Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса окружающего мира"
рабочая программа (2 класс)

Ахмедова Замира Микаиловна

Рабочая программа "Чудеса окружающего мира" 2 класс 2023-2024 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности естественнонаучного направления «Чудеса окружающего мира» разработана на основе требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завидовская основная общеобразовательная школа Яковлевского городского округа»

с учетом Примерной программы начального общего образования по учебным предметам, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, рабочей программы.

 Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

Рабочая программа составлена с учетом внедрения новых образовательных компетенций в рамках регионального проекта «Современная школа» (в форме центров образования естественнонаучного и технологического профилей «Точка роста»).

Нормативно-правовую основу для разработки и реализации программы  внеурочной деятельности составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2015г. №729-р).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н
  • «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.        № 09-3242

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

  • Задачи программы:
  •  Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей;
  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Описание места внеурочной деятельности  в учебном плане

Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год.

Срок реализации рабочей программы 1  год.

Изменения в рабочую программу не внесены.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Выбор подтем (областей знания).
  • Сбор информации.
  • Выбор проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтем учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать

что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать, и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность        дополнительного        образования        как        механизма        полноты        и целостности образования в целом;
  • Развития        индивидуальности        каждого        ребенка        в        процессе        социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ           

Личностные результаты:

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
  • замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
  • сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
  • устанавливать правильную последовательность событий;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.
  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
  • формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

  • наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира  живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
  • сформированности представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
  • владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

«Чудеса окружающего мира»

2 класс 2023-2024 учебный год.

занятия

Тема

Форма организации занятия

Используемое оборудование

«Точки роста»

Количество

часов

Дата

план

факт

                                                                Введение – 3 ч.

1.

Знакомство с планом работы  кружка.

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа, познавательная игра

1

06.09

2.

Природа вокруг нас. Изучать природу – значит любить и

охранять её.

Беседа. Знакомство с цифровой  лабораторией «Releon»

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

13.09

3

Природа вокруг нас. Изучать природу – значит любить и

охранять её.

Беседа. Знакомство с цифровой  лабораторией «Releon»

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

20.09

Секреты неживой природы -16 ч.

4.

Звёзды, созвездия, планеты.

  Создание  проекта

«Солнечная система»

1

27.09

5.

Звёзды, созвездия, планеты.

  Создание  проекта

«Солнечная система»

1

04.10

6.

Великий невидимка – воздух

Познавательно-исследовательская

игра

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

11.10

7.

Великий невидимка – воздух

Познавательно-исследовательская

игра

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

18.10

8.

Свойства воздуха

Лабораторная работа.

Изучение свойств

воздуха.

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

25.10

9.

Свойства воздуха

Лабораторная работа.

Изучение свойств

воздуха.

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

08.11

10.

Погода.

Измерение температуры воздуха, атмосферного

давления

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

15.11

11.

Погода.

Измерение температуры воздуха, атмосферного

давления

Цифровая лаборатория

«Releon»

1

22.11

12.

Экскурсия.

Изучаем водоемы нашей местности

Практическая работа.

Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод

Цифровая лаборатория    «Releon» с датчиком раствора

1

29.11

13.

Экскурсия.

Изучаем водоемы нашей местности

Практическая работа.

Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод

Цифровая лаборатория    «Releon» с датчиком раствора

1

06.12

14.

Горные породы и  минералы

Работа с коллекцией

«Горные породы

и минералы»

1

13.12

15.

Горные породы и   минералы

Работа с коллекцией

«Горные породы

и минералы»

1

20.12

16.

Почвы. Свойства          почвы

Изучение свойств почвы

Цифровая лаборатория  

«Releon» с датчиком

влажность  почвы

1

27.12

18.

Почвы. Свойства          почвы

Изучение свойств почвы

Цифровая лаборатория  

«Releon» с датчиком

влажность  почвы

1

10.01

Разнообразие живой природы -10 ч.

19.

Растения вокруг нас

Беседа,  познавательная  игра

1

17.01

20.

Растения вокруг нас

Беседа,  познавательная  игра

1

24.01

21.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ.

1

31.01

22.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ.

1

07.02

23.

Жизнь под микроскопом.

Знакомство с микроскопом

Цифровая лаборатория Releon

1

14.02

24.

Жизнь под микроскопом.

Знакомство с микроскопом

Цифровая лаборатория Releon

1

21.02

25.

Животные вокруг нас

Познавательная  игра

1

28.02

26.

Животные вокруг нас

Познавательная  игра

1

06.03

27.

Условия, необходимые для жизни

животных

Работа в группах

1

13.03

28.

Условия, необходимые для жизни

животных

Работа в группах

1

20.03

Человек, часть живой природы -5 ч.

29.

Человек и его деятельность

Беседа

1

03.04

30.

Человек и его деятельность

Беседа

1

10.04

31.

Выявляем связь между состоянием  природы и здоровьем человека.

Исследование микроклимата классного

кабинета

Цифровая лаборатория    

« «  Releon»

1

17.04

32.

Выявляем связь между состоянием  природы и здоровьем человека.

Исследование микроклимата классного

кабинета

Цифровая лаборатория    

« «  Releon»

1

24.04

33.

Выявляем связь между состоянием  природы и здоровьем человека.

Исследование микроклимата классного

кабинета

Цифровая лаборатория    

« «  Releon»

1

15.05

34.

Итоговое  занятие.

Анализ  исследовательской деятельности.

Награждение активистов

1

22.05

29.05

Материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Обеспечивает проведение учебного экологического мониторинга инструментальными методами. Набор применяется при изучении экологии, биологии, химии, географии, а также для индивидуальных исследований и проектной деятельности школьников.

Комплектация:

Беспроводной мультидатчик;

- Датчик нитрат – ионов;

-Датчик хлорид – ионов;

-Д      атчик pH;

- Датчик влажности;

- Датчик освещенности;

- Датчик температуры;

- Датчик электропроводимости;

- Датчик температуры окружающей среды.

Отдельные датчики:

- Датчик звука;

-Датчик влажности почвы;

- Датчик кислорода;

- Датчик оптической плотности;

- Датчик окиси углерода;

Аксессуары:

- Кабель USB соединительный (2шт.)

- Зарядное устройство с кабелем miniUSB;

- АдаптерBluetooth4.1LowEnergy;

- Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории;;

- Программное обеспечение;

-Методические рекомендации не менее 20 работ;

- Упаковка;

- Наличие русскоязычного сайта поддержки;

- Наличие видеороликов.

Список  используемой литературы

1.Брем А. Жизнь животных /Альфред Брем.- М.: Эксмо, 2019. -960с.: ил.

2. Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество,

2020.- 64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).

3 .Краеведческая работа в начальной школе. Из опыта работы. - М.,

«Просвещение», 2017 – 224с.

4. Кучин А.П. Птицы Алтая. Барнаул, Алт. Кн. издательство. 2018  232с. с илл.

5.Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.:

ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2020 -320с.:ил.

6.Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.-М.:ООО"Фирма

"Издательство АСТ"";ООО "Издательство Астрель", 2020 -345с.:ил.

7.Энциклопедия животных. Перевод с англ. М.Авдониной. – М.: Издательство Эксмо, 2007. -128с.: илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"

Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса,  17 часов в полугодие,  проводится один  раза в неделю. Дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс

   В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги».

Рабочая программа внеурочной деятельности«Чудеса из бумаги»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Данная  программа  внеурочной  деятельности  по  курсу  «Чудеса  своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...

Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»

        Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...