Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
статья по логопедии на тему
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladkommunikatsionnyh_tehnologiy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической работе.
I
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.
II
Использование информационно-коммуникативных технологий
В своей логопедической практике применяем:
- Специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; «Дельфа-130», «Домашний логопед», «Учимся говорить»
- Игры в среде «Logo»
- «Упражнения-презентации»
Компьютерные программы позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия. Внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей
Развивающие игры в среде «Logo» адресованы детям младшего и среднего школьного возраста. Они помогают учиться устанавливать связи между словом и действием, словом и образом; способствуют преодолению и предупреждению отклонений в речевом развитии. («Азбука», «Мир вокруг нас», «Занимательная логика» «Мир за твоим окном»)
Использование офисных компьютерных программ, позволяет самостоятельно разрабатывать упражнения-презентации, направленные на коррекцию определённых компонентов речи. Упражнения дают возможность разнообразить проведение занятий, повысить мотивацию, стимулировать коррекционно-развивающий процесс.
III
Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов достигается индивидуальность и максимальная эффективность коррекционного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...
Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»
Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В статье рассматриваются компьютерные программы, используемые в работе учителя- логопеда.В современном мире компьютерные технологии стремительно завоёвывают всё новые направления в области образовател...
Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...
"Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Доклад на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий "ИКТ) в работе учителя начальных классов"...