Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"
презентация к уроку
Выступление на Мо по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.zip | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
25.03.2020г.
Садомина А.М, Вылка А.В.
СЛАЙД 1 - «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Добрый день!
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
СЛАЙД 2
В своей практике учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Итак, возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
СЛАЙД 3 – Грамотность и Чит грам
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
СЛАЙД 4 - Особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Сегодня я покажу разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
СЛАЙД-5 - Скороговорки.
Начало урока – это кратковременный, но важный этап урока. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Быстро включить детей в работу. Для этого можно использовать скороговорки, чистоговорки, загадки.
Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо громко шепотом немое кино произносят беззвучно.
Лена искала булавку.
Булавка упала подлавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
2. Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ДА’-ДА-ДА, ДА-ДА’-ДА, ДА-ДА-ДА‘
СЛАЙД 6 – 1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
СЛАЙД - 7 - 2.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
СЛАЙД - 8
4. В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
СЛАЙД - 9
5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй пцогвуиа
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
СЛАЙД – 10
6. Прочитай слова, вернув буквы на место.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня - ну и ну!-
Все они сбежали.
слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт плн .
Применяя в работе разные приёмы и упражнения, я отмечаю следующее:
За учебный период учащиеся моего 1 «а» класса научились читать по слогам и целыми словами, различают звуки и буквы, умеют писать с печатного текста, пишут небольшие диктанты, стараются высказывать свои мысли о прочитанном. На уроках литературного чтения, окружающего мира могут сделать выводы, ориентируются в текстах учебника. Эта ежедневная кропотливая работа учителя.
Проблема сегодняшнего дня научить каждого ученик беглому осознанному чтению, пересказам, добывать самостоятельно информацию из различных источников.
Сегодня важная задача учителя - научить ученика читать «правильно», «эффективно», продуктивно.
Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
СЛАЙД 11
Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны: ПРЕДСТАВЛЕНО на слайде.
- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения:
СЛАЙД 12 - Задания для 2 класса (на уровне предложения)
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
СЛАЙД 13 - 2.Читай предложения наоборот справа налево:
вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот
3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
СЛАЙД 14
4. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
СЛАЙД 15- Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах
Задания (на уровне текста)
Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
СЛАЙД 16 - ЧаМЕТ
1. Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
СЛАЙД 17 - 2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
СЛАЙД 18 - 3. Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
- Вопросы для контроля:
- Что умеют животные?
- Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
- Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Упражнения для развития навыков чтения.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);
- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/);
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- антиципация слов, предложений, пословиц;
- чтение через решётку (из полосок бумаги);
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
СЛАЙД 19- 20 – Работа с техникой чтения
Межпредметные связи.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды, викторины,
Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Дети работают в группах. Получают лист со словами, с помощью словарей дают объяснение, проверяют фронтально.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Презентация должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).
Здоровьесберегающая технология
Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность, игры,
Личностно-ориентированная технология
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
- Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Провожу дифферинцированную работу с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией, создана в классе передвижка ученик – библиотеку, провожу конкурсы на лучшего чтеца по домашнему чтению, внеурочные мероприятия по чтению (совместно с детской библиотекой).
При использовании на уроках разных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
СЛАЙД 20
- учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы
Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...
УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»
УЧЕБНЫЙ ПЛАНначального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова» 2016 – 2017 учебный год...
УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»
УЧЕБНЫЙ ПЛАНначального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова» 2016 – 2017 учебный год...
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»
ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...
УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова»
ООП НОО МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.Учебный план и план внеуро...
Портфолио Горынцевой Любови Петровны, учителя начальных классов МБОУ "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"
Обобщение опыта в рамках аттестации педагога на высшую квалификационную категорию. Присвоена высшая квалификационная категория, приказ Департамента образования ЯНАО №1601 от 29.12.2016 года....
ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7
Организация и реализация в МБОУ СОШ № 7 инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...