Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года
рабочая программа

Тычинина (Пимкина) Кристина Александровна

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.  Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Балтийска

                                                                          Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 4

____________Г.А. Лешкович

                                                                                                          от «___»____________2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности «Янтарик»

Возраст обучающихся:3 - 4 года

Срок реализации: 9 месяцев

                                          Разработчик:

                                                                                          Пимкина Кристина Александровна ,  

                                                                                          воспитатель

                                                                         МБДОУ д/с № 4 г. Балтийска

                                               Согласовано

                                                                     на педагогическом совете

                                                                            от           г., протокол №  

г. Балтийск

2020г.

                                              Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………..3стр.

2.Календарный учебный график……………………………………………..4стр.

3.Учебный план……………………………………………………………….5стр.

4.Содержание программы………………………………………………..…..6стр.

5.Система мониторинга……………………………………………………..10стр.

6.Методическое обеспечение……………………………………………….10стр.

7.Список литературы……………..………………………………………....10стр.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Янтарик»  имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна и актуальность.  Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.  Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.   Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается  ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.  Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно.

Программа педагогически целесообразна тем, что через данную программу   закладывается основа нравственной культуры ребенка, воспитываются в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить хорошее от плохого, но и противостоять злу. В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.

Цель программы: 

Приобщение  дошкольников к духовно - нравственным  ценностям русской народной культуры.

Задачи:

  • формировать  у  детей  общее  представление о культуре  русского  народа,  её  богатстве  и  разнообразии;
  • обогащать знания детей о предметах быта русского народа;
  • познакомить с  декоративно-прикладным  творчеством;
  • способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
  • показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Отличительная особенность программы.  Программа  способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Программа  составлена с учетом  интеграции образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты освоения программы

Знает основные литературные понятия по фольклору, краткое содержание прочитанных литературных произведений, быт и традиции русского народа, песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их. Использует в игре предметы быта русского народа. Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

  1. Календарный учебный график

Возрастная группа

Вторая младшая 3-4 года

Начало учебного года

01.09.2020

Окончание учебного года

29.05.2021

Каникулы

01.01.2020-10.01.2021

Праздничные дни

04.11.20, 23.02.21, 08.03.21,

01.05.21, 09.05.21,

Продолжительность занятий

до 15 мин

Количество занятий в неделю

1

Дни занятий

Согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО

Время занятий

Программа рассчитана на 9 месяцев, количество часов 36. Ведущей формой организации обучения является групповая.

Диагностика проводится в начале и конце года через наблюдения и анализ детских работ.

Способы и формы определения результативности программы:

Открытые занятия для родителей;

Творческий отчёт педагога на педагогическом совет

  1. Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

     Теория

    Практика

1

«Милости просим, гости дорогие»

1

0.25

0.75

2

«Ходит сон близ окон»

1

0.25

0.75

3

«Во саду ли, в огороде»

1

0.25

0.75

4

«Репка»

1

0.25

0.75

     5

«Чудесный сундучок»

1

0.25

0.75

6

«Как у нашего кота»

1

0.25

0.75

     7

«Котик, котик, поиграй»

1

0.25

0.75

     8

«Девочка и лиса»

1

0.25

0.75

9

«Водичка, водичка, умой мое личико»

1

0.25

0.75

10

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

1

0.25

0.75

11

«Идет коза рогатая»

1

0.25

0.75

12

«Волк и семеро козлят»

1

0.25

0.75

13

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

1

0.25

0.75

14

«Колобок»

1

0.25

0.75

15

«Уж ты, зимушказима»

1

0.25

0.75

16

«Сундучок Деда Мороза»

1

0.25

0.75

17

«Пришла коляда —. отворяй ворота»

1

0.25

0.75

18

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

1

0.25

0.75

19

«Гость на гость — хозяйке радость»

1

0.25

0.75

20

«Три медведя»

1

0.25

0.75

21

«Маша и медведь»

1

0.25

0.75

22

Хозяйкины помощники

1

0.25

0.75

23

«Половичку курочка веничком метет»

1

0.25

0.75

24

Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая»

1

0.25

0.75

25

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

1

0.25

0.75

26

«Приди, весна, с радостью»

1

0.25

0.75

27

«Петушок-золотой гребешок»

1

0.25

0.75

28

«Заюшкина избушка»

1

0.25

0.75

29

«Трень-брень, гусельки»

1

0.25

0.75

30

«Кот, лиса и петух»

1

0.25

0.75

31

«Петушок с семьей»

1

0.25

0.75

      32

«Курочка Ряба»

1

0.25

0.75

33

«Здравствуй, солнышко- колоколнышко!»

1

0.25

0.75

34

«Сорока-белобока кашу варила»

1

0.25

0.75

35

«Кто в тереме живет?»

1

0.25

0.75

36

Прощание с «избой»

1

0.25

0.75

ИТОГО

36

9

27

  1. Содержание программы

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

Сентябрь

1.«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.30

2.«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой(люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.31

3.«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.32

4.«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.33

Октябрь

5. «Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.33

6. «Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как; у нашего кота»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.34

7.«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.35

8.«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) 9

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.35

Ноябрь

9.«Водичка, водичка, умой мое личико»  

Знакомство детей с рукомойником Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36

10.«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36

11.«Идет коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» — козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.36

12.«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37

Декабрь

13.«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37

14.«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.37

15.«Уж ты, зимушка-зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.38

16.«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.38

Январь

17.«Пришла коляда — отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.39

18.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.39

19.«Гость на гость — хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.40

20.«Три медведя»

Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.40

Февраль

21.«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41

22.Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода — коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41

23.«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.41

24.«Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42

Март

25.«Нет милее дружка., чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42

26.«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.42

27.«Петушок-золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем — Петушком Разучивание потешки о петушке.

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.43

28.«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.43

Апрель

29.«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом — гуслями

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44

30.«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44

31.«Петушок с семьей»

Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.44

32.«Курочка Ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45

Май

33.«Здравствуй, солнышко- колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45

34.«Сорока-белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода — глиняным горшком

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.45

35.«Кто в тереме живет?»

Знакомство со сказкой «Теремок»

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.46

36.Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени

О.Л.Князева, М.Д.Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа, с.46

  1. Система мониторинга

Критерии оценки деятельности ребенка:

Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:

В -навык полностью сформирован.

С -навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.

Н -навык не сформирован.  

Имя ребенка

Знает основные литературные понятия по фольклору

Знает краткое содержание прочитанных литературных произведений,

Знает песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.

1

2

  1. Методическое обеспечение программы

  • Наглядные материалы (методические пособия, картинки, репродукции картин, игрушки, презентации и т.д.)
  • русская печка (макет), люлька , деревянные лавки, деревянный стол, посуда, сундук, утварь.
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; половики, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты: гармошка, бубен.
  • Мультимедийное оборудование, ноутбук, проектор,  экран.
  • Канцтовары для детского творчества (бумага, краски, пластилин и т.д.)

  1. Используемая литература:

        

  • О.Л. Князева, М. Д. Маханева. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
  • И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013;
  • А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015;
  • Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники», Центр педагогического образования, 2007;
  • Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Центр педагогического образования, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик»

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...