Конспекты уроков
статья (2 класс)
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.67 КБ |
![]() | 219 КБ |
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»
«Вода. Известное, неизвестное».
Конспект открытого урока,
проведенного с обучающимися 2 В класса
19.10.2017 г.
Составитель:
Н.А.Захарова,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Йошкар-Ола,
2017
Тема: «Вода. Известное, неизвестное».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технологии: технология деятельностно - практического метода обучения, ИКТ,
проблемного обучения, технология оценивания учебных успехов, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации
( свойства воды, состояния воды)
Задачи:
- обучающие
- формировать представления о свойствах и состояниях воды;
- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений
-развивающие
- развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
- развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
-воспитательные
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.
Предметные результаты:
Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды –
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства.
Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование:
Общеклассное: стаканы с водой, соком, молоком, ложечка, глобус.
ТСО: компьютер, интерактивная доска, интерактивный плакат: «Вода и её свойства», картинки-символы: нос, язык, глаз.
Индивидуальное: раздаточный материал для домашнего задания; волшебные полоски; мыльные пузыри, картинки для «презентации».
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
II. Актуализация знаний.
У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Д. Про воздух.
У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)
У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания?
Д. . Кислород.
У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
- Кто хочет загадать свою загадку о воздухе (учащиеся читают придуманные загадки)по 1 от каждого ряда.
III/ Самоопределение к деятельности
А теперь отгадайте мою загадку
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Не случилось чтоб беды
Жить нельзя нам без …
Ребята, все согласны с отгадкой? Верно это вода. Слайд 1+Звук воды
Как вы думаете, почему я сегодня выбрала именно эту загадку?
Итак, Тема урока вода … На доске таблица Вода известное… Какие ассоциации возникает у вас когда вы слышите слово вода? Как много вы знаете о воде…
Обратите внимание на запись темы, что вас настораживает? (многоточие)Что означает? Будет продолжение …
Более точно определить тему урока и сформулировать задачи урока поможет наша любознательная гостья – капля воды. Слайд 2.
На слайде появляется капля воды и стихотворение.
Ребята читают стихотворения.
«На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
«А туман – это я?
А ледок – это я?
А ручей, океан – это я?
Для чего всем нужна я?
Есть ли польза во мне?
Есть ли тайна… моего состоянья?»
Беседа:
Что такое тайна? Что-то неизвестное
Дополним тему урока
Вода известное и неизвестное –
Ребята, что интересует капельку?
Для чего всем нужна я?
Есть ли польза во мне
Поможем разобраться капельке?
Какие же задачи стоят перед нами?
Капельку интересует: Может ли вода быть туманом и льдом, т.е… состояние воды.
Предположите, может ли вода быть туманом, льдом…Ответы детей
IV/ Формирование нового знания
Каким способом мы можем узнать состояние воды? Провести наблюдения за водой, опыты
Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории-4группы. Вы исследователи. Кто такие исследователи? Что будет предметом исследования ? вода План работы нашего исследования (на доске).
- Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
- Наблюдение за распространением воды в природе.
- Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
- Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Решите, кто из вас ответственный за проведение опыта, кто за запись результатов, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Практическая работа с оформлением таблицы.
У вас есть листы, на котором изображены капельки, записывайте результаты исследований.
Первые 3 опыта опыт мы проводим вместе, почему? (будем учиться)
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?
Д. Вода. Что можно с ней сделать.
Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )
У. Почему? Д. Она текуча.
У. Какой сделаем вывод?
Д. Вода-жидкость текучая. Запишем на 1 капле.
Опыт №2
Всегда ли она жидкая? Личный опыт ученика.
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. ) Обсудите и напишите на листочках вывод.
Какой сделаем вывод? Пишем на 2 капле.
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
- дежурные протирают доску мокрой тряпкой.. Куда делась вода?'
Д. Она испарилась.
- Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.
Вывод Запишите на 3 капле.
Итак, как ответим капельке, Какие превращения имеет вода?Слай4
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое.
Какими свойствами облает вода, узнаете самостоятельно.
Опыт 4. Вода бесцветна (ассоциация разноцветные полоски)
Пере вами полоски разноцветные слайд 5
Что можно узнать о вое?
Сравните цвет воды с цветом полосок. Сделайте вывод, запишите на 4капле. .
Сверка, если все правильно, поставьте восклицательный знак, были сомнения + , не справились -.
Опыт 5. Вода прозрачная (ассоциация стекло) слайд 6
Что мы видим на слайде? Что узнаем о вое?
-Опустите ложку в стакан с водой.
-Опустите ложку в стакан с молоком.
-Сделайте вывод. Запишите. О каком свойстве говорит этот опыт. Сверка, если все правильно поставьте восклицательный знак, были сомнения+,не справились -.
Опыт 6. Вода не имеет запаха. (ассоциация нос)слайд 7
Что нового узнаем о воде?
Демонстрирует учитель.
Я расскажу, как нужно правильно это делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от стакана к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)
- Сделайте вывод, какой запах имеет вода? Запишите на листе. Сверка, если все правильно- поставьте !,были сомнения+,не справились -.
Слайд 8
Опыт 7. Вода не имеет вкуса (ассоциация конфета – вкус)
С каким свойством познакомимся?
-Отлейте воду в стакан и попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод. Запишите. Сверка, если все правильно- поставьте !, были сомнения+,не справились -.
Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса) слайд
У. Давайте перейдем ко второму вопросу.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
2. Распространение воды в природе. Где в природе встречается вода? Ответы детей.
Отгадайте загадки слайд
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)
- Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
- Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
- Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
- Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град. ) - И не снег, и не лед,
- А серебром деревья уберет. (Иней)
- Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) - Белая простыня
По небу плыла. (Облако) - Как можно объединяет эти словом назвать эти слова?
- Давайте перейдем к третьему вопросу.
.Значение воды для растений, животных и человека.
Где мы используем воду?
У. с 52 С помощью рисунков в учебнике расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: бы не было для рыб, дельфинов. Если воды, не было бы ничего живого.
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? (Голубой.)
- А почему? (Это вода. )
-Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, какой вывом ыможем сделать о распространении воды на земле? мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Если воды много на земле, то почему нужно ее беречь*?
Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме. Слайд 11
К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У.Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!
Рыбак:
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Тишанку поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Ответы детей. Слайс12
- Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
- Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.
- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
оформим памятку, как нужно себя вести человеку, чтобы вода приносила только пользу. Работа в парах.
1 ГРУППА
1.Не забывайте вовремя закрывать __________________________________
2.Не мойте на берегу водоёмов_________________________________________
2 ГРУППА
1.Убирайте мусор на берегу____________________________________________
2. Не купайте в водоёмах домашних_____________________________________
3 ГРУППА
1.Не стройте сельскохозяйственные фермы вблизи_________________________
2.Стройте на фабриках и заводах очистные _______________________________
VII /Рефлексия. Подведение итогов
Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя, что захотелось сделать после уроков?
Нарисуйте капельку воды в тот столбик, где считаете нужным.
Очень хорошо | Хорошо | Не уверен | Плохо |
Покажите. Какой совет мы можем дать тем детям у кого были сомнения?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании научно - методического совета школы Протокол от 31 августа 2018г.№ 1 зам директора по УВР ______________ О.Б.Конечникова | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ Л.Г.Ралко Приказ от 31 августа 2018г №122/4 |
Программа кружка по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Развитие речи»
для учащихся 3 в класса
Составитель:
Захарова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Йошкар-Ола,
2018
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного курса.
- Особенности организации внеурочного занятия
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Содержание занятия
- Результаты освоения курса.
- Календарно-тематическое планирование
- Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Развитие речи» по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 3 класса имеет, предметную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785; примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ базисного учебного плана, авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/; программой курса «Речь», разработанного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой
рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации);
Цель программы: способствование более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействие развитию речи детей; совершенствование у них навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников.
.Задачи программы:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
-общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, запланированы следующие результаты:
1. Каждый обучающийся углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2. У обучающихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3. У обучающихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
2.Общая характеристика учебного курса.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Данный курс выбран потому, что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
3. Особенности организации внеурочного занятия
Программа «Развитие речи» рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном классе.
Формы и методы содержания обучения в начальных классах по данной программе должно проходить в классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка. Длительность занятия для учащихся 3 класса составляет 40 минут.
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Содержание занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого обучающегося.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Контроль и учет ЗУН обучающихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и д.
Инструментарий для оценивания результатов:
- мини-сочинения;
- выступления детей;
- заполнения и ведение творческих тетрадей;
- конкурсы стихов, рефератов и другое.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа курса изучается по 1 ч. в неделю – 35 часов в год.
- Содержание занятия
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
- Результаты изучения курса.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивая учебно-познавательная мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериям
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Ожидаемый результат:
- Обогащенный словарный запас;
- Отчетливое произношение слов со свистящими, шипящими и сонорными звуками;
- Умение описывать, придерживаясь определенной последовательности;
- Умение строить сложные предложения;
- Умение составлять творческие рассказы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- Календарно-тематическое планирование
№ уроков | кол. часов | календарные сроки по плану | календарные сроки фактически | Тема занятия | |
Многозначные слова. | |||||
Омонимы, омоформы омофоны. | |||||
Фразеологизмы. | |||||
Сравнения. | |||||
Олицетворение. | |||||
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | |||||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | |||||
Откуда приходят слова. | |||||
Этимология. | |||||
Как тебя зовут? | |||||
Как тебя зовут? | |||||
Наши фамилии. | |||||
Топонимы. | |||||
Устаревшие слова. | |||||
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | |||||
Проверочная работа. | |||||
Типы текстов. | |||||
Темы текстов. Опорные слова. | |||||
Связь предложений в тексте. | |||||
Цепная связь предложений в тексте. | |||||
Цепная связь предложений в тексте. | |||||
Параллельная связь предложений в тексте. | |||||
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | |||||
Единый временной план текста. | |||||
Единый временной план текста. | |||||
Единый временной план текста. | |||||
Стили речи. | |||||
Стили речи. | |||||
Культура общения. | |||||
Научный стиль. | |||||
Словари. | |||||
Проверь себя. | |||||
Многозначные слова. | |||||
Омонимы, омоформы омофоны. | |||||
Обобщение |
6.Методическое и материально-техническое сопровождение программы
В качестве учебно-методических пособий к программе используется
для учителя:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2013.
для детей:
Васильева, Любовь Станиславовна.
Русский язык. Развитие речи. 3 класс [Текст] / [Л. С. Васильева, Л. В. Коротченкова]. - Саратов : Лицей, 2012. - 64 с
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
Учебно-методическое обеспечение
- Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.
- На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).
- Технические средства.
- Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- Интернет;
Тематический план.
Содержание тематического блока | Кол-во часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (16 часов) | ||
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Сравнения. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
Откуда приходят слова. | 1 | |
Этимология. | 1 | |
Как тебя зовут? | 2 | |
Наши фамилии. | 1 | |
Топонимы. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 часов) | ||
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 | |
Связь предложений в тексте. | 1 | |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 | |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | |
Единый временной план текста. | 3 | |
Стили речи (8 часов) | ||
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 2 | |
Научный стиль. | 2 | |
Словари. | 1 | |
Проверь себя. | 1 |
- Тематическое планирование с основными видами деятельности
№ п/п | Тема занятия | Дата | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | ||||
1 | Многозначные слова. | 2.09 | Знакомство с многозначными словами. | Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. | |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | 9.09 | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Находить омонимы, омоформы и омофоны; составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |
3 | Фразеологизмы. | 16.09 | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; употреблять крылатые слова в речи. | |
4 | Сравнения. | 23.09 | Познакомить с понятием «сравнение». | Подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | |
5 | Олицетворение. | 30.09 | Познакомить с понятием «олицетворение». | Употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 7.10 | Познакомить с эпитетами, их назначением | Употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 14.10 | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |
8 | Откуда приходят слова. | 221.10 | Познакомить с заимствованными словами. | Находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | |
9 | Этимология. | 228.10 | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов. | |
10 | Как тебя зовут? | 11.11 | Познакомить с происхождением и значением имен. | Объяснять происхождение имен. | |
11 | Как тебя зовут? | 18.11 | Познакомить с происхождением отчеств. | объяснять происхождение отчеств. | |
12 | Наши фамилии. | 25.11 | Познакомить с происхождением фамилий. | Высказывать предположения о происхождении фамилии. | |
13 | Топонимы. | 2.12 | Знакомить с топонимами. | Объяснять топонимы. | |
14 | Устаревшие слова. | 9.12 | Исследовать устаревшие слова. | Находить и объяснять значение устаревших слов. | |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 16.12 | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | употреблять фразеологические обороты. | |
16 | Проверочная работа. | 23.12 | |||
17 | Типы текстов. | 13.01 | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Различать типы текстов. | |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 20.01 | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Определять тему текста; уметь определять опорные слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |
19 | Связь предложений в тексте. | 27.01 | Обсуждение признаков текста. | Составлять из предложений текст. | |
20 | Цепная связь предложений в тексте. | 3.02 | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Определять способы цепной связи предложений в тексте. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | 10.02 | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 17.02 | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Составлять из предложений текст с параллельной связью. | |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 24.02 | Определять связь между предложениями в тексте. | ||
24 | Единый временной план текста. | 2.03 | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Определить типы текста; находить глаголы в тексте и определять их время. | |
25 | Единый временной план текста. | 9.03 | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Объяснять фразеологизмы; ставить в тексте в нужную форму. | |
26 | Единый временной план текста. | 16.03 | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Редактировать повествовательные тексты. | |
27 | Стили речи. | 6.04 | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |
28 | Стили речи. | 13.04 | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Находить текст в разговорном стиле. | |
29-30 | Культура общения. | 20.0427.04 | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |
31-32 | Научный стиль. | 4.05 11.05 | Обсудить признаки научного стиля. | Различать научный текст от других. | |
33 | Словари. | 18.05 | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Работать со словарями. | |
34 | Проверь себя. | 25.05 |
9.Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20
Г. ЙОШКАР-ОЛЫ»
Выступление на педагогическом совете школы по теме:
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
29.03.2013 г.
Подготовила: Н. А. Захарова
учитель начальных классов
г. Йошкар-Ола
2013 г.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:
- Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
- Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
- Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);
- Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;
- Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России)
- Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформации
- современные дети гиперактивные.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Урок должен быть результативным для учителя и актуальным для детей.
Современный урок - это
1. Развитие младших школьников в процессе обучения
2.Активная деятельность детей; работают все и работает каждый
3.Проблемность; маленькое открытие каждый день
4.Творчество учителя и творчество детей
5.Интерес детей к учению, их желание учиться
6. Самостоятельность обучающихся
7.Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем
Требования к современному уроку:
1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников
2. Построение урока на основе системно - деятельностного подхода
3. Продуманность методической системы урока
4. Продуманность структуры и логики построения урока
5. Четкая организация класса
6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся
7. Соблюдение психологических требований к уроку
8. Здоровьесберегающая направленность урока
9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой
10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Рассмотрим аспекты подготовки учителя к уроку, которые особенно важны для реализации требований ФГОС.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
- Урок изучения нового. Цель – изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний. Цель – выработка умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний. Цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Цель – определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
Выбор типа урока и его технологической схемы зависит от системы или УМК, в рамках которой работает учитель.
В проекте урока, как правило, выделяются этапы урока.
Вариант 1- оргмомент, повторение пройденного или проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного, домашнее задание. (Традиционные этапы урока)
Вариант 2 – организационный момент, актуализация знаний, проверка домашнего задания, постановка цели, изучение нового материала, закрепление изученного материала, итог.
Вариант 3 – организационный момент, проверка домашнего задания, постановка проблемы и объявление темы урока, изучение нового материала, рефлексия (Этапы деятельностного урока)
Исходя из нового Стандарта именно деятельностный вариант должен быть принят в качестве основного для обозначения структуры урока.
Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. То есть ля того, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат.
В этом случае обозначение этапов может быть следующим:
- подведение учеников к цели урока (цель)
- освоение нового материала (процесс, средства, результат)
- применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата)
- оценивание планируемых достижений
Рссмотрим этпы современного урока и их содержание.
1.Самоопределение к деятельности (оргмомент, 1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи
- девиз, эпиграф к уроку
- самопроверка домашнего задания по образцу
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?
Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог.
4. Открытие нового знания
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа
Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог.
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
Небольшая самостоятельная работа.
Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
-Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получились результаты?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-34477-1509271580.jpg)
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263578-1370551346.jpg)
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-372547-1610825437.jpg)
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-430585-1449418295.jpg)
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464210-1405498915.jpg)
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...