Адаптированая прогроамма по русскому языку для ребенка с овз вида 8.3 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Тарасова Елена Владимировна

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО)  – это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с задержкой психического развитии с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предусматривает создание для данной категории детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов. В процессе реализации данной программы в рамках деятельности осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального образования в школе направлено на формирование у учащихся жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Адаптированная образовательная программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ (с последующими изменениями) Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с последующими изменениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kira.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

   Рабочая программа по русскому языку и развитию речи  во 2 классе составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством  образования и науки  Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика» как активного участника процесса обучения;
  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народом (на уровне, соответствующему возрасту);
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
  • осознание языка как основного средства общения людей.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как родному;
  • осознание слова как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научаться:

  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
  • различать звуки и буквы, гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
  • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
  •       анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л , свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
          списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
          писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
          писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
          составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
    выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • определять последовательность предложений в деформированном предложении, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
  • составлять устные рассказы  по картинке с ярко выраженной темой (2-3 предложения);
  • различать слова – названия предметов, слова-признаки предметов, слова-действия предметов;
  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:        

Учащиеся научаться на доступном уровне:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с данным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах, в специальных заданиях;
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • оценивать правильность выполнения задания;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Познавательные:

Учащиеся научаться:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • понимать информацию в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение классификацию, обобщение) на языковом материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научаться:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точность;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

В соответствии с образовательной программой школы  и базисным учебным планом на изучение предмета «русский язык» во втором  классе отводится  3 часа в неделю в связи с индивидуальным обучением

 В течение учебного года этот курс изучается в количестве 102 часов

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии курса:

  1. Звуки и буквы-38 ч  
  2. Слово—41  ч.          
  1. Предложение-15ч.
  1. Повторение- 8 ч.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»

Звуки и буквы.

Во 2 классе  звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово.

В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

Предложение.
       Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      Связная речь.  

Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.

Графические навыки.

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс.

Программа

Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»

Учебник:

 Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык .Москва «Просвещение», 2011

 Методические  пособия:

  • В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
  • Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы – под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.


Планирование контроля и оценки знаний учащихся

 Практическая часть:

  1. Контрольное списывание № 1 «Повторение»
  1. Контрольное списывание № 2 «Звуки и буквы»
  1. Контрольное списывание № 3 « Слог»
  1. Контрольное списывание № 4 «Парные звонкие и глухие согласные»
  1. Контрольное списывание № 5 «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога»
  1. Контрольное списывание № 6 «Мягкий знак на конце слова»
  1. Контрольное списывание № 7 «Предмет»
  1. Контрольное списывание № 8 «Предложение»
  1. Контрольное списывание № 9 «Предложение»          
  1. Контрольная работа № 1 Входящая контрольная работа
  1. Контрольная работа № 2 Контрольная работа за 1 триместр
  1. Контрольная работа № 3 Контрольная работа за 2 тримест
  2.   Контрольная работа № 5 Контрольная работа за год

Критерии оценивания письменных работ учащихся.

Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.

Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибки идентичного характера считаются за одну.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:

  1. пропуски букв и слогов;
  2. перестановки букв и слогов;
  3. недописывание букв и слогов;
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами;
  5. искажения слова – «наотух» (на охоту);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление;
  7. слитное написание предложений;
  8. замена одной буквы на другую;
  9. нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).

Тематическое планирование

п\п

Кол.

ур.

Тема урока

Словарь

дата

Звуки и буквы    38  часов

1-2

2

Звуки и буквы

3

1

Соотношение звуков и букв.

карандаш

4

1

Гласные ударные и безударные

горох

5

1

Различие гласных и согласных в сложных словах

6

1

Звуковой состав слов

Москва

7

1

Упражнение в выполнении звукобуквенного анализа

капуста

8

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

9

1

Гласные и согласные звуки.

ребята

10

1

Гласные звуки.

пенал

11

1

Согласные звуки.

12

1

Звонкие и глухие согласные.

13

1

Звуки б - п.

14

1

Звуки в - ф.

15

1

Звуки д - т.

тетрадь

16

1

Звуки г - к.

17

1

Звуки з - с.

18

1

Звуки ж - ш.

19

1

Упражнение в написании слов с парными согласными

20

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

21

1

Свистящие и шипящие согласные.

машина

22

1

Согласные р, л.

собака

23

1

Правописание слов с согласными р, л.

24

1

Свистящие и шипящие согласные

25-26

2

Упражнение в написании слов с шипящими и свистящими согласными

заяц

27-28

2

Упражнение в написании слов с согласными ц, ч, щ.

улица

29-30

2

Твёрдые и мягкие согласные.

тарелка

31-32

2

Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласного.

помидор,

33

1

Правописание слов с буквами е, ё, и, ю, я

34

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

35-36

2

Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного.

морковь

37

1

Закрепление.

38

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

Слово 41

39

1

Слова с буквами е, ё, ю, я  в начале слова и после гласных.

ветер, орех

40

1

Правописание слов с буквами е, ё, ю, я  

41

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

42

1

Слова с буквами и, й.

дежурный

43

1

Написание слов с буквами и, й.

мороз

44-45

2

Перенос слов.

берёза

46-47

2

Упражнение в переносе слов.

сахар

48

1

Ударение.

49-50

2

Упражнение в постановке ударения.

51

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

52

1

Слова, обозначающие предметы.

стакан

53-54

2

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

55

1

Множественное число предметов.

отец

56-57

2

Упражнение в распознавании слов – предметов

58

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

учитель

59

1

Большая буква в ФИО.

корова

60

1

Большая буква в кличках животных.

молоко

61-62

2

Упражнение в написании слов – имён собственных.

63

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

64-65

2

Слова, обозначающие действия предметов.

66-67

2

Множественное и единственное число слов – действий

пальто

68-69

2

Упражнение в распознавании слов, обозначающих действия предметов.

70

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

лопата

71-72

2

Правописание слов – действий предметов.

73

1

Обобщение знаний по теме «Действия предметов».

огурец

74

1

Предлог как часть речи.

75-76

2

Раздельное написание предлога и слова.

барабан

77-78

2

Упражнение в написании слов с предлогами.

топор

79

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

молоток

Предложение   15

80-82

3

Предложение – единица речи.

83-85

3

Интонационное выделение предложений.

86-88

3

Знаки препинания в конце предложения.

89-91

3

Большая буква в начале предложения.

92-93

2

Упражнение в написании, различении, составлении предложений.

94

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

Повторение    8

95

1

Повторение пройденного. Звуки и буквы.

96

1

Повторение пройденного. Предмет.

97

1

Повторение пройденного. Действия предметов.

98

1

Повторение пройденного. Словарные слова.

99

1

Повторение пройденного. Предлог.

100

1

Повторение пройденного. Правописание большой буквы.

101

1

Контрольная работа. Р.Н.О.

102

1

Повторение пройденного. Предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 3 класс

Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью 7класс

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для ребенка 7 класса индивидуального обучения  на 2019-2020 учебный год.В соответствии  с Законом РФ «Об образовании в Российской Фе...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...