Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Перерва Ольга Михайловна

     В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию  традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цель программы:

формирование у обучающихся  основ  целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей обучающихся  посредством  различных видов  прикладного творчества и создание условий для творческих самореализации  личности ребенка.

Задачи:

  • расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • приобщать школьников к народному искусству;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
  • развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
  • помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._chudesa_svoimi_rukami_4kl.docx83.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образованияОписание: Описание: Описание: эмблема

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании научно-методического

совета школы

Протокол №  1  

от «  27  »       августа        2015 г.

_________                Федюк Н.Г.

  ( подпись)                           (Ф.И.О)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 6 с углубленным изучением

отдельных предметов», г. Надым,

___________               _Гаврилов А.Г.

    (подпись)                            (Ф.И.О)

   «____»_________________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«Средняя общеобразовательная школа№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

___________                          Ткач В.А.

    (подпись)                            (Ф.И.О)

   «____»_________________2015 г.

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Чудеса своими руками»

на 2017/2018 учебный год

для обучающихся 4-х классов

Составил:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Перерва Ольга Михайловна,

                                             

I.Пояснительная записка

            Программа по внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» адресована для учащихся 4 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 (с последними изменениями от 03.07.2016 №306- ФЗ; от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями  №81 от  24.11.2015) «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями  №81 от  24.11.2015) «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  10. Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым (приказ от 31.08.2016 г. №190);
  11. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
  12. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
  13. Положение о зачете результатов освоения образовательной программы дополнительного образования в качестве результатов освоения обучающимися основной образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым в части реализации внеурочной деятельности (протокол педагогического совета от 30.08.2017 №1).
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373;
  15. Приказ от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598.

     В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию  традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цель программы:

формирование у обучающихся  основ  целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей обучающихся  посредством  различных видов  прикладного творчества и создание условий для творческих самореализации  личности ребенка. 

Задачи:

  • расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • приобщать школьников к народному искусству;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
  • развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
  • помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

        Содержание программы «Чудеса своими руками» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить  кругозор. Таким мастерскими являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он  должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • Формирование информационной грамотности современного школьника;
  • Развитие коммуникативной компетентности;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

III. Описание места курса в учебном плане

Программа «Чудеса своими руками» ориентирована на художественно-эстетическое  развитие. Программа одногодичного курса для обучающихся 4 классов составлена из расчета 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В учебное объединение принимаются все желающие заниматься в творческой студии. Группа формируется до 15 человек.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.                                          

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.                                                                                                                                           Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. 

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Результативность и оценка внеурочной деятельности

 

  Учащиеся  научатся:

  • правильно организовать своё рабочее место
  • соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
  • различать виды материалов;
  • определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать одно детальные и много детальные конструкции;  
  • устанавливать последовательность изготовления поделок из изученных материалов;
  •  называть приёмы изготовления несложных изделий;
  •  использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);  понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия, различать материалы и инструменты по их назначению;  
  • выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий
  • эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба,  по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от рук);

 

  Учащиеся получат возможность научиться: 

  •  рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
  •  выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей и пр.);
  • изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.

 

Личностные  результаты изучения курса   являются  формирование  следующих  умений:   

  У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
  •  эмоционально- ценностное отношение к результатам труда.

 

Учащиеся получат возможность для формирования:        

  • чувства сопричастности к культуре своего народа;    
  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру
  • представлений о роли труда в жизни человека;  
  • адекватной оценки правильности выполнения задания.

Метапредметные

 Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий,
  • понимать важность планирования работы;
  •  с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией;  
  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной последовательностью или образцом;
  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
  •  осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при работе;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  •  различать и соотносить замысел и результат работы;
  •  включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
  • вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
  •  продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.                                                                                                                 

Познавательные УУД:

Учащиеся    научатся:

  • различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
  • характеризовать материалы по их свойствам;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
  • анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:  

  • выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
  •  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

Учащиеся получат возможность научиться: 

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;  
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
  • задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.

Формы представления результатов внеурочной  деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

- однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;

- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические - по итогом изучения разделов, тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

VI. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

«Введение» 1ч.

Индивидуальная фронтальная, групповая, коллективная

Теория. Знакомство с историей появления бумаги (презентации). Изучение свойств бумаги. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимые для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасного труда.

«Аппликация» 5ч.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная

Знакомство с основами знаний в области композиции, цветоведения. Знакомство и овладение способами разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская аппликация, объемная аппликация, аппликация из геометрических фигур. Техника безопасности при работе.

«Бумагопластика» 4ч.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная

Выполнение простейших фигур, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала. Знакомство и овладение простейшими способами работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей. Техника безопасности при работе.

«Торцевание» 5ч.

Индивидуальная фронтальная, групповая, коллективная

Знакомство с основными приёмами работы в технике «торцевания», работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания». Инструменты. Техника безопасности при работе.

«Квиллинг» 7ч.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная

Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы в технике квиллинг. Овладение основными приёмами работы в технике «бумагокручения», составление пространственных и сюжетных композиций. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями.

« Модульное оригами». 12ч.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная

Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы. Овладение основными приёмами работы в технике « модульное оригами». Сборка, оформление изделия.

VII. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности

«Каждому опасному предмету своё место».

1

2

Аппликация «Львенок».

1

3

Объемная аппликация « Солнышко».

1

4-6

Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.

3

7

Бумагопластика простых фигур (витая спираль). «Дерево».

1

8

Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок «Ромашка».

1

9-10

Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание.

2

11-12

Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки.

2

13

Инструменты и материалы. Знакомство с техникой«торцевание»

1

14

Композиция «Колобок».

1

15

Композиция «Зимняя»

1

16

Композиция «Елочка»

1

17

Презентация лучших работ в технике торцевания

1

18-19

Инструменты и материалы. Знакомство с техникой«квиллинг» (бумагокручение).

2

20

Композиция «Снежинки».

1

21

Композиция «Жар- птица».

1

22-23

Композиция « Цветочное ассорти».

Коллективная работа.

2

24

Презентация лучших работ в технике квиллинг.

1

25-26

Инструменты и материалы. Знакомство с техникой« модульное оригами».

2

27-28

Композиция «Рыбка»

2

28-29

Композиция «Ваза».

2

29-30

Композиция «Лебедь».

2

31-32

Композиция «Аквариум».

2

33-34

Презентация лучших работ в технике модульное оригами.

2

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя

  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
  8. Пицык А.А.  Игрушки из соленого теста. М., 2010
  9. Энциклопедия поделок. М., 2004

Интернет-сайт: http://stranamasterov.ru

Наглядные пособия.

Карточки с заданиями, иллюстрационный материал, фотоальбомы, инструкционные карты.

Технические средства обучения.

Компьютер,  Мультимедийный проектор. Сканер. Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"

Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса,  17 часов в полугодие,  проводится один  раза в неделю. Дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги».

Рабочая программа внеурочной деятельности«Чудеса из бумаги»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Данная  программа  внеурочной  деятельности  по  курсу  «Чудеса  своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...

Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» ,1- 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками" расчитана на 4 года обучения....