Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yaz.4_kl.docx | 41.3 КБ |
adaptirovannaya_rabochaya_programma_chtenie_4_kl.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 4 класса
на 2014 – 2015 уч. г.
Автор-составитель программы –
учитель начальных классов
Алямова А.Р.
Москва
2014
Пояснительная записка
Программа составлена на основе адаптированных, основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида под редакцией В.Н.Воронковой.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Задачи обучения русскому языку:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся
- научить последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
- формировать нравственные качества.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения, по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы
Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово
В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень
Предложение
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой . Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса – имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь
Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности илагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Обучение по письму и развитию речи ведётся по учебнику «русский язык» для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
- I класс — 8-10 слов;
- II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
- III класс — 20-25 слов;
- IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
- «5» — работа выполнена без ошибок;
- «4» — 1 -3 ошибки;
- «3» — 4 - 5 ошибок;
- «2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
- «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
- «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
- «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
- «2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
- «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
- «4» — 1 ошибка и одно исправление;
- «3» — 2 ошибки и одно исправление;
- «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Тематический план разделов учебного курса в 4 классе
Литература: «Русский язык» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Авторы: А. К. Аксёнова, Галунчикова
Год издания: Москва, Просвещение, 2002г.
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | Повторение | 5ч. |
2 | Звуки и буквы | 75ч. |
3 | Слово | 50ч. |
4 | Предложение | 22ч. |
5 | Повторение | 18ч. |
Итого: 170 часов |
Русский язык 4 А класс | |||
I четверть | |||
№ | Тема урока | Дата | |
1 | Повторение. Предложение. Практическое построение простого предложения. | 01.09 | |
2 | Предложение. Составление предложения со словами, данными в косвенных падежах. | 02.09 | |
3 | Предложение. Составление предложений, данных в начальной форме. | 03.09 | |
4 | Предложение. Окончание предложений. | 05.09 | |
5 | Предложение. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 08.09 | |
6 | Звуки и буквы. Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. | 09.09 | |
7 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные звуки. | 10.09 | |
8 | Звуки и буквы. Звонкие и глухие звуки. Твердые и мягкие звуки. | 12.09 | |
9 | Контрольная работа по теме: «Предложение. Звуки и буквы». | 15.09 | |
10 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 16.09 | |
11 | Звуки и буквы. Мягкий знак на конце слова. | 17.09 | |
12 | Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова. | 19.09 | |
13 | Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова. | 22.09 | |
14 | Звуки и буквы. Мягкий знак в середине слова. | 23.09 | |
15 | Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак. | 24.09 | |
16 | Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я. | 26.09 | |
17 | Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я. | 29.09 | |
18 | Звуки и буквы. Дифференциация разделительного ь и ъ, обозначающего мягкость согласного на письме. | 30.09 | |
19 | Звуки и буквы. Правила переноса слов с разделительным ь. | 01.10 | |
20 | Звуки и буквы. Составление рассказа по картинкам. Запись ответов на вопросы. | 03.10 | |
21 | Звуки и буквы. Гласные после шипящих. | 06.10 | |
22 | Звуки и буквы. Правописание слогов жи-ши. | 07.10 | |
23 | Звуки и буквы. Правописание слогов ча-ща. | 08.10 | |
24 | Звуки и буквы. Правописание слогов чу-щу. | 10.10 | |
25 | Звуки и буквы. Составление рассказа по данному плану и данным предложениям. | 13.10 | |
26 | Звуки и буквы. Парные звонкие и глухие согласные. | 14.10 | |
27 | Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | 15.10 | |
28 | Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | 17.10 | |
29 | Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. | 20.10 | |
30 | Контрольная работа за I четверть по теме: «Звуки и буквы». | 21.10 | |
31 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 22.10 | |
32 | Звуки и буквы. Проверка написания звонких и глухих согласных путём изменения формы слова. | 24.10 | |
Русский язык | |||
II четверть | |||
№ | Тема урока | Дата | |
1 | Повторение. Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных. | 07.11 | |
2 | Повторение. Звуки и буквы. Правописание звонких и глухих согласных. Проверка написания звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов. | 10.11 | |
3 | Ударение. Постановка ударения в словах. | 12.11 | |
4 | Ударение. Постановка ударения в словах. | 14.11 | |
5 | Ударение. Ударные гласные. Постановка ударения в словах. | 17.11 | |
6 | Ударение. Ударные и безударные гласные. | 18.11 | |
7 | Правописание безударных гласных. | 19.11 | |
8 | Правописание безударных гласных. | 21.11 | |
9 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. | 24.11 | |
10 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Словарный диктант. | 25.11 | |
11 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. | 26.11 | |
12 | Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. | 28.11 | |
13 | Контрольное списывание по теме «Ударные и безударные гласные». | 01.12 | |
14 | Работа над ошибками, допущенными в контр. списывании. | 02.12 | |
15 | Связная письменная речь. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику. | 03.12 | |
16 | Ударение. Правописание безударных гласных. | 05.12 | |
17 | Правописание непроверяемых безударных гласных. | 08.12 | |
18 | Правописание непроверяемых безударных гласных. | 09.12 | |
19 | Правописание непроверяемых безударных гласных. | 10.12 | |
20 | Проверка написания безударных гласных. | 12.12 | |
21 | Определение и выделение безударных гласных и слов из словаря. | 15.12 | |
22 | Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. | 16.12 | |
23 | Чистописание. Списывание предложений и связного текста со вставлением пропущенных букв и слов. | 17.12 | |
24 | Связная письменная речь. Работа над деформированным текстом. | 19.12 | |
25 | Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. | 22.12 | |
26 | Контрольная работа за II четверть по теме «Ударные и безударные гласные». | 23.12 | |
27 | Работа над ошибками, допущенными в к/р за 2 четверть. | 24.12 | |
28 | Связная письменная речь. Написание изложения по рассказу «Как Витя опоздал в школу». | 26.12 | |
Русский язык | |||
III четверть | |||
№ | Тема урока | Дата | |
1 | Повторение. Правописание звонких и глухих согласных. | 13.01 | |
2 | Повторение. Ударные и безударные гласные. | 14.01 | |
3 | Повторение. Правописание непроверяемых безударных гласных. | 16.01 | |
4 | Повторение. Связная письменная речь. Составление и запись рассказа по данному плану. | 19.01 | |
5 | Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов. | 20.01 | |
6 | Слова-названия предметов. | 21.01 | |
7 | Слова-названия предметов. Различие их в тексте по вопросам. | 23.01 | |
8 | Слова-названия предметов. Различие их в тексте по вопросам. | 26.01 | |
9 | Слова-названия предметов. Правильное употребление в связной речи друг с другом. | 27.01 | |
10 | Слово. Различие основных категорий слов-названий действий. | 28.01 | |
11 | Слова- названия действий. | 30.01 | |
12 | Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам. | 02.02 | |
13 | Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам. | 03.02 | |
14 | Различие основных категорий слов-названий действий в тексте по вопросам. | 04.02 | |
15 | Различие основных категорий слов-названий действий, правильное употребление их в связной речи. | 06.02 | |
16 | Связная письменная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок самостоятельно. | 09.02 | |
17 | Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов и слов-названий действий. | 10.02 | |
18 | Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов и слов-названий действий. | 11.02 | |
19 | Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств. | 13.02 | |
20 | Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств. | 16.02 | |
21 | Слово. Различие основных категорий слов-названий качеств. | 17.02 | |
22 | Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств. | 18.01 | |
23 | Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств. | 20.01 | |
24 | Контрольная работа по теме: «Слово. Различие основных категорий слов-названий предметов, действий, качеств». | 24.02 | |
25 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 25.02 | |
26 | Слово. Имена собственные. | 27.02 | |
27 | Слово. Расширение круга имён собственных. Названия рек, гор, морей. | 02.03 | |
28 | Слово. Большая буква в именах собственных. | 03.03 | |
29 | Слово. Предлоги до, без, под, над, около, перед. | 04.03 | |
30 | Слово. Предлоги до, без, под, над, около, перед. | 06.03 | |
31 | Слово. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 10.03 | |
32 | Слово. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 11.03 | |
33 | Контрольная работа за III четверть по ранее изученным темам. | 13.03 | |
34 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 16.03 | |
35 | Слово. Родственные слова. | 17.03 | |
36 | Слово. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень. | 18.03 | |
37 | Слово. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень. | 20.03 | |
IV четверть | |||
№ | Тема урока | Дата | |
1 | Повторение. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. | 03.04 | |
2 | Повторение. Родственные слова. Общая часть родственных слов: корень. | 06.04 | |
3 | Предложение. Ответы на вопросы. | 07.04 | |
4 | Предложение. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. | 08.04 | |
5 | Предложение. Связь слов в предложении. Работа с деформированным текстом. | 10.04 | |
6 | Предложение. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 13.04 | |
7 | Предложение. Связная письменная речь. | 14.04 | |
8 | Предложение. Составление и запись рассказа по вопросам. | 15.04 | |
9 | Предложение. Написание изложения по рассказу «Урок дружбы». | 17.04 | |
10 | Знаки препинания в конце предложения. | 20.04 | |
11 | Знаки препинания в конце предложения. Виды предложений по интонации. | 21.04 | |
12 | Знаки препинания в конце предложения. Вопросительное предложение. | 22.04 | |
13 | Знаки препинания в конце предложения. Вопросительное предложение. | 24.04 | |
14 | Знаки препинания в конце предложения. Восклицательное предложение. | 27.04 | |
15 | Контрольная работа по теме: «Предложение». | 28.04 | |
16 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 29.04 | |
17 | Главные слова в предложении. | 05.05. | |
18 | Главные слова в предложении. Сказуемое. | 06.05 | |
19 | Главные слова в предложении. Подлежащее. | 08.05 | |
20 | Второстепенные слова в предложении.. | 12.05 | |
21 | Второстепенные слова в предложении. Дополнение предложений второстепенными словами. | 13.05 | |
22 | Постановка вопросов от главных слов к второстепенным | 15.05 | |
23 | Контрольная работа за IV четверть по ранее изученным темам. | 18.05 | |
24 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 19.05 | |
25 | Повторение пройденного за год. Звуки и буквы. | 20.05 | |
26 | Повторение пройденного за год. Практическое построение простого предложения. | 22.05 | |
27 | Повторение . пройденного за год. Звуки и буквы. | 25.05 | |
28 | Контрольная работа за год по изученным темам. | 26.05 | |
29 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 27.05 | |
30 | Повторение пройденного за год. Родственные слова. | 28.05 | |
31 | Повторение пройденного за год. Безударные гласные. | 29.05 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся (4 класс)
Учащиеся должны уметь:
- Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- Анализировать слова по звуковому составу( выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- Писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).
Учащиеся должны знать:
Алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Список литературы
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
- Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
- Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
- Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
- Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
- «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЧТЕНИЮ
для 4А класса
на 2014 – 2015 уч. г.
Автор-составитель программы –
учитель начальных классов
Алямова А.Р.
Москва
2014
Чтение
Пояснительная записка
Программа составлена на основе адаптированных, основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида под редакцией В.Н.Воронковой.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 4 классе учащиеся читают целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
-осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя,
-трудные по смыслу и слоговой структуре читать по слогам,
-отвечать на вопросы по прочитанному,
-высказывать своё отношение к поступку, герою, событию,
-пересказывать содержание прочитанного(ответы на вопросы учителя, пересказ при помощи учителя)
Учащиеся должны знать:
Наизусть 5-8 стихотворений
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Содержание тем учебного курса
Что такое хорошо ( 15 ч)
Э. Шим «Брат и младшая сестра»,А. Седугин «Молоток»,Е.Пермяк «Пичугин мост», В. Голявкие «Был не крайний случай»,по И.Дику «Счастливая» ручка»,по Л.Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда», А.Гайдар «Невидимые помощники», С. Маршак «Лодыри и кот» Наизусть
И.Крылов «Лебедь, щука и рак», В. Осеева «Печенье»
Уж небо осенью дышало (15ч)
А.К.Толстой «Осень!», по К.Ушинскому «Осень», по В.Пескову «Осенний лес», А.Твардовский «Лес осенью», по М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой», О. Высотская «Осеннее утро»,А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», В. Гаршин «Лягушка путешественница», И.Крылов «Стрекоза и муравей», по Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш», по Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько»
Народные сказки (11 ч )
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» , молдавская сказка «Чудесный клад», эвенкийская сказка «Росомаха и лисица»,мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»,русская сказка «Лиса и волк»
О труде и трудолюбии (11 ч)
К.Ушинский «Два плуга», М. Шпагин «Как баклуши били», И.Крылов «Трудолюбивый медведь», нанайская сказка «Айога», Ю. Тувим «Всё для всех», Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»
Произведения русских и зарубежных писателей (13 ч )
Г.-Х. Андерсен. «Гордая игла», по Л.Толстому «Правдивый судья»,
Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» ,А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конёк – горбунок», Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб»
Идет волшебница зима. (13 ч )
И. Никитин «Встреча зимы, по И. Соколову – Микитову «Зима в лесу»,
И. Антонов «Сад друзей», И. Суриков «Детство», Л. Толстой «Филипок»,
Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», А.Гайдар «Ёлка в тайге»,
по М. Пляцковскому «Какая бывает зима.»
Люби все живое (13 ч)
По В. Костылёву «Берёза», Л. Толстой «Как я ездил верхом», по Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака», В. Тарасов «Четвероногий друг», М. Пришвин «Гаечки», М. Горький «Воробьишко», А. Барков «Пожарник Карл», по Г. Скребицкому «Медвежонок»
В стране чудес (13 ч )
И. Токмашова «В чудной стране», по А. Милну «Вини – Пух и все – все – все», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,Петр Штыгашев «Таёжная речка»
Весна идёт (16 ч )
Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Ситников «Утро», по Л. Толстому «Весна», И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает…», по А. Платонову «Ещё мама», Н. Саконская «Разговор о маме», Л. Квитко «Бабушкины руки», по Е. Кононенко «Резеда», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А. Барков «Яшка», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», В. Орлов «Лесной цветок»
Н. Сладков «Медведь и солнце»
Лето наступило (13 ч )
И. Никитин «Вечер ясен и тих…», по К. Паустовскому «Заботливый цветок»
Н. Некрасов «Крестьянские дети», по Н.Носову «Огородники», И. Антонова «У речки», В. Орлов «Письмо ровеснику», М. Пришвин «Золотой луг», В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй», М. Бородицкая «Последний день учения»
Повторение ( 4 ч )
Повторение по теме: «Народные сказки»
Повторение по теме: «В стране чудес»
Календарно-тематическое планирование
4 класс
| I четверть |
|
№ | Тема урока | Дата |
1 | «Это гордое слово - "Победа"!». | 01.09 |
2 | М. Матусовский «С чего начинается Родина?» | 03.09 |
3 | По К. Ушинскому «Наше Отечество». | 04.09 |
4 | По С. Романовскому «Светлое место» 1 - 2 части. | 05.09 |
5 | Н. Кончаловская «Славен, славен град Москва!» | 08.09 |
6 | По Л. Кассилю «Москва – столица России». | 10.09 |
7 | Вопросы и задания по теме: «Родина краше солнца, дороже золота». | 11.09 |
8 | По Ю. Яковлеву «Слова – сорняки». | 12.09 |
9 | А. Гайдар «Совесть». | 15.09 |
10 | По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 1 - 2 части. | 17.09 |
11 | По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 3 - 4 части. | 18.09 |
12 | Вопросы и задания по теме: «Учение – главное богатство». | 19.09 |
13 | Э. Шим «Брат и младшая сестра». | 22.09 |
14 | В. Голявкин «Был не крайний случай». | 24.09 |
15 | По И. Дику «Счастливая» ручка». | 25.09 |
16 | По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести). | 26.09 |
17 | А. Гайдар «Невидимые помощники» (отрывки из повести). | 29.09 |
18 | С. Маршак «Лодыри и кот». | 01.10 |
19 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (басня). | 02.10 |
20 | Вопросы и задания к теме: «Что такое хорошо…» | 03.10 |
21 | По К.Ушинскому «Осень». | 06.10 |
22 | А. Твардовский «Лес осенью». | 08.10 |
23 | По М. Ильину и Е. Сегал «В чудесной кладовой». | 09.10 |
24 | О. Высотская «Осеннее утро». | 10.10 |
25 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» 1 - 2 части. | 13.10 |
26 | В.Гаршин «Лягушка – путешественница» 3 - 4 части. | 15.10 |
27 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня). | 16.10 |
28 | Вопросы и задания по теме: «Уж небо осенью дышало…». | 17.10 |
29 | Русская сказка «Гуси - лебеди». | 20.10 |
30 | Молдавская сказка «Чудесный клад». | 22.10 |
31 | Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица». | 23.10 |
32 | Украинская сказка «Колосок». | 24.10 |
33 | Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 27.10 |
34 | Белорусская сказка «Лёгкий хлеб». | 29.10 |
35 | Вопросы и задания по теме: «Народные сказки». | 30.10 |
36 | Обобщение ранее изученного .Викторина по сказкам. | 31.10 |
II четверть | ||
№ | Тема урока | Дата |
1 | По Ю.Яковлеву "Хлеб". | |
2 | Ю.Ждановская "Нива". | |
3 | Э.Шим Жатва. | |
4 | Пословицы и загадки. | |
5 | Н.Рубцов "Хлеб". | |
6 | Вопросы и задания по теме: «Без хлеба не прожить». | |
7 | К.Ушинский "Два плуга". | |
8 | М.Шпагин "Как баклуши били". | |
9 | И.Крылов "Трудолюбивый медведь". | |
10 | Ю.Тувим "Всё для всех". | |
11 | Е.Пермяк "Для чего руки нужны?" | |
12 | Вопросы и задания по теме «О труде и трудолюбии». | |
13 | Г.-Х. Андерсен "Гордая игла". | |
14 | По Л. Толстому "Праведный судья". | |
15 | Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отрывок из книги "Путешествия Гулливера"). | |
16 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | |
17 | П. Ершов "Конек-Горбунок". | |
18 | Братья Гримм "Соломинка, уголек и боб". | |
19 | Вопросы и задания по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей». | |
20 | И.Никитин "Встреча зимы". | |
21 | Н.Некрасов "Мужичок с ноготок". | |
22 | Н.Сладков "Всему своё время". | |
23 | Е. Трутнева "Времена года". | |
24 | В.Голявкин "Как я встречал Новый год". | |
25 | Н.Некрасов "Не ветер бушует над бором…" | |
26 | А.Гайдар "Ёлка в тайге". | |
27 | По М.Пляцковскому "Какая бывает зима". | |
28 | Вопросы и задания по теме: «Здравствуй, гостья – зима». | |
III четверть | ||
№ | Тема урока | Дата |
1 | В. Осеева "Почему?". 1 часть. | |
2 | В. Осеева "Почему?". 2 часть. | |
3 | А. Кушнир "Кто разбил большую вазу?" | |
4 | Д. Драгунский "Тайное становится явным". 1 часть. | |
5 | Д. Драгунский "Тайное становится явным". 2 часть. | |
6 | П. Дудочкин "Рубль". | |
7 | Сказка "Лев, щука и человек". | |
8 | В. Безбородов "Кошки-мышки". | |
9 | Вопросы и задания по теме: «Где правда, там счастье. Где ум, там и толк». | |
10 | По В.Костылёву "Берёза". | |
11 | Л. Толстой "Как я ездил верхом". | |
12 | По Н. Вагнеру "Мальчик и дворовая собака". | |
13 | В. Тарасов "Четвероногий друг". | |
14 | М. Пришвин "Гаечки". | |
15 | М. Горький "Воробьишко" (сказка). | |
16 | А. Барков "Пожарник Карл". | |
17 | По Г. Скребицкому "Медвежонок". | |
18 | Вопросы и задания по теме: «Люби все живое». | |
19 | По Л. Кассилю "Твои защитники". | |
20 | По Л. Пантелееву "Честное слово" 1 часть. | |
21 | По Л. Пантелееву "Честное слово" 2 часть. | |
22 | М. Исаковский "День защитника Отечества". | |
23 | Вопросы и задания по теме: «На страже Родины». | |
24 | И. Токмакова "Однажды утром". | |
25 | По А. Милну "Винни-Пух и все-все-все" (Главы из повести). | |
26 | А. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (Главы из провести). | |
27 | Вопросы и задания по теме: «В стране чудес». | |
28 | К. Паустовский "Однажды утром". | |
29 | И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает…" | |
30 | Е. Бокова " 8 Марта". | |
31 | И. Соколов-Микитов "Весна". | |
32 | Н. Саконская "Разговор о маме". | |
33 | Л. Квитко "Бабушкины руки". | |
34 | Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". | |
35 | В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 1 часть. | |
36 | В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 2 часть. | |
37 | "Снегурочка" (Русская сказка). | |
38 | А. Барков «Яшка». | |
39 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | |
40 | Вопросы и задания по теме: «Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!» | |
IV четверть | ||
№ | Тема урока | Дата |
1 | Ф. Тютчев "Весенние воды". | |
2 | Народные приметы. | |
3 | В. Ситников "Утро". | |
4 | По Л. Толстому "Весна". | |
5 | И. Никитин "Полюбуйся: весна наступает..." | |
6 | По А. Платонову «Ещё мама». | |
7 | По Е. Кононенко «Резеда». | |
8 | В. Орлов "Лесной цветок". | |
9 | Н. Сладков "Медведь и солнце" (сказка). | |
10 | Вопросы и задания по теме: «Весна идет». | |
11 | Е. Бокова "О труде". | |
12 | В. Осеева "Сыновья". | |
13 | Д. Родари "Чем пахнут ремесла". | |
14 | С. Баруздин "Когда люди радуются". | |
15 | Н. Носов "Заплатка". | |
16 | По В. Катаеву "Цветик-Семицветик". | |
17 | К. Ушинский "Ветер и Солнце". | |
18 | Ю. Яковлев "Багульник". | |
19 | Е. Бокова "День Победы". | |
20 | Л. Кассиль "Никто не знает, но помнят все". | |
21 | Вопросы и задания по теме: «О добре и дружбе, о мире и труде». | |
22 | И. Никитин "Вечер ясен и тих..." | |
23 | По К. Паустовскому "Заботливый цветок". | |
24 | Н. Некрасов "Крустьянские дети"(отрывки). | |
25 | По Н. Носову "Огородники". | |
26 | Сказка "Три поросенка". | |
27 | Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". | |
28 | И Антонов "У речки". | |
29 | В. Орлов "Письмо ровеснику". | |
30 | М. Пришвин "Золотой луг". | |
31 | Народные приметы. | |
32 | В. Драгунский "Третье место в стиле баттерфляй". | |
33 | М. Бородицкая "Последний день учения". Вопросы и задания по теме: «Лето наступило». |
Список литературы
Литература для учащихся:
1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002
Литература для учителя:
1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002
2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
3. «Обучение чтению в специальных коррекционных классах.» Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.
4. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 Класс
Рабочая программа...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...