Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса окружающего мира"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа "Чудеса окружающего мира" 2 класс 2023-2024 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП "Чудеса окружающего мира" 2 класс | 580.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности естественнонаучного направления «Чудеса окружающего мира» разработана на основе требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завидовская основная общеобразовательная школа Яковлевского городского округа»
с учетом Примерной программы начального общего образования по учебным предметам, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, рабочей программы.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Рабочая программа составлена с учетом внедрения новых образовательных компетенций в рамках регионального проекта «Современная школа» (в форме центров образования естественнонаучного и технологического профилей «Точка роста»).
Нормативно-правовую основу для разработки и реализации программы внеурочной деятельности составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2015г. №729-р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н
- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
- Задачи программы:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей;
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Изменения в рабочую программу не внесены.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтем учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать
что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать, и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
- наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
- сформированности представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
- владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Чудеса окружающего мира»
2 класс 2023-2024 учебный год.
№ занятия | Тема | Форма организации занятия | Используемое оборудование «Точки роста» | Количество часов | Дата | ||||||
план | факт | ||||||||||
Введение – 3 ч. | |||||||||||
1. | Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа, познавательная игра | 1 | 06.09 | |||||||
2. | Природа вокруг нас. Изучать природу – значит любить и охранять её. | Беседа. Знакомство с цифровой лабораторией «Releon» | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 13.09 | ||||||
3 | Природа вокруг нас. Изучать природу – значит любить и охранять её. | Беседа. Знакомство с цифровой лабораторией «Releon» | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 20.09 | ||||||
Секреты неживой природы -16 ч. | |||||||||||
4. | Звёзды, созвездия, планеты. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | 27.09 | |||||||
5. | Звёзды, созвездия, планеты. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | 04.10 | |||||||
6. | Великий невидимка – воздух | Познавательно-исследовательская игра | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 11.10 | ||||||
7. | Великий невидимка – воздух | Познавательно-исследовательская игра | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 18.10 | ||||||
8. | Свойства воздуха | Лабораторная работа. Изучение свойств воздуха. | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 25.10 | ||||||
9. | Свойства воздуха | Лабораторная работа. Изучение свойств воздуха. | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 08.11 | ||||||
10. | Погода. | Измерение температуры воздуха, атмосферного давления | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 15.11 | ||||||
11. | Погода. | Измерение температуры воздуха, атмосферного давления | Цифровая лаборатория «Releon» | 1 | 22.11 | ||||||
12. | Экскурсия. Изучаем водоемы нашей местности | Практическая работа. Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод | Цифровая лаборатория «Releon» с датчиком раствора | 1 | 29.11 | ||||||
13. | Экскурсия. Изучаем водоемы нашей местности | Практическая работа. Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод | Цифровая лаборатория «Releon» с датчиком раствора | 1 | 06.12 | ||||||
14. | Горные породы и минералы | Работа с коллекцией «Горные породы и минералы» | 1 | 13.12 | |||||||
15. | Горные породы и минералы | Работа с коллекцией «Горные породы и минералы» | 1 | 20.12 | |||||||
16. | Почвы. Свойства почвы | Изучение свойств почвы | Цифровая лаборатория «Releon» с датчиком влажность почвы | 1 | 27.12 | ||||||
18. | Почвы. Свойства почвы | Изучение свойств почвы | Цифровая лаборатория «Releon» с датчиком влажность почвы | 1 | 10.01 | ||||||
Разнообразие живой природы -10 ч. | |||||||||||
19. | Растения вокруг нас | Беседа, познавательная игра | 1 | 17.01 | |||||||
20. | Растения вокруг нас | Беседа, познавательная игра | 1 | 24.01 | |||||||
21. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ. | 1 | 31.01 | ||||||||
22. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ. | 1 | 07.02 | |||||||
23. | Жизнь под микроскопом. | Знакомство с микроскопом | Цифровая лаборатория Releon | 1 | 14.02 | ||||||
24. | Жизнь под микроскопом. | Знакомство с микроскопом | Цифровая лаборатория Releon | 1 | 21.02 | ||||||
25. | Животные вокруг нас | Познавательная игра | 1 | 28.02 | |||||||
26. | Животные вокруг нас | Познавательная игра | 1 | 06.03 | |||||||
27. | Условия, необходимые для жизни животных | Работа в группах | 1 | 13.03 | |||||||
28. | Условия, необходимые для жизни животных | Работа в группах | 1 | 20.03 | |||||||
Человек, часть живой природы -5 ч. | |||||||||||
29. | Человек и его деятельность | Беседа | 1 | 03.04 | |||||||
30. | Человек и его деятельность | Беседа | 1 | 10.04 | |||||||
31. | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Исследование микроклимата классного кабинета | Цифровая лаборатория « « Releon» | 1 | 17.04 | ||||||
32. | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Исследование микроклимата классного кабинета | Цифровая лаборатория « « Releon» | 1 | 24.04 | ||||||
33. | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Исследование микроклимата классного кабинета | Цифровая лаборатория « « Releon» | 1 | 15.05 | ||||||
34. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | Награждение активистов | 1 | 22.05 29.05 |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Обеспечивает проведение учебного экологического мониторинга инструментальными методами. Набор применяется при изучении экологии, биологии, химии, географии, а также для индивидуальных исследований и проектной деятельности школьников.
Комплектация:
Беспроводной мультидатчик;
- Датчик нитрат – ионов;
-Датчик хлорид – ионов;
-Д атчик pH;
- Датчик влажности;
- Датчик освещенности;
- Датчик температуры;
- Датчик электропроводимости;
- Датчик температуры окружающей среды.
Отдельные датчики:
- Датчик звука;
-Датчик влажности почвы;
- Датчик кислорода;
- Датчик оптической плотности;
- Датчик окиси углерода;
Аксессуары:
- Кабель USB соединительный (2шт.)
- Зарядное устройство с кабелем miniUSB;
- АдаптерBluetooth4.1LowEnergy;
- Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории;;
- Программное обеспечение;
-Методические рекомендации не менее 20 работ;
- Упаковка;
- Наличие русскоязычного сайта поддержки;
- Наличие видеороликов.
Список используемой литературы
1.Брем А. Жизнь животных /Альфред Брем.- М.: Эксмо, 2019. -960с.: ил.
2. Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество,
2020.- 64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).
3 .Краеведческая работа в начальной школе. Из опыта работы. - М.,
«Просвещение», 2017 – 224с.
4. Кучин А.П. Птицы Алтая. Барнаул, Алт. Кн. издательство. 2018 232с. с илл.
5.Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.:
ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2020 -320с.:ил.
6.Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.-М.:ООО"Фирма
"Издательство АСТ"";ООО "Издательство Астрель", 2020 -345с.:ил.
7.Энциклопедия животных. Перевод с англ. М.Авдониной. – М.: Издательство Эксмо, 2007. -128с.: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"
Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса, 17 часов в полугодие, проводится один раза в неделю. Дл...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги».
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чудеса из бумаги»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...
Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Что мы знаем про то, что нас окружает" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»
Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...