Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотей Л" (Возраст учащихся 6-12 лет)
рабочая программа на тему
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а выразить свои мысли им трудно. Вот почему так необходимо живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи | 44.6 КБ |
programma_kruzhka_gramotey_denisova_n.i.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Москва 2017
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по устранению нарушений в устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Закона РФ «Об образовании», инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2, составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов – практиков :Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И.
Направленность: социально-педагогическая
Актуальность программы: В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.
Объем программы: 76 часов
Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь - май) 2 раза в неделю.
Цель:
Устранить нарушения в развитии устной и письменной речи у учащихся и всестороннее развитие ребенка.
Задачи:
- Сформировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов и предложений, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Развитие навыков построения связного высказывания. Отбор языковых средств, адекватной смысловой концепции для построения высказываний в тех или иных целях общения.
- Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные. Основная форма работы: групповая
2.Общая характеристика коррекционного курса
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (76 часов) для учащихся 1- 4 классов.
2. Основные разделы программы:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. |
| 7 |
2. |
| 4 |
3. |
| 28 |
4. |
| 12 |
5. |
| 13 |
6. |
в словах, слогах, предложениях. | 6 |
7.
|
| 6 Итого: 76 часов |
3.Результаты освоения программы:
Предметные
К концу коррекционного обучения учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;
- отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;
- буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
- правописание предлогов и приставок;
- основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных).
К концу коррекционного обучения дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- уметь производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
- определять какой частью речи являются данные слова;
- писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных)
- правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции;
- составлять предложения различных типов;
• составлять связные высказывания на заданные темы.
Метапредметные
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных задач.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
аналогий;
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
Личностные
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
4.Содержание учебного курса
1.Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи – 7 часов
В мире звуков. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. - Знакомство с гласными и согласными звуками. Распознавание гласных и согласных звуков. Развитие слухового восприятия, артикуляционной моторики, моторики пальцев рук.
*Гласные звуки и буквы, слогообразующая роль гласных. - Выделение гласных звуков в словах (определение наличия кии отсутствия заданного звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Закрепление звукобуквенных связей. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, логического мышления, связной речи. Развитие навыка письма. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развитие познавательной активности.
1. Гласные звуки.
2.Звук (а). Буквы А а
3.Звук (0). Буквы О о
4.Звук (у). Буквы У у
5.Звук (ы). Буква ы
6.Звук (и). Буквы И и
7. Гласные звуки (а), (о), (и), (ы), (у). Слогообразующая роль гласных.
2.Развитие фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры - 4 часа
*Анализ слов с различной слоговой структурой. - Выделение гласных звуков (а, о, у, ы, и) в словах. Практическое усвоение правила: сколько гласных столько и слогов. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства (хлопки, шаги). Составление слоговых графических схем слов. Развитие навыков фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза. Развитие пространственного восприятия и ориентации.
8.Анализ односложных слов.
9.Анализ двухсложных слов.
10.Анализ трёхсложных слов.
11.Анализ слов различной слоговой структуры.
3.Развитие фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных - 28 часов
*Согласные звуки и буквы, дифференциация звонких и глухих согласных
- Знакомство с согласными звуками и буквами. Закрепление звукобуквенных связей. Уточнение артикуляции изучаемых звуков. Выделение согласных звуков в словах: определение наличия или отсутствия звука в слове; вычленение звука из начала и конца слова; определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности и количества звуков в слове. Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками (парными и непарными). Дифференциация звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, предложениях. Тренировочные упражнения по отработке навыка чтения. Чтение слогов и слов с дифференцируемыми звуками. Работа со словами - паронимами. Работа со скороговорками и чистоговорками. Усвоение норм орфографии: правописание парных звонких и глухих согласных. Отработка навыка письма под диктовку. Развитие зрительного и слухового восприятия. Обогащение словарного запаса. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук. Развитие высших психических функций. Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза.
12. Сонорные звуки и буквы, которые их обозначают.
13. Дифференциация звуков (л) -(р), (л') - (р')
14.Парные звонкие и глухие согласные З – С.
15. Дифференциация звуков (с) -(з), (с') - (з'). Звонкие и глухие согласные.
16. Парные звонкие и глухие согласные Г – К.
17.Дифференциация звуков (г) -(к), (г') - (к'). Звонкие и глухие согласные.
18. Парные звонкие и глухие согласные Б – П.
19. Дифференциация звуков (б) -(п), (б') - (п'). Звонкие и глухие согласные
20. Парные звонкие и глухие согласные Д –Т.
21. Дифференциация звуков (д) -(т), (д') - (т'). Звонкие и глухие согласные
22. Парные звонкие и глухие согласные В-Ф
23. Дифференциация звуков (в) -(ф), (в') - (ф'). Звонкие и глухие согласные.
24. Парные звонкие и глухие согласные Ж – Ш.
25. Дифференциация звуков (ж) - (ш). Звонкие и глухие согласные.
26. Дифференциация звуков (с) - (ш).
27. Дифференциация звуков (ж) - (з).
28. Правописание слов с сочетаниями жи, ши.
29. Непарные глухие согласные Ч,Щ, Ц, Х.
30. Дифференциация звуков (г), (к), (х).
31. Дифференциация звуков (ш), (щ).
32. Дифференциация звуков (ч), (щ).
33. Дифференциация звуков (ц), (щ)
34. Дифференциация звуков (с), (ц).
35. Правописание слов с сочетаниями ча. чу.
36. Правописание слов с сочетаниями ща, щу.
37. Правописание слов с сочетаниями чк, чн.
38. Парные звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов.
39. Правописание звонких и глухих согласных, подбор проверочных слов.
4. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале йотированных гласных е,ё,ю,я – 12 часов.
*Дифференциация гласных в обозначении 1—ого звука и 2—ух звуков. Сравнение букв при обозначении 1-ого и 2-ух звуков, развитие слухового восприятия. Выбор гласных букв для обозначения 2-ух звуков. Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаком, их дифференциация. Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Развитие высших психических функций. Развитие орфографической зоркости.
40. Буква Я и звуки, которые она обозначает.
41. Буква Ё и звуки, которые она обозначает.
42. Буква Ю и звуки, которые она обозначает.
43. Буква Е и звуки, которые она обозначает.
44. Дифференциация букв е и ё.
45. Закрепление зрительного образа йотированных букв е, ё, ю, я.
46. Уточнение знаний о разделительных твёрдом и мягком знаках.
47. Смыслоразличительная роль разделительного Ь знака.
48. Смыслоразличительная роль разделительного Ъ знака.
49. Дифференциация разделительных Ъ и Ь знаков.
50. Звукобуквенный анализ слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
51. Развитие графомоторных навыков: закрепление зрительного образа букв, запись слогов, слов и предложений.
5. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале твердых и мягких согласных – 13 часов.
*Дифференциация твёрдых и мягких согласных. - Сравнивание в артикуляции твердых и мягких звуков, развитие слухового восприятия. Гласные 2 ряда: Я, Ё, Е, Ю, И. Дифференциация гласных звуков и букв (а-я, о-ё, ы-и, у-ю) в слогах, словах, предложениях. Выбор гласных букв для обозначения мягкости согласных на письме. Тренировочные упражнения в чтении слогов, слов с гласными А-Я, Ы-И, О- Ё, У-Ю. Разучивание чистоговорок. Правописание слов с мягким знаком. Мягкий знак в функции смягчения и разделения. Тренировочные упражнения в чтении слов с мягким знаком, и твёрдым знаком. Развитие слуховых дифференциаций (твердость - мягкость согласных)ю Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Развитие высших психических функций. Развитие орфографической зоркости.
52. Дифференциация твердых и мягких согласных.
53. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
54. Буквы И, Ы. Дифференциация гласных И - Ы в слогах, словах. Дифференциация гласных И - Ы в предложениях.
Чтение слов с гласными И, Ы после согласных.
55. Буква Я. Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах. Дифференциация гласных А - Я в предложениях. Чтение слов с гласными А, Я после согласных.
56. Буква Е. Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах. Дифференциация гласных О - Е в предложениях
Чтение слов с гласными О, Е после согласных.
57. Буква Ю. Дифференциация гласных У - Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных У - Ю в предложениях.
Чтение слов с гласными У, Ю после согласных.
58. Дифференциация гласных Ё-Юв слогах, словах. Дифференциация гласных Е - Ю в предложениях.
Чтение слов с гласными Е, Ю после согласных.
59. Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в конце слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Чтение слов с мягким знаком на конце.
60. Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в середине слова.
Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине слова. Чтение слов с мягким знаком в середине слова.
61. Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Чтение слов с разделительным мягким знаком.
62. Мягкий знак в функции смягчения и разделения.
63. Разделительный твердый знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком.
64. Чтение слов с разделительным твёрдым знаком.
6. Дифференциация сходных по написанию букв в словах, слогах, предложениях. – 6 часов.
*Дифференцировать сходные по начертанию буквы в слогах, словах. Закрепление связей между звуком и буквой. Работа с изографами. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза. Расширение объёма зрительной памяти.
65. Дифференциация букв о – а.
66. Дифференциация букв и -у.
67. Дифференциация букв б – д.
68. Дифференциация букв п –т.
69. Дифференциация букв и-ш.
70. Закрепление. Дифференциация смешиваемых пар букв.
7.Повторение. – 6 часов
*Повторение и закрепление пройденного материала, используя игровые моменты, ребусы и кроссворды.
71. Повторение. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
72. Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные) Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные).
73. Повторение. Согласные звуки: твердые и мягкие.
74. Проверочная работа. – Диктант.
75. Проверка техники чтения.
76. Итоговое игровое занятие « Буквы едут в гости к нам». - Занимательные задания: кроссворды, ребусы, загадки.
5.Календарно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации ( контроля) |
1. | Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. ( Гласные звуки и буквы, слогообразующая роль гласных). | 7 | |
1.1 | Гласные звуки. | 1 | |
1.2 | Звук (а). Буквы А а | 1 | |
1.3 | Звук (0). Буквы О о | 1 | |
1.4 | Звук (у). Буквы У у | 1 | |
1.5 | Звук (ы). Буква ы | 1 | |
1.6 | Звук (и). Буквы И и | 1 | |
1.7 | Гласные звуки (а), (о), (и), (ы), (у). Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
2 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры | 4 | |
2.1 | Анализ односложных слов. | 1 | |
2.2 | Анализ двухсложных слов. | 1 | |
2.3 | Анализ трёхсложных слов. | 1 | |
2.4 | Анализ слов различной слоговой структуры. | 1 | |
3 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных | 28 | |
3.1 | Сонорные звуки и буквы, которые их обозначают. | 1 | |
3.2 | Дифференциация звуков (л) -(р), (л') - (р') | 1 | |
3.3 | Парные звонкие и глухие согласные З – С. | 1 | |
3.4 | Дифференциация звуков (с) -(з), (с') - (з'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.5 | Парные звонкие и глухие согласные Г – К. | 1 | |
3.6 | Дифференциация звуков (г) -(к), (г') - (к'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.7 | Парные звонкие и глухие согласные Б – П. | 1 | |
3.8 | Дифференциация звуков (б) -(п), (б') - (п'). Звонкие и глухие согласные | 1 | |
3.9 | Парные звонкие и глухие согласные Д –Т. | 1 | |
3.10 | Дифференциация звуков (д) -(т), (д') - (т'). Звонкие и глухие согласные | 1 | |
3.11 | Парные звонкие и глухие согласные В-Ф | 1 | |
3.12 | Дифференциация звуков (в) -(ф), (в') - (ф'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.13 | Парные звонкие и глухие согласные Ж – Ш. | 1 | |
3.14 | Дифференциация звуков (ж) - (ш). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.15 | Дифференциация звуков (с) - (ш). | 1 | |
3.16 | Дифференциация звуков (ж) - (з). | 1 | |
3.17 | Правописание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | |
3.18 | Непарные глухие согласные Ч,Щ, Ц, Х. | 1 | |
3.19 | Дифференциация звуков (г), (к), (х). | 1 | |
3.20 | Дифференциация звуков (ш), (щ). | 1 | |
3.21 | Дифференциация звуков (ч), (щ). | 1 | |
3.22 | Дифференциация звуков (ц), (щ) | 1 | |
3.23 | Дифференциация звуков (с), (ц). | 1 | |
3.24 | Правописание слов с сочетаниями ча. чу. | 1 | |
3.25 | Правописание слов с сочетаниями ща, щу | 1 | |
3.26 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн. | 1 | |
3.27 | Парные звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов. | 1 | |
3.28 | Правописание звонких и глухих согласных, подбор проверочных слов. | 1 | |
4 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале гласных букв Е, Ё,Я, Ю. | 12 | |
4.1 | Буква Я и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.2 | Буква Ё и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.3 | Буква Ю и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.4 | Буква Е и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.5 | Дифференциация букв Е и Ё. | 1 | |
4.6 | Закрепление зрительного образа иотированных гласных букв. | 1 | |
4.7 | Уточнение знаний о мягком и твёрдом разделительных знаках. | 1 | |
4.8 | Смыслоразличительная роль разделительного Ь знака. | 1 | |
4.9 | Смыслоразличительная роль разделительного Ъ знака. | 1 | |
4.10 | Дифференциация разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | |
4.11 | Звукобуквенный анализ слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | 1 | |
4.12 | Развитие графомоторных навыков: закрепление зрительного образа букв,Е, Ё, Ю,Я, запись слогов, слов и предложений. | 1 | |
5 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале твердых и мягких согласных (Дифференциация твёрдых и мягких согласных) | 13 | |
5.1 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | |
5.2 | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. | 1 | |
5.3 | Буквы И, Ы. Дифференциация гласных И - Ы в слогах, словах. Дифференциация гласных И - Ы в предложениях. | 1 | |
5.4 | Буква Я. Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах. Дифференциация гласных А - Я в предложениях. | 1 | |
5.5 | Буква Е. Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах. Дифференциация гласных О - Е в предложениях | 1 | |
5.6 | Буква Ю. Дифференциация гласных У - Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных У - Ю в предложениях. | 1 | |
5.7 | Дифференциация гласных Ё-Юв слогах, словах. Дифференциация гласных Е - Ю в предложениях. | 1 | |
5.8 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в конце слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. | 1 | |
5.9 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в середине слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине слова. | 1 | |
5.10 | Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
5.11 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения. | 1 | |
5.12 | Разделительный твердый знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
5.13 | Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
6 | Дифференциация сходных по написанию букв в словах, слогах, предложениях | 6 | |
6.1 | Дифференциация букв о – а. | 1 | |
6.2 | Дифференциация букв и - у. | 1 | |
6.3 | Дифференциация букв б – д. | 1 | |
6.4 | Дифференциация букв п – т. | 1 | |
6.5 | Дифференциация букв и - ш. | 1 | |
6.6 | Закрепление. Дифференциация смешиваемых пар букв. | 1 | |
7 | Повторение (Повторение и закрепление пройденного материала, используя игровые моменты, ребусы и кроссворды.) | 6 | |
7.1 | Повторение. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | |
7.2 | Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные) Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные). | 1 | |
7.3 | Повторение. Согласные звуки: твердые и мягкие. | 1 | |
7.4 | Проверочная работа. – Диктант. | 1 | Диктант |
7.5 | Проверка техники чтения. | 1 | |
7.6 | Итоговое игровое занятие « Буквы едут в гости к нам». - Занимательные задания: кроссворды, ребусы, загадки. | 1 |
6.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984
2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. -М.: Просвещение, 1991.
3.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
4.Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
5.Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
6.Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2000» (ГБОУ Школа № 2000)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Грамотей Л» Направленность: социально-педагогическая Уровень: ознакомительный Возраст учащихся: 6-12 лет Срок реализации: 9 месяцев (76 часов ) Автор-составитель: Денисова Наталья Ивановна педагог дополнительного образования
|
Москва 2017
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по устранению нарушений в устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Закона РФ «Об образовании», инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2, составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов – практиков :Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И.
Направленность: социально-педагогическая
Актуальность программы: В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.
Объем программы: 76 часов
Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь - май) 2 раза в неделю.
Цель:
Устранить нарушения в развитии устной и письменной речи у учащихся и всестороннее развитие ребенка.
Задачи:
- Сформировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов и предложений, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Развитие навыков построения связного высказывания. Отбор языковых средств, адекватной смысловой концепции для построения высказываний в тех или иных целях общения.
- Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные. Основная форма работы: групповая
2.Общая характеристика коррекционного курса
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (76 часов) для учащихся 1- 4 классов.
2. Основные разделы программы:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. |
| 7 |
2. |
| 4 |
3. |
| 28 |
4. |
| 12 |
5. |
| 13 |
6. |
в словах, слогах, предложениях. | 6 |
7.
|
| 6 Итого: 76 часов |
3.Результаты освоения программы:
Предметные
К концу коррекционного обучения учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;
- отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;
- буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
- правописание предлогов и приставок;
- основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных).
К концу коррекционного обучения дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- уметь производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
- определять какой частью речи являются данные слова;
- писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных)
- правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции;
- составлять предложения различных типов;
• составлять связные высказывания на заданные темы.
Метапредметные
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных задач.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
аналогий;
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
Личностные
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
4.Содержание учебного курса
1.Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи – 7 часов
В мире звуков. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. - Знакомство с гласными и согласными звуками. Распознавание гласных и согласных звуков. Развитие слухового восприятия, артикуляционной моторики, моторики пальцев рук.
*Гласные звуки и буквы, слогообразующая роль гласных. - Выделение гласных звуков в словах (определение наличия кии отсутствия заданного звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Закрепление звукобуквенных связей. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, логического мышления, связной речи. Развитие навыка письма. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развитие познавательной активности.
1. Гласные звуки.
2.Звук (а). Буквы А а
3.Звук (0). Буквы О о
4.Звук (у). Буквы У у
5.Звук (ы). Буква ы
6.Звук (и). Буквы И и
7. Гласные звуки (а), (о), (и), (ы), (у). Слогообразующая роль гласных.
2.Развитие фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры - 4 часа
*Анализ слов с различной слоговой структурой. - Выделение гласных звуков (а, о, у, ы, и) в словах. Практическое усвоение правила: сколько гласных столько и слогов. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства (хлопки, шаги). Составление слоговых графических схем слов. Развитие навыков фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза. Развитие пространственного восприятия и ориентации.
8.Анализ односложных слов.
9.Анализ двухсложных слов.
10.Анализ трёхсложных слов.
11.Анализ слов различной слоговой структуры.
3.Развитие фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных - 28 часов
*Согласные звуки и буквы, дифференциация звонких и глухих согласных
- Знакомство с согласными звуками и буквами. Закрепление звукобуквенных связей. Уточнение артикуляции изучаемых звуков. Выделение согласных звуков в словах: определение наличия или отсутствия звука в слове; вычленение звука из начала и конца слова; определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности и количества звуков в слове. Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками (парными и непарными). Дифференциация звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, предложениях. Тренировочные упражнения по отработке навыка чтения. Чтение слогов и слов с дифференцируемыми звуками. Работа со словами - паронимами. Работа со скороговорками и чистоговорками. Усвоение норм орфографии: правописание парных звонких и глухих согласных. Отработка навыка письма под диктовку. Развитие зрительного и слухового восприятия. Обогащение словарного запаса. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук. Развитие высших психических функций. Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза.
12. Сонорные звуки и буквы, которые их обозначают.
13. Дифференциация звуков (л) -(р), (л') - (р')
14.Парные звонкие и глухие согласные З – С.
15. Дифференциация звуков (с) -(з), (с') - (з'). Звонкие и глухие согласные.
16. Парные звонкие и глухие согласные Г – К.
17.Дифференциация звуков (г) -(к), (г') - (к'). Звонкие и глухие согласные.
18. Парные звонкие и глухие согласные Б – П.
19. Дифференциация звуков (б) -(п), (б') - (п'). Звонкие и глухие согласные
20. Парные звонкие и глухие согласные Д –Т.
21. Дифференциация звуков (д) -(т), (д') - (т'). Звонкие и глухие согласные
22. Парные звонкие и глухие согласные В-Ф
23. Дифференциация звуков (в) -(ф), (в') - (ф'). Звонкие и глухие согласные.
24. Парные звонкие и глухие согласные Ж – Ш.
25. Дифференциация звуков (ж) - (ш). Звонкие и глухие согласные.
26. Дифференциация звуков (с) - (ш).
27. Дифференциация звуков (ж) - (з).
28. Правописание слов с сочетаниями жи, ши.
29. Непарные глухие согласные Ч,Щ, Ц, Х.
30. Дифференциация звуков (г), (к), (х).
31. Дифференциация звуков (ш), (щ).
32. Дифференциация звуков (ч), (щ).
33. Дифференциация звуков (ц), (щ)
34. Дифференциация звуков (с), (ц).
35. Правописание слов с сочетаниями ча. чу.
36. Правописание слов с сочетаниями ща, щу.
37. Правописание слов с сочетаниями чк, чн.
38. Парные звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов.
39. Правописание звонких и глухих согласных, подбор проверочных слов.
4. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале йотированных гласных е,ё,ю,я – 12 часов.
*Дифференциация гласных в обозначении 1—ого звука и 2—ух звуков. Сравнение букв при обозначении 1-ого и 2-ух звуков, развитие слухового восприятия. Выбор гласных букв для обозначения 2-ух звуков. Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаком, их дифференциация. Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Развитие высших психических функций. Развитие орфографической зоркости.
40. Буква Я и звуки, которые она обозначает.
41. Буква Ё и звуки, которые она обозначает.
42. Буква Ю и звуки, которые она обозначает.
43. Буква Е и звуки, которые она обозначает.
44. Дифференциация букв е и ё.
45. Закрепление зрительного образа йотированных букв е, ё, ю, я.
46. Уточнение знаний о разделительных твёрдом и мягком знаках.
47. Смыслоразличительная роль разделительного Ь знака.
48. Смыслоразличительная роль разделительного Ъ знака.
49. Дифференциация разделительных Ъ и Ь знаков.
50. Звукобуквенный анализ слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
51. Развитие графомоторных навыков: закрепление зрительного образа букв, запись слогов, слов и предложений.
5. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале твердых и мягких согласных – 13 часов.
*Дифференциация твёрдых и мягких согласных. - Сравнивание в артикуляции твердых и мягких звуков, развитие слухового восприятия. Гласные 2 ряда: Я, Ё, Е, Ю, И. Дифференциация гласных звуков и букв (а-я, о-ё, ы-и, у-ю) в слогах, словах, предложениях. Выбор гласных букв для обозначения мягкости согласных на письме. Тренировочные упражнения в чтении слогов, слов с гласными А-Я, Ы-И, О- Ё, У-Ю. Разучивание чистоговорок. Правописание слов с мягким знаком. Мягкий знак в функции смягчения и разделения. Тренировочные упражнения в чтении слов с мягким знаком, и твёрдым знаком. Развитие слуховых дифференциаций (твердость - мягкость согласных)ю Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Развитие высших психических функций. Развитие орфографической зоркости.
52. Дифференциация твердых и мягких согласных.
53. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
54. Буквы И, Ы. Дифференциация гласных И - Ы в слогах, словах. Дифференциация гласных И - Ы в предложениях.
Чтение слов с гласными И, Ы после согласных.
55. Буква Я. Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах. Дифференциация гласных А - Я в предложениях. Чтение слов с гласными А, Я после согласных.
56. Буква Е. Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах. Дифференциация гласных О - Е в предложениях
Чтение слов с гласными О, Е после согласных.
57. Буква Ю. Дифференциация гласных У - Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных У - Ю в предложениях.
Чтение слов с гласными У, Ю после согласных.
58. Дифференциация гласных Ё-Юв слогах, словах. Дифференциация гласных Е - Ю в предложениях.
Чтение слов с гласными Е, Ю после согласных.
59. Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в конце слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Чтение слов с мягким знаком на конце.
60. Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в середине слова.
Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине слова. Чтение слов с мягким знаком в середине слова.
61. Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Чтение слов с разделительным мягким знаком.
62. Мягкий знак в функции смягчения и разделения.
63. Разделительный твердый знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком.
64. Чтение слов с разделительным твёрдым знаком.
6. Дифференциация сходных по написанию букв в словах, слогах, предложениях. – 6 часов.
*Дифференцировать сходные по начертанию буквы в слогах, словах. Закрепление связей между звуком и буквой. Работа с изографами. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза. Расширение объёма зрительной памяти.
65. Дифференциация букв о – а.
66. Дифференциация букв и -у.
67. Дифференциация букв б – д.
68. Дифференциация букв п –т.
69. Дифференциация букв и-ш.
70. Закрепление. Дифференциация смешиваемых пар букв.
7.Повторение. – 6 часов
*Повторение и закрепление пройденного материала, используя игровые моменты, ребусы и кроссворды.
71. Повторение. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
72. Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные) Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные).
73. Повторение. Согласные звуки: твердые и мягкие.
74. Проверочная работа. – Диктант.
75. Проверка техники чтения.
76. Итоговое игровое занятие « Буквы едут в гости к нам». - Занимательные задания: кроссворды, ребусы, загадки.
5.Календарно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации ( контроля) |
1. | Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. ( Гласные звуки и буквы, слогообразующая роль гласных). | 7 | |
1.1 | Гласные звуки. | 1 | |
1.2 | Звук (а). Буквы А а | 1 | |
1.3 | Звук (0). Буквы О о | 1 | |
1.4 | Звук (у). Буквы У у | 1 | |
1.5 | Звук (ы). Буква ы | 1 | |
1.6 | Звук (и). Буквы И и | 1 | |
1.7 | Гласные звуки (а), (о), (и), (ы), (у). Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
2 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры | 4 | |
2.1 | Анализ односложных слов. | 1 | |
2.2 | Анализ двухсложных слов. | 1 | |
2.3 | Анализ трёхсложных слов. | 1 | |
2.4 | Анализ слов различной слоговой структуры. | 1 | |
3 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных | 28 | |
3.1 | Сонорные звуки и буквы, которые их обозначают. | 1 | |
3.2 | Дифференциация звуков (л) -(р), (л') - (р') | 1 | |
3.3 | Парные звонкие и глухие согласные З – С. | 1 | |
3.4 | Дифференциация звуков (с) -(з), (с') - (з'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.5 | Парные звонкие и глухие согласные Г – К. | 1 | |
3.6 | Дифференциация звуков (г) -(к), (г') - (к'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.7 | Парные звонкие и глухие согласные Б – П. | 1 | |
3.8 | Дифференциация звуков (б) -(п), (б') - (п'). Звонкие и глухие согласные | 1 | |
3.9 | Парные звонкие и глухие согласные Д –Т. | 1 | |
3.10 | Дифференциация звуков (д) -(т), (д') - (т'). Звонкие и глухие согласные | 1 | |
3.11 | Парные звонкие и глухие согласные В-Ф | 1 | |
3.12 | Дифференциация звуков (в) -(ф), (в') - (ф'). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.13 | Парные звонкие и глухие согласные Ж – Ш. | 1 | |
3.14 | Дифференциация звуков (ж) - (ш). Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
3.15 | Дифференциация звуков (с) - (ш). | 1 | |
3.16 | Дифференциация звуков (ж) - (з). | 1 | |
3.17 | Правописание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | |
3.18 | Непарные глухие согласные Ч,Щ, Ц, Х. | 1 | |
3.19 | Дифференциация звуков (г), (к), (х). | 1 | |
3.20 | Дифференциация звуков (ш), (щ). | 1 | |
3.21 | Дифференциация звуков (ч), (щ). | 1 | |
3.22 | Дифференциация звуков (ц), (щ) | 1 | |
3.23 | Дифференциация звуков (с), (ц). | 1 | |
3.24 | Правописание слов с сочетаниями ча. чу. | 1 | |
3.25 | Правописание слов с сочетаниями ща, щу | 1 | |
3.26 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн. | 1 | |
3.27 | Парные звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов. | 1 | |
3.28 | Правописание звонких и глухих согласных, подбор проверочных слов. | 1 | |
4 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале гласных букв Е, Ё,Я, Ю. | 12 | |
4.1 | Буква Я и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.2 | Буква Ё и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.3 | Буква Ю и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.4 | Буква Е и звуки, которые она обозначает. | 1 | |
4.5 | Дифференциация букв Е и Ё. | 1 | |
4.6 | Закрепление зрительного образа иотированных гласных букв. | 1 | |
4.7 | Уточнение знаний о мягком и твёрдом разделительных знаках. | 1 | |
4.8 | Смыслоразличительная роль разделительного Ь знака. | 1 | |
4.9 | Смыслоразличительная роль разделительного Ъ знака. | 1 | |
4.10 | Дифференциация разделительных Ъ и Ь знаков. | 1 | |
4.11 | Звукобуквенный анализ слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | 1 | |
4.12 | Развитие графомоторных навыков: закрепление зрительного образа букв,Е, Ё, Ю,Я, запись слогов, слов и предложений. | 1 | |
5 | Развитие фонетико-фонематических представлений на материале твердых и мягких согласных (Дифференциация твёрдых и мягких согласных) | 13 | |
5.1 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | |
5.2 | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. | 1 | |
5.3 | Буквы И, Ы. Дифференциация гласных И - Ы в слогах, словах. Дифференциация гласных И - Ы в предложениях. | 1 | |
5.4 | Буква Я. Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах. Дифференциация гласных А - Я в предложениях. | 1 | |
5.5 | Буква Е. Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах. Дифференциация гласных О - Е в предложениях | 1 | |
5.6 | Буква Ю. Дифференциация гласных У - Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных У - Ю в предложениях. | 1 | |
5.7 | Дифференциация гласных Ё-Юв слогах, словах. Дифференциация гласных Е - Ю в предложениях. | 1 | |
5.8 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в конце слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. | 1 | |
5.9 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Мягкий знак в середине слова. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине слова. | 1 | |
5.10 | Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
5.11 | Мягкий знак в функции смягчения и разделения. | 1 | |
5.12 | Разделительный твердый знак. Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
5.13 | Звукобуквенный анализ слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
6 | Дифференциация сходных по написанию букв в словах, слогах, предложениях | 6 | |
6.1 | Дифференциация букв о – а. | 1 | |
6.2 | Дифференциация букв и - у. | 1 | |
6.3 | Дифференциация букв б – д. | 1 | |
6.4 | Дифференциация букв п – т. | 1 | |
6.5 | Дифференциация букв и - ш. | 1 | |
6.6 | Закрепление. Дифференциация смешиваемых пар букв. | 1 | |
7 | Повторение (Повторение и закрепление пройденного материала, используя игровые моменты, ребусы и кроссворды.) | 6 | |
7.1 | Повторение. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | |
7.2 | Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные) Повторение. Согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные). | 1 | |
7.3 | Повторение. Согласные звуки: твердые и мягкие. | 1 | |
7.4 | Проверочная работа. – Диктант. | 1 | Диктант |
7.5 | Проверка техники чтения. | 1 | |
7.6 | Итоговое игровое занятие « Буквы едут в гости к нам». - Занимательные задания: кроссворды, ребусы, загадки. | 1 |
6.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984
2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. -М.: Просвещение, 1991.
3.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
4.Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
5.Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
6.Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования православно-театрального кружка «Истоки». Возраст учащихся 6,5-10лет. Период реализации 4 года.
Программа ориентирована на работу духовно-нравственной направленности и православную тематику постановок и театрализованных представлений. Тематическое планирование...
Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста
Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....
Дополнительная общеразвивающая программа "Английский язык", возраст учащихся 6-8 лет
Данная дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе УМК «Английский в фокусе – Starter». Принципы, положенные в основу обучения английскому языку в данном УМК, во многом совпадают с п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОФП» Срок реализации 1 год Возраст учащихся 7 – 10 лет (2 – 4 класс )
Рабочая программа кружка "ОФП" Возраст учащихся 7 – 10 лет (2 – 4 класс )...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Бумажное приключение» квиллинг, торцевание
Кружковая работа в детском приюте– одно из направлений творческого, социально-личностного и интеллектуального развития воспитанников, которое дает возможность выявить и развить творческие способ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мы на Севере живём» по изучению дошкольниками национально- регионального компонента для среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста 2021 - 2022 учебный год
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждениедетский сад «Радуга»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...