Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года
рабочая программа
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_3-4_goda.docx | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Балтийска
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 4
____________Г.А. Лешкович
от «___»____________2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности «Янтарик»
Возраст обучающихся:3 - 4 года
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик:
Пимкина Кристина Александровна ,
воспитатель
МБДОУ д/с № 4 г. Балтийска
Согласовано
на педагогическом совете
от г., протокол №
г. Балтийск
2020г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………..3стр.
2.Календарный учебный график……………………………………………..4стр.
3.Учебный план……………………………………………………………….5стр.
4.Содержание программы………………………………………………..…..6стр.
5.Система мониторинга……………………………………………………..10стр.
6.Методическое обеспечение……………………………………………….10стр.
7.Список литературы……………..………………………………………....10стр.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Янтарик» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна и актуальность. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно.
Программа педагогически целесообразна тем, что через данную программу закладывается основа нравственной культуры ребенка, воспитываются в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить хорошее от плохого, но и противостоять злу. В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.
Цель программы:
Приобщение дошкольников к духовно - нравственным ценностям русской народной культуры.
Задачи:
- формировать у детей общее представление о культуре русского народа, её богатстве и разнообразии;
- обогащать знания детей о предметах быта русского народа;
- познакомить с декоративно-прикладным творчеством;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Отличительная особенность программы. Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты освоения программы
Знает основные литературные понятия по фольклору, краткое содержание прочитанных литературных произведений, быт и традиции русского народа, песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их. Использует в игре предметы быта русского народа. Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
- Календарный учебный график
Возрастная группа | Вторая младшая 3-4 года |
Начало учебного года | 01.09.2020 |
Окончание учебного года | 29.05.2021 |
Каникулы | 01.01.2020-10.01.2021 |
Праздничные дни | 04.11.20, 23.02.21, 08.03.21, 01.05.21, 09.05.21, |
Продолжительность занятий | до 15 мин |
Количество занятий в неделю | 1 |
Дни занятий | Согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО |
Время занятий |
Программа рассчитана на 9 месяцев, количество часов 36. Ведущей формой организации обучения является групповая.
Диагностика проводится в начале и конце года через наблюдения и анализ детских работ.
Способы и формы определения результативности программы:
Открытые занятия для родителей;
Творческий отчёт педагога на педагогическом совет
- Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | 0.25 | 0.75 |
2 | «Ходит сон близ окон» | 1 | 0.25 | 0.75 |
3 | «Во саду ли, в огороде» | 1 | 0.25 | 0.75 |
4 | «Репка» | 1 | 0.25 | 0.75 |
5 | «Чудесный сундучок» | 1 | 0.25 | 0.75 |
6 | «Как у нашего кота» | 1 | 0.25 | 0.75 |
7 | «Котик, котик, поиграй» | 1 | 0.25 | 0.75 |
8 | «Девочка и лиса» | 1 | 0.25 | 0.75 |
9 | «Водичка, водичка, умой мое личико» | 1 | 0.25 | 0.75 |
10 | «С гуся вода, а с Ванечки худоба» | 1 | 0.25 | 0.75 |
11 | «Идет коза рогатая» | 1 | 0.25 | 0.75 |
12 | «Волк и семеро козлят» | 1 | 0.25 | 0.75 |
13 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | 1 | 0.25 | 0.75 |
14 | «Колобок» | 1 | 0.25 | 0.75 |
15 | «Уж ты, зимушказима» | 1 | 0.25 | 0.75 |
16 | «Сундучок Деда Мороза» | 1 | 0.25 | 0.75 |
17 | «Пришла коляда —. отворяй ворота» | 1 | 0.25 | 0.75 |
18 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | 1 | 0.25 | 0.75 |
19 | «Гость на гость — хозяйке радость» | 1 | 0.25 | 0.75 |
20 | «Три медведя» | 1 | 0.25 | 0.75 |
21 | «Маша и медведь» | 1 | 0.25 | 0.75 |
22 | Хозяйкины помощники | 1 | 0.25 | 0.75 |
23 | «Половичку курочка веничком метет» | 1 | 0.25 | 0.75 |
24 | Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая» | 1 | 0.25 | 0.75 |
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | 1 | 0.25 | 0.75 |
26 | «Приди, весна, с радостью» | 1 | 0.25 | 0.75 |
27 | «Петушок-золотой гребешок» | 1 | 0.25 | 0.75 |
28 | «Заюшкина избушка» | 1 | 0.25 | 0.75 |
29 | «Трень-брень, гусельки» | 1 | 0.25 | 0.75 |
30 | «Кот, лиса и петух» | 1 | 0.25 | 0.75 |
31 | «Петушок с семьей» | 1 | 0.25 | 0.75 |
32 | «Курочка Ряба» | 1 | 0.25 | 0.75 |
33 | «Здравствуй, солнышко- колоколнышко!» | 1 | 0.25 | 0.75 |
34 | «Сорока-белобока кашу варила» | 1 | 0.25 | 0.75 |
35 | «Кто в тереме живет?» | 1 | 0.25 | 0.75 |
36 | Прощание с «избой» | 1 | 0.25 | 0.75 |
ИТОГО | 36 | 9 | 27 |
- Содержание программы
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1.«Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.30 |
2.«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой(люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.31 | |
3.«Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.32 | |
4.«Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.33 | |
Октябрь | 5. «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.33 |
6. «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как; у нашего кота» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.34 | |
7.«Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.35 | |
8.«Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) 9 | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.35 | |
Ноябрь | 9.«Водичка, водичка, умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36 |
10.«С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36 | |
11.«Идет коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы» — козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36 | |
12.«Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37 | |
Декабрь | 13.«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37 |
14.«Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37 | |
15.«Уж ты, зимушка-зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.38 | |
16.«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.38 | |
Январь | 17.«Пришла коляда — отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.39 |
18.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.39 | |
19.«Гость на гость — хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.40 | |
20.«Три медведя» | Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.40 | |
Февраль | 21.«Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41 |
22.Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода — коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41 | |
23.«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41 | |
24.«Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42 | |
Март | 25.«Нет милее дружка., чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42 |
26.«Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42 | |
27.«Петушок-золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем — Петушком Разучивание потешки о петушке. | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.43 | |
28.«Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.43 | |
Апрель | 29.«Трень-брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом — гуслями | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44 |
30.«Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44 | |
31.«Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44 | |
32.«Курочка Ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45 | |
Май | 33.«Здравствуй, солнышко- колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45 |
34.«Сорока-белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода — глиняным горшком | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45 | |
35.«Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.46 | |
36.Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени | О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.46 |
- Система мониторинга
Критерии оценки деятельности ребенка:
Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:
В -навык полностью сформирован.
С -навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.
Н -навык не сформирован.
№ | Имя ребенка | Знает основные литературные понятия по фольклору | Знает краткое содержание прочитанных литературных произведений, | Знает песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. | Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям. | Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их. |
1 | ||||||
2 |
- Методическое обеспечение программы
- Наглядные материалы (методические пособия, картинки, репродукции картин, игрушки, презентации и т.д.)
- русская печка (макет), люлька , деревянные лавки, деревянный стол, посуда, сундук, утварь.
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; половики, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: гармошка, бубен.
- Мультимедийное оборудование, ноутбук, проектор, экран.
- Канцтовары для детского творчества (бумага, краски, пластилин и т.д.)
- Используемая литература:
- О.Л. Князева, М. Д. Маханева. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
- И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013;
- А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015;
- Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники», Центр педагогического образования, 2007;
- Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Центр педагогического образования, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально – педагогической направленности «Росток»
Подготовка к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик»
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...