Выступление по теме "Преемственность дошкольного образовательного учреждения и школы"
консультация на тему

Выступление на семинаре в детском саду №33

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на тему: «Преемственность дошкольного образовательного учреждения и муниципального бюджетного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»

                                                            Захарова Зоя Николаевна,

                                                                        Яковлева Екатерина Владимировна,

                                                          учителя начальных классов

высшей квалификационной категории                                                            

                                       

Нижнекамск, 2018 год

   На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения, мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Реализация преемственности осуществляется таким образом:

выдвигаются три вида преемственных связей.

Это -  работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Детский сад и школа расположены близко друг от друга. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях.

В 2017-2018 учебном году педагогические коллективы ДОУ и школы работали над решением главной цели – обеспечение качественного дошкольного образования путем совершенствования системы работы по созданию единого образовательного пространства по преемственности воспитания и обучения детей между дошкольным учреждением и школой в направлениях:

- совершенствование системы совершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования;

- сохранение специфики содержания форм и методов в обучении, воспитании и развитии на начальном этапе образования.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

- Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

- Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

- Создание единой стратегии в работе с родителями;

- Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основными объектами работы по преемственности были:

- Методическая и психолого-педагогическая работа;

         - Работа с родителями;

- Воспитательная работа (связь детских коллективов).

Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.

Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.

Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, посещение музеев, спортивные мероприятия, выставки детского творчества).

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями велась на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование. Особый интерес у родителей вызывают встречи с учителями.

Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

 Посещение занятий дошкольниками в школе по программе «Подготовка к школе» (февраль-март) вызывает у них не меньший интерес, дети рассказывают стихи, инсценируют сказки, рисуют, делают поделки, занимаются счетом, решают нестандартные задачи; знакомятся с условиями школьной жизни, беседуют с учащимися школы, которые посещали детский сад – всё это вызывает у ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, знакомятся с правилами поведения в школе, учатся отвечать на уроках…

 Учителя опираются на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организуют работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

 В процессе четырёхлетнего пребывания ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который учитывается педагогами при переходе в начальную школу. В ходе подготовки педагог - психолог школы проверил уровень развития при переходе дошкольников на начальную ступень образования.

      Педагог-психолог, осуществляя психологическое сопровождение основной общеобразовательной программы, помогает педагогам осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, подбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания; организует консультирование родителей по вопросам подготовки детей к обучению; проводит игровые ситуации общения с элементами психологического тренинга по формированию мотивационной готовности детей к обучению.

В рамках психодиагностической работы в школе проводятся исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов детей групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет: (подготовительные группы): памяти, внимания, восприятия, наглядно-образного и логического мышления.

Анализ результатов психологического обследования свидетельствует о устойчивых положительных показателях по всем компонентам психологической готовности.

Результат должен быть достигнутым за счет качественной, системной работы педагогического коллектива по воспитанию, обучению и подготовке детей к следующей ступени образования - обучению в школе.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение. Вопросы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ.

В статье вскрыты проблемы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ. Показаны направления работы по развивающему обучению. (из опыта работы)...

Выступление на семинаре по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями.

Тема семинара-практикума "Развитие учебной мотивации младшего школьника"....

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения. Из опыта работы.

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения.Презентация....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и школы

Выступление на семинаре в МБОУ "Детский сад  №27"...

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения со школой

План работы по преемственности детского сада, подготовительной группы со школой...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"

Выступление на Мо по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"...