

Тонкости в обучении иностранному языку в начальной школе

Направлением  развития современной системы образования является переход к концепции непрерывного образования, предъявляющий требования к обеспечению нового качества образования,  реализуемог...

Творческая разработка Игра, как основной вид деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе

В настоящее время современные педагогические технологии все больше признают игру, как наиболее оптимальный метод приобретения умений и навыков в определенных сферах человеческой деятельности. Таким об...

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.

На начальной ступени обучения большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребнос...