Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы:
формирование у обучающихся основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей обучающихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческих самореализации личности ребенка.
Задачи:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- приобщать школьников к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
- развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._chudesa_svoimi_rukami_4kl.docx | 83.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании научно-методического совета школы Протокол № 1 от « 27 » августа 2015 г. _________ Федюк Н.Г. ( подпись) (Ф.И.О) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ___________ _Гаврилов А.Г. (подпись) (Ф.И.О) «____»_________________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ___________ Ткач В.А. (подпись) (Ф.И.О) «____»_________________2015 г. |
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чудеса своими руками»
на 2017/2018 учебный год
для обучающихся 4-х классов
Составил: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Перерва Ольга Михайловна, |
I.Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» адресована для учащихся 4 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 (с последними изменениями от 03.07.2016 №306- ФЗ; от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями №81 от 24.11.2015) «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями №81 от 24.11.2015) «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым (приказ от 31.08.2016 г. №190);
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
- Положение о зачете результатов освоения образовательной программы дополнительного образования в качестве результатов освоения обучающимися основной образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым в части реализации внеурочной деятельности (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373;
- Приказ от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы:
формирование у обучающихся основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей обучающихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческих самореализации личности ребенка.
Задачи:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- приобщать школьников к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
- развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы «Чудеса своими руками» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)
Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.
Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- Формирование информационной грамотности современного школьника;
- Развитие коммуникативной компетентности;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
III. Описание места курса в учебном плане
Программа «Чудеса своими руками» ориентирована на художественно-эстетическое развитие. Программа одногодичного курса для обучающихся 4 классов составлена из расчета 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В учебное объединение принимаются все желающие заниматься в творческой студии. Группа формируется до 15 человек.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Результативность и оценка внеурочной деятельности
Учащиеся научатся:
- правильно организовать своё рабочее место
- соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
- различать виды материалов;
- определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать одно детальные и много детальные конструкции;
- устанавливать последовательность изготовления поделок из изученных материалов;
- называть приёмы изготовления несложных изделий;
- использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала); понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия, различать материалы и инструменты по их назначению;
- выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий
- эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от рук);
Учащиеся получат возможность научиться:
- рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
- выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей и пр.);
- изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
Личностные результаты изучения курса являются формирование следующих умений:
У учащихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
- эмоционально- ценностное отношение к результатам труда.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к культуре своего народа;
- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру
- представлений о роли труда в жизни человека;
- адекватной оценки правильности выполнения задания.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- понимать цель выполняемых действий,
- понимать важность планирования работы;
- с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией;
- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной последовательностью или образцом;
- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- продумывать план действий при работе;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
- вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
- продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
- характеризовать материалы по их свойствам;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
- анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
- задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Формы представления результатов внеурочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
- однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
VI. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
«Введение» 1ч. | Индивидуальная фронтальная, групповая, коллективная | Теория. Знакомство с историей появления бумаги (презентации). Изучение свойств бумаги. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимые для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасного труда. |
«Аппликация» 5ч. | Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | Знакомство с основами знаний в области композиции, цветоведения. Знакомство и овладение способами разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская аппликация, объемная аппликация, аппликация из геометрических фигур. Техника безопасности при работе. |
«Бумагопластика» 4ч. | Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | Выполнение простейших фигур, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала. Знакомство и овладение простейшими способами работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей. Техника безопасности при работе. |
«Торцевание» 5ч. | Индивидуальная фронтальная, групповая, коллективная | Знакомство с основными приёмами работы в технике «торцевания», работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания». Инструменты. Техника безопасности при работе. |
«Квиллинг» 7ч. | Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы в технике квиллинг. Овладение основными приёмами работы в технике «бумагокручения», составление пространственных и сюжетных композиций. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями. |
« Модульное оригами». 12ч. | Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы. Овладение основными приёмами работы в технике « модульное оригами». Сборка, оформление изделия. |
VII. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | Инструктаж по технике безопасности «Каждому опасному предмету своё место». | 1 | |
2 | Аппликация «Львенок». | 1 | |
3 | Объемная аппликация « Солнышко». | 1 | |
4-6 | Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. | 3 | |
7 | Бумагопластика простых фигур (витая спираль). «Дерево». | 1 | |
8 | Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок «Ромашка». | 1 | |
9-10 | Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. | 2 | |
11-12 | Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. | 2 | |
13 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой«торцевание» | 1 | |
14 | Композиция «Колобок». | 1 | |
15 | Композиция «Зимняя» | 1 | |
16 | Композиция «Елочка» | 1 | |
17 | Презентация лучших работ в технике торцевания | 1 | |
18-19 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой«квиллинг» (бумагокручение). | 2 | |
20 | Композиция «Снежинки». | 1 | |
21 | Композиция «Жар- птица». | 1 | |
22-23 | Композиция « Цветочное ассорти». Коллективная работа. | 2 | |
24 | Презентация лучших работ в технике квиллинг. | 1 | |
25-26 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой« модульное оригами». | 2 | |
27-28 | Композиция «Рыбка» | 2 | |
28-29 | Композиция «Ваза». | 2 | |
29-30 | Композиция «Лебедь». | 2 | |
31-32 | Композиция «Аквариум». | 2 | |
33-34 | Презентация лучших работ в технике модульное оригами. | 2 |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя
- Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
- Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
- Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
- Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
- Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
- Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
- Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
- Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010
- Энциклопедия поделок. М., 2004
Интернет-сайт: http://stranamasterov.ru
Наглядные пособия.
Карточки с заданиями, иллюстрационный материал, фотоальбомы, инструкционные карты.
Технические средства обучения.
Компьютер, Мультимедийный проектор. Сканер. Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"
Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса, 17 часов в полугодие, проводится один раза в неделю. Дл...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги».
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чудеса из бумаги»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» ,1- 4 класс
Программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками" расчитана на 4 года обучения....